Возрастной психологии

Ю9.Я7

С 60

Е.Л. Солдатова

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебное пособие

Челябинск

Издательство ЮУрГУ

ПРЕДМЕТ, задачи и методы

возрастной психологии.

Возрастная психология - отрасль психологической науки. Предметом её исследования является возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека.

К числу наиболее значимых проблем, которыми занимается возрастная психология относятся:

· научное обоснование возрастных норм различных психофизиологических функций

· выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в разные периоды его жизни;

· научное прогнозирование развития;

· обоснование роли и значения каждого предыдущего этапа развития для последующего.

Возрастная эволюция психики имеет определенную специфику, которая заключается в следующих ее особенностях:

· возрастная динамика различных форм психики отличается разной интенсивностью и играет разные роли в психическом развитии на каждом этапе человеческой жизни;

· возрастные особенности проявления психических функций взаимосвязаны с индивидуальными особенностями развития каждого конкретного человека.

Современное состояние психологической науки позволяет изучать возрастную изменчивость с точки зрения нескольких аспектов:

Онтологический аспект (закономерности соотношения биологического и социального в понимании возрастных изменений человека).

Хронологический аспект (характеризует психическую эволюцию как процесс, осуществляющийся во времени на протяжении всей жизни человека; возрастная динамика определяется по таким метрическим критериям, как скорость, темп, длительность, направленность (вектор) изменений психических явлений на разных этапах развития. Этот подход позволяет выявить неравномерность и гетерохронность развития психики.

Структурно-динамический аспект позволяет оценить закономерности качественных преобразований, определить, каким образом на разных этапах осуществляется преемственность и преобразование психических структур (явлений).

Каузальный аспект рассматривает проблему детерминации (определяет развитие движущих сил и условий эволюции человека, рассматривая внешние и внутренние факторы).

Разделы возрастной психологии:

· Детская психология

· Юношеская психология

· Психология взрослого человека

· Геронтопсихология

Рассматривая связь возрастной психологии с другими отраслями психологической науки и с другими науками следует обратить внимание на :

· связь с общей психологией,

· связь с другими отраслями психологии (социальная, дифференциальная, педагогическая, сравнительная и т.д.),

· связь с педагогикой, философией, физиологией, анатомией,

· связь с математическими науками.

Прикладное и теоретическое значение возрастной психологии.

Задачи возрастной психологии.

Теория и практика всегда связаны. Практические аспекты диктуют свои требования к теоретическим разработкам. Новое в теории оказывает влияние на практику.

Интерес к проблеме психического развития продиктован многими причинами, среди которых :

· связанные с обучением и педагогической деятельностью: (раннее обучение; дифференцированное обучение; профотбор);

· связанные с производством (трудом): (творческий потенциал, работоспособность человека на протяжении его сознательной жизни);

· связанные с практической работой в сфере общения;

· связанные с клинической диагностикой в целях профилактики, лечения, трудовой экспертизы;

· связанные с акселерацией и профилактикой старения, отодвиганием границ геронтогенеза на более поздние сроки.

Выделяют 3 группы задач, решаемых возрастной психологией:

—Научно-исследовательские задачи рассматривают объект науки на разных уровнях: на уровне общих закономерностей и фактов развития и на уровне специфического их проявления в отдельные периоды жизни.

—Диагностические задачи заключаются в распознавании и оценке степени зрелости индивидных и социальных характеристик личности на любом этапе развития человека, что позволяет оценивать отклонения в психическом развитии у лиц разного возраста, определять потенциальные возможности.

—Коррекционные задачи ориентированы на исправление дефектов в психическом развитии и на устранение причин, их вызывающих. Осуществляются путем психологического консультирования, тренингов, индивидуальных рекомендаций и т.п., и зависят от готовности самих лиц, нуждающихся в помощи.

Методы исследования в возрастной психологии.

Уровень развития теории определяет возможные методы исследования. Из истории развития возрастной психологии видно, что в зависимости от уровня ее развития, от теорий, господствующих на определенном этапе, зависит и выбор стратегии исследования.

Сначала задача детской психологии заключалась в накоплении фактов и расположении их во временной последовательности. Этой задаче соответствовала стратегия наблюдения. Уже тогда исследователи пытались понять и определить движущие силы развития, но для решения этой задачи не было объективных возможностей. Как правило, длительное систематическое наблюдение за ребенком производят близкие ему люди (родители или те, у кого хороший эмоциональный контакт с ним), что позволяло получить более достоверную и полную информацию. Однако не было единой техники наблюдения, потому дневники часто не просто констатировали сам факт, а содержали отношение к нему - субъективную оценку.

Тем не менее, психология накопила довольно много материала, который можно было систематизировать; выделить этапы и стадии закономерности этого развития, и, конечно, попытаться понять причину развития с тем, чтобы потом выявить основные тенденции.

Следующим шагом в исследовании развития стало использование стратегии естественнонаучного констатирующего эксперимента, который позволял установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание.

Обе эти стратегии широко используются в возрастной психологии и в настоящее время. Заметим, что изучение явлений с помощью этих методов происходит пассивно, поскольку они не оказывают воздействия на процесс развития, т.е. данные методы описывают только само «явление», внешние симптомы развития, а не причины, его вызывающие.

Следующим шагом в развитии стратегии исследования явилось появление тестов. В начале века были сделаны первые попытки экспериментального исследования умственного развития детей. Метод тестов широко применяется в психологии, но в этих исследованиях всегда представлены усредненные данные, общие для популяции этого возраста. Метод поперечных срезов дает информацию о средних значениях и нормах, но не учитывает индивидуальные особенности детей. Развитие выглядит как равномерная линия, где скрыты все качественные преобразования.

Следующим шагом на пути развития стратегий исследования психического развития стал метод продольных срезов (лонгитюдный метод), при котором изучались особенности развития одного человека в течение длительного времени. Данный метод позволяет получить более дифференцированную «кривую развития» изучаемого феномена. Однако он является очень трудоемким, а полученные данные не могут интерпретироваться как общие для всех людей, кроме того он не объясняет механизмов психических явлений.

На вопрос о том, как же происходит развитие, позволяет дать ответ метод формирующего эксперимента, предложенный Л.С. Выготским и названный им экспериментально-генетическим методом. В свое время он был использован при изучении формирования когнитивной сферы

Стратегия формирования психических процессов интенсивно разрабатывается в настоящее время. Она основана на активном вмешательстве в процесс развития, на построении процесса с заданными свойствами. Именно потому, что стратегия формирования психического процесса приводит к намеченному результату, можно судить о его причине.

Особый способ получения информации о психическом развитии – близнецовый метод. Сущность его – сопоставление в условиях эксперимента психического развития однояйцевых близнецов. Это позволяет, принимая во внимание идентичность их наследственного фонда, вычленить влияние целого ряда факторов среды и воспитательного воздействия.

Классификация методов,

применяемых в возрастной психологии (Ананьев Б.Г.)

Организационные:лонгитюдные;

«поперечных» срезов;

комплексный.

Эмпирические:обсервационные

(наблюдение, самонаблюдение);

эксперимент

(лабораторный, полевой, естественный,

констатирующий, формирующий);

биографический

(дневники, анализ жизнедеятельности);

анкетирование, интервью, беседы;

психодиагностические

(тесты, опросники);

изучение рисунка и др. продуктов деятельности.

Обрабатывающие:количественные

- определение среднего арифметического, коэффициента вариации, критерия Стьюдента и т.п.,

- регрессионный анализ,

- корреляционный анализ;

-факторный анализ,

- дисперсионный анализ,

качественные

- психологическая казуистика,

- дифференциация по типам, группам, вариантам развития.

Интерпретационные:генетические

–описание и интерпретация генетических связей между фазами и уровнями развития);

структурные

–описание и интерпретация взаимосвязей между отдельными параметрами развития).

Контрольные вопросы:

1. В чем выражается актуальность и значимость возрастной психологии в современных условиях?

2. С какими науками наиболее тесно связана возрастная психология ? Почему?

3. Каким образом развитие теоретических представлений в психологии определяло развитие методов возрастной психологии?

4. В чем заключаются положительные и отрицательные стороны лонгитюдного метода и метода поперечных срезов?

Наши рекомендации