Отечественная тифлопсихология на современном этапе
Как отмечалось в предыдущем параграфе, основные методологические принципы психологии - детерминизм, единство сознания и деятельности, развитие психики в деятельности - были сформулированы в 30-ые годы. К середине 50-ых годов материалистическая диалектика окончательно становится методом научно-теоретического познания. На ее законах и категориях основывается синтез знаний. Они же являются определяющими в поиске эффективных путей для решения актуальных научных проблем.
Накопленный в тифлопсихологии обширный экспериментальный материал необходимо было систематизировать и обобщить. Возникли объективные предпосылки для создания единой теории психического развития при глубоких нарушения зрения, теории, которая стала бы основой для практической реабилитации и интеграции инвалидов по зрению.
Значительным событием в истории отечественной тифлопсихологии явился выход в свет в 1956 г. монографии М.И. Земцовой “Пути компенсации слепоты”, в которой был обобщен накопленный к этому времени фактический материал, сделан ряд принципиально важных выводов относительно влияния слепоты на психическое развитие и закономерностей компенсации - возникающих отклонений, показана диалектика взаимоотношений двух основных факторов компенсации - биологического и социального.
В последующие годы тифлопсихология продолжала развиваться во все возрастающем темпе. Пополнялись научные кадры, открывались новые исследовательские центры, совершенствовались методы исследований. От констатации уровней развития отдельных психических функций слепых и слабовидящих ученые переходят к исследованиям, в процессе которых раскрываются потенциальные возможности инвалидов по зрению и обозначаются пути развития (стр.46) сохранных и нарушенных функций. Одновременно расширяется и сфера интересов тифлопсихологов. Наряду с тотально слепыми объектом исследования становятся частичнозрячие и слабовидящие. Если раньше основное внимание уделялось психическим процессам, и прежде всего процессам чувственного познания, то теперь оно обратилось к личности слепого и слабовидящего в целом, ее устойчивым свойствам, эмоционально-волевой сфере, психическим состояниям. Особенно важным моментом явилось сосредоточение внимания исследователей на особенностях формирования личности при дефектах зрения, так как знание закономерностей этого процесса позволяет реализовать один из наиболее значимых принципов современной психологии - личностный подход.
В 60-70-ые годы углубляется понимание детерминизма психического развития при дефектах зрения. Значимость раскрытия причинной обусловленности психических явлений показал С.Л. Рубинштейн, который писал о том, что “в своем практическом выражении вопрос о детерминированности психических явлений - это вопрос об их управляемости, о возможности их направленного изменения в желательную для человека сторону... Конкретно постичь детерминированность, закономерную обусловленность психических явлений - психической деятельности и психических свойств человека - это значит найти пути для их формирования, воспитания”. (Рубиншьейн Л.С. Бытие и сознание. - М., 1957. С.226)
Совершенно очевидно, какое огромное значение для педагогической практики имеет возможность управлять развитием психики; и насколько оно возрастает при наличии отклонений и недоразвитии психических функций у аномальных детей в тех случаях, когда многочисленные психогенные факторы утрачивают свое значение и становится необходимым управление компенсаторными процессами. Чтобы последнее стало яснее, достаточно указать на резкое сокращение у детей с дефектами зрения спонтанно накапливаемого, “стихийного” опыта, особенно сенсорного, обусловленное нарушением зрительных функций, с одной стороны, и связанным с ним снижением активности - с другой.
Для последовательного детерминистического подхода при решении тифлопсихологических проблем необходим тщательный анализ взаимодействия внешних и внутренних факторов, (стр.47) обусловливающих своеобразное развитие психики при глубоких нарушениях зрительных функций.
В норме развитие обусловлено действием внутренних, биологических (например, тип высшей нервной деятельности) и внешних, социальных (например, условия воспитания) факторов. На развитие, протекающее на фоне нарушенного или утраченного зрения, оказывают влияние степень выраженности и время возникновения первичного (соматическою) дефекта, а также нарушения тех функций, которые в той или иной мере связаны с первично пострадавшими.
В результате имеющее место в норме взаимодействие биологических и социальных факторов оказывается нарушенным. Так, на пример, обучение в одних и тех же условиях нормально видящих, слепых и слабовидящих дает совершенно разный эффект из-за различных познавательных возможностей, обусловленных состоянием зрения. Поэтому непременным условием современного тифлопсихологического исследования является выяснение состояния зрительных функций, определение характера заболевания и установление времени возникновения дефекта. На современном этапе развития социалистического общества перед тифлопсихологией возникает ряд сложных задач, в процессе решения которых должна быть осуществлена, возможно, более полная компенсация дефектов зрения и их последствий, реабилитация и интеграция инвалидов по зрению в обществе.
Эти задачи одновременно с расширением проблематики исследований и накоплением все новых и новых данных ведут к дальнейшему развитию и дифференциации тифлопсихологии, выделению из нее самостоятельных отраслей тифлопсихологических знаний, бывших до сих пор лишь разделами тифлопсихологии. В частности, в настоящее время идет процесс становления возрастной и педагогической тифлопсихологии, наметилась достаточно явная тенденция к выделению социальной тифлопсихологии
Все это является свидетельством успешного развития психологии слепых и слабовидящих, плодотворности диалектико-материалестического подхода к рассмотрению развития и проявлений психики при глубоких нарушениях зрения. (стр.48)
Вопросы и задания
1. Какие причины обусловили возникновение тифлопсихологии как самостоятельной отрасли психологической науки?
2. Назовите и дайте характеристику основных направлений тифлопсихологии.
3. Каковы отличительные черты русской дореволюционной тифлопсихологии?
4. На какой основе осуществлялась перестройка тифлопсихологии в советский период? В каких направлениях шла борьба эа построение материалистической тифлопсихологии?
5. Охарактеризуйте основные достижения современной отечественной тифлопсихологии.
Литература
1. Власова Т.А. Основные направления и задачи дальнейшего развития научных исследований в дефектологии // Дефектология, 1975. № 5.
2. Дьячков А.И. Развитие советской дефектологии за 40 лет // Советская педагогика. 1958. № 2.
3. Литвак А.Г. Вопросы психологии слепых в русской дореволюционной периодике //Дефектология. 1969. № 4.
4. Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии. - Л., 1974. Гл. I.
5. Хрестоматия по истории тифлопедагогики / Сост. В.А. Феоктистова. - М.: Просвещение, 1987.
6. Ярошевскнй М.Т. История психологии. - М., 1985.