Закономерности и принципы обучения. Общие закономерности процесса обучения:

Общие закономерности процесса обучения:

1. Закономерность цели обучения.

Цель обучения зависит от:

· уровня и темпов развития общества;

· потребностей и возможностей общества;

· уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.

2. Закономерность содержания обучения.

Содержание обучения зависит от:

· общественных потребностей и целей обучения;

· темпов социального и научно-технического прогресса;

· возрастных возможней школьников;

· уровня развития теории и практики обучения;

· материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.

3. Закономерность качества обучения.

Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от:

· продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов;

· характера и объема изучаемого материала;

· организационно-педагогического воздействия обучающих;

· обучаемости учащихся;

· времени обучения.

4. Закономерность методов обучения.

Эффективность дидактических методов зависит от:

· знаний и навыков в применении методов;

· цели обучения;

· содержания обучения;

· возраста учащихся;

· учебных возможностей (обучаемости) учащихся;

· материально-технического обеспечения;

· организации учебного процесса.

5. Закономерность управления обучением.

Продуктивность обучения зависит от:

· интенсивности обратных связей в системе обучения;

· обоснованности корректирующих воздействий.

6. Закономерность стимулирования обучения.

Продуктивность обучения зависит от:

· внутренних стимулов (мотивов) обучения;

· внешних стимулов.

Принципы обучения (по П.И. Пидкасистому):

1) Сознательность, активность, самостоятельность – один из главных принципов современной дидактической системы

· Обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности, включаются в процесс самостоятельного добывания знаний (выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения).

· Этого можно добиться, если:

o опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения (на первом месте – познавательные интересы, профессиональные склонности);

o включать учеников в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процесс поиска и решения научных и практических проблем;

o использовать такие методы обучения, как дидактические игры, дискуссии;

o стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.

· Реализация данного принципа способствует не только формированию знаний и развитию детей, но и их социальному росту, воспитанию.

2) Наглядность:

· Эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.

· В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать - через это вести к знаниям. Если нет возможности дать реальные предметы на всех этапах пед. процесса, используются наглядные средства: модели, рисунки, лабораторное оборудование.

· Виды наглядности:

o естественная (предметы объективной реальности);

o экспериментальная (опыты, эксперименты);

o объемная (макеты, фигуры);

o изобразительная (картины, фото, рисунки);

o звуковая (магнитофон);

o символическая и графическая (карты, схемы, графики, формулы);

o внутренняя (образы, создаваемые речью учителя).

3) Систематичность, последовательность, комплексность в обучении:

· Придает системный характер учебной Д, теоретическим знаниям, практическим умениям учащихся.

· Требует логического построения и содержания, и процесса обучения, что выражается в ряде правил:

o изучаемый материал планируется, делится на логические разделы - темы, устанавливая порядок и методику работы с ним;

o в каждой теме устанавливаются содержательные центры, выделить главные понятия, идеи, структурировать материал урока;

o при изучении курса устанавливаются внешние и внутренние связи между теориями, законами, фактами.

4) Обучение на высоком уровне трудности: на низком уровне трудности не происходит развитие.

5) Прочность овладения:

· Требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью сознания, основой привычек и поведения.

· Для прочного усвоения необходимо

o сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу;

o правильно организовать количество и периодичность упражнений и повторения материала, необходимо учесть индивидуальные различия;

o прочность знаний обеспечивается систематическим контролем над результатами обучения, проверкой и оценкой.

6) Групповой и индивидуальный подход:

· В процессе обучения следует использовать разнообразные формы организации обучения: урок, экскурсии, практикумы, а так же различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе: индивидуальную работу, работу в постоянных или сменных парах, в малых и больших группах.

45. Методы воспитания.(28)

Метод воспитания – модель организации деятельности педагога и ребенка, конструируемая с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе.

Методы воспитания:

· это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности с воспитателями;

· это пути достижения заданной цели воспитания;

· это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанника и взаимодействие с ним с целью выработки у них позиции и качеств, заданных целью воспитания.

В структуре метода всегда есть приемы и средства (так слово - средство, а реплика, замечание, сравнение - приемы).

Наши рекомендации