Структура педагогической психологии, ее связь с другими науками, методы педагогической психологии
Структура:
1)психология воспитания и самовоспитания
2)психология учения
3)психология обучения
4)психология педагогической деятельности и личности учителя
Методы:
1)психолого-педагогический эксперимент
2)психолого-педагогическое тестирование
Все методы пед. псих. подразделяются на:
1)организационные(цели и структуры)
2)процедурные(формы пров. исследований)
3)оценочные
4)методы сбора и обработки данных
Также выделяют методы, целью которых является оказание прямого практического, педагогического воздействия на ребенка:
-психологическая консультация
-психологическая коррекция
Уточнение предмета педагогической психологии требует также определения ее места среди других наук, прежде всего установления ее отношений к педагогическим дисциплинам, к общей и возрастной психологии.
Психология ограниченно связана с педагогикой. Между ними существует несколько "узлов" связи .
Главный узел связи - предмет этих наук. Психология изучает законы развития психики человека. Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование детей и взрослых есть не что иное, как целенаправленное изменение этой психики (например, мышления, деятельности). Следовательно, они не могут осуществляться специалистами, не владеющими психологическими знаниями.
Второй узел связи двух наук - показатели и критерии обученности и воспитанности личности. Степень продвинутости знаний школьников регистрируется по изменениям памяти, запасов знаний, способностям использовать знания в практических целях, владению приемами когнитивной деятельности, скорости воспроизведения знаний, владению терминологией, навыками переноса знаний в нестандартные ситуации и т.п. Воспитанность же фиксируется в мотивированных поступках, системе сознательного и импульсивного поведения, стереотипах, навыках деятельности и суждений. Все это означает, что симптомами достижений в образовательно-воспитательной работе взрослых с детьми выступают сдвиги в психике, в мышлении и поведении учащихся. Иначе говоря, результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям психологических характеристик воспитуемых.
Третий узел связи - это методы исследования. Межнаучные коммуникации двух отраслей знания имеют место и в методах исследований педагогики и психологии. Многие инструменты психологического научного поиска с успехом служат решению педагогических исследовательских задач (например, психометрия, парное сравнение, рейтинг, психологические тесты и др.).
Виды научения
Понятие научения связано с результатом учения. Научение характеризует факт приобретения человеком новых психологических качеств и свойств учебной деятельности.
Обучение, учение и учебная деятельность в целом могут не иметь видимого результата, выступающих в форме научения.
Существует несколько видов научения:
1)научение по механизму импринтинга - быстрого автоматического приспособления организма и конкретным условиям его жизни с использованием врожденных форм поведения
такие формы поведения обычно генотипически запрограмированы и мало поддаются изменению
2)условно-рефлекторное. связано с именем Павлова. Он предполагает возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше такой реакции не вызывал
3)оперантное - знания, умения и навыки приобретаются по методу проб и ошибок
4)викарное научение - научение через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения
по способу функционирования и результатов он напоминает импринтинг, но только в сфере социальных умений и навыков
5)вербальное научение - приобретение человеком нового опыта через язык
Особенно значимым на ранних стадиях развития являются викарные научения
Механизмы научения
Учение и обучение почти всегда сознательные процессы. А научение может происходить и на бессозн. Уровне. Готовность к научению, обучению и учению у детей обнаруж. в разные возр. периоды .
Процесс научения, как деятельность, реализуется за счет следующих учебно-интеллектуальных механизмов:
1. Формирования ассоциаций. Этот механизм лежит в основе установления временных связей между отдельными знаниями или
частями опыта.
2. Подражание. Выступает в качестве основы для формирования главным образом умений и навыков.
3. Различение и обобщение. Связаны преимущественно с формированием понятий.
4. Инсайт (догадка). Представляет собой непосредственное смотрение человеком какой-либо новой информации, чего-то неизвестного в уже известном, знакомом по прошлому опыту. Инсайт является когнитивной базой для развития интеллекта ребенка.
5. Творчество. Служит основой для создания новых знаний, предметов, умений и навыков, не представленных в виде готовых для усвоения через подражание образцов.