Закономерности и принципы обучения

Закономерности обучения — это объективные, существен­ные, устойчивые связи между составными компонентами про­цесса обучения, но эти связи, зависимости носят преимуще­ственно вероятностно-статистический характер, проявляют­ся как тенденция, т. е. не в каждом отдельном случае, а в некотором множестве случаев.

Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внутренние. Первые характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий, от социальной и по­литической ситуации, уровня культуры и пр.

К внутренним закономерностям процесса обучения отно­сятся связи между его компонентами: между целями, содер­жанием, методами, средствами, формами.

Назовем ряд закономерностей, проявляющихся в обучении при наличии опре­деленных условий:

  • обучающая деятельность преподавателя носит и воспи­тывающий характер (но в зависимости от условий это воспи­тательное воздействие может иметь большую или меньшую силу, может быть положительным и отрицательным)
  • зависимость между взаимодействием педагога и учени­ка и результатами обучения (чем интенсивнее, сознательнее учебно-познавательная деятельность ученика, тем выше качество обучения)
  • зависимость между тем, что прочность усвоения учебного материала зависит от систематического повторения изученного, от вклю­чения его в ранее пройденный и в новый материал.
  • зависимость развития умений учащихся от применения поисковых методов, проблемного обучения
  • зависимость формирования понятий в сознании обуча­емых от специальной познавательной деятельности по выде­лению существенных признаков, явлений, по сопоставлению различных понятий.

Закономерности обучения. (Харламов)

Для успешного обучения важно знать не только его сущность и внутреннюю структуру, но и те глубинные закономерности, на основе которых оно должно осуществляться. При рассмотрении этих закономерностей большое значение имеет, прежде всего, то, что обучение как средство развития и формирования личности является составной частью воспитания, понимаемого в его широком смысле. Отсюда следует, что обучению присущи все те закономерности, на основе которых осуществляется воспитание в целом. Основные из них следующие:

а) направленность обучения на решение задач всестороннего и гармоничного развития личности;

б) деятельностный характер обучения;

в) единство потребностно-мотивационной сферы и учебно-познавательной активности обучающихся;

г) проявление уважения и требовательности к учащимся, укрепление их личного достоинства в процессе обучения;

д) обеспечение радости успехов в овладении знаниями;

е) раскрытие способностей и творческих задатков учащихся и опора на их положительные свойства и качества в процессе обучения;

ж) учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения;

з) повышение влияния коллектива на улучшение качества учебной работы;

и) согласованность и единство педагогических усилий школы, семьи и общественности в стимулировании учебно-познавательной активности учащихся,

Специфические закономерности обучения.К этим закономерностям относятся следующие:

а) научность и мировоззренческая направленность обучения;

б) проблемность обучения;

в) наглядность обучения;

г) активность и сознательность учащихся в процессе обучения;

д) доступность обучения;

е) систематичность и последовательность обучения;

ж) прочность обучения и его цикличность;

з) единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

В соответствии с закономерностями обучения выделяют принципы обучения:

Принципы обучения.(Харламов)

К наиболее важным дидактическим принципам (принципам обучения) относятся следующие:

а) обучение должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность (учителю необходимо глубоко и доказательно каждое научное положение);

б)обучение должно характеризоваться проблемностью(в процессе обучения необходимо ставить перед учащимися познавательные проблемы и задачи, создавать проблемные ситуации, которые побуждали бы их к поисково-познавательной деятельности);

в)обучение должно быть наглядным (система учебно-наглядных пособий, позволяющих сделать доступными наблюдению даже такие предметы и явления, которые в обычных условиях не могут восприниматься с помощью органов чувств. Учебно-наглядные пособия и технические средства обучения могут выполнять двойную роль: с одной стороны, они служат источниками новых знаний, а с другой — как средства выработки практических умений и навыков у учащихся);

г)обучение должно быть активным и сознательным (для активного и сознательного овладения знаниями необходимо приучать школьников к постановке вопросов как перед учителем, так и для самостоятельного ответа и разрешения);

д)обучение должно быть доступным (необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным);

е) обучение должно быть систематическим и последовательным;

ж)обучение должно быть прочным (овладение знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями достигается только тогда, когда они, с одной стороны, обстоятельно осмыслены, а с другой — хорошо усвоены и продолжительное время сохраняются в памяти);

з)в процессе обучения в органическом единстве необходимо осуществлять образование, развитие и воспитание учащихся (важное значение имеет подбор фактического материала, позволяющего глубоко осмысливать знания, развивать мышление и творческие способности учащихся, а также способствовать формированию их мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, необходим выбор таких методов обучения, которые активизировали бы мышление школьников, их самостоятельность и обеспечивали глубокое овладение мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями. Связь теории с практикой, обучения с общественной деятельностью… ).

Наши рекомендации