Сущность процесса обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Закономерности и принципы обучения

Педагогика как наука. Генезис и основные этапы развития педагогики. Объект, предмет, задачи педагогики. Место и роль педагогики в системе наук о человеке.

Педагогика- это наука об образовании и по формированию и развитию личности. Генезис - процесс образования и становления развивающегося явления. Этапы развития педагогики:

I.Эмпирический этап. С древнейших времен человечество накапливало опыт обучения и воспитания разных времен и народов, создания различных образовательных учреждений. Например, спартанские школы, монастырские, соборные

II. Этап формирования педагогики как науки. В период Средневековья церковь направляет воспитание в религиозное русло. Образование потеряло свободу и прогрессивную направленность античных времен. III. Этап развития педагогики в 20 в.Педагогическая наука развивалась, как на Западе, так и на Востоке, создавая специалистов конкретного профиля. В настоящее время педагогика нацелена на процесс обучения в разных учебных заведениях страны, профессиональная подготовка специалистов различного профиля, и работников социальной сферы.

Объект- воспитание в широком смысле. Предмет - система отношений, возникающих в ходе воспитания; Задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной,политическойит. д.

-изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами;

-разработку новых методов, средств и форм обучения и воспитания;

-участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;

-разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности. Место педагогики выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками, которые оказывали влияние на ее становление и развитие. Связь с психологией, философией, биологией, антропологией, медициной и д.р. Ее роль велика как в жизни общества. помогает ему вступать во взаимодействие с другими людьми, общаться с ними.

Характеристика и взаимосвязь основных категорий педагогики: образование, воспитание, обучение.

Образование- процесс усвоения знаний, обучений.

Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни.

Обучение - целенаправленный педагогический процесс, по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.

Воспитание идет постоянно, а обучение проходит здесь и сейчас.

Целостный педагогический процесс. Структура, функции, противоречия целостного педагогичного процесса.

Педагогический процесс - это взаимодействие педагогов и воспитанников, целью которой является решение образовательных проблем и развитие личности Структура – это расположение элементов в системе, выделенные по определенному критерию элементы. Структурными компонентами являются: цель, содержание, формы, деятельность педагога, реализуемая через систему педагогически целесообразных задач, методов и средств, и деятельность ученика, определяемая его личностными целями, мотивами, доступными и понятными методами и средствами, а также результат совместной деятельности.

Функции: Воспитательную, проявляется во всем: где происходит процесс взаимодействия с воспитанником, в личности воспитателей и их профессионализме, в учебных планах и программах, формах, методах и средствах, используемых в учебно-воспитательном процессе. Образовательную, реализуется, в процессе обучения и во всей внеклассной работе, в освоении общечеловеческой культуры как суммы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и отношений. Развивающую-в процессе воспитания выражается в изменениях психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, умений.

Сущность процесса обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Закономерности и принципы обучения.

Обучение- целенаправленный педагогический процесс, по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.

Двусторонний характервключает в себя два взаимосвязанных процесса: преподавание и учение.

Преподавание – это деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач, обеспечению информирования, воспитания).

Учение -это система познавательных действий учащихся, направленных на решение задач обучения.

Поэтому в основе обучения лежит совместная деятельность учителя и ученика. Они оба должны быть активны, если учитель неактивен в преподавательской деятельности он не добьётся хорошего результата в обучении. Если ученик пассивен,он плохо овладевает учебным материалом. Таким образом, результат обучения зависит от степени активности обоих субъектов образовательного процесса.

Личностный характер обучения состоит в том, что 1) в процессе обучения происходит формирование личности; 2) обучение как взаимодействие субъектов образования всегда имеет личностный план, на специфику этого процесса в каждом конкретном случае влияют индивидуальные особенности, как ученика, так и учителя.

Закономерности обучения – это устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.

Принципы обучения

-дидактические принципы – это основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.

-научность, наглядность, доступность, сознательность и активностьтребует осознанного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний в памяти учащихся, воспитывающего обучения отражает объективную закономерность процесса обучения. Не может быть обучения вне воспитания, личностный подходсодержание, формы и методы обучения соответствовали возрастным этапам и индивидуальным особенностям обучаемых, связь теории с практикой.

Наши рекомендации