СМИ ЮАР на современном этапе

в Южно-Африканской республике, где проживают приблизительно 4 млн. белых и 19 млн. черных южноафриканцев. С 1980 г. здесь действовала облеченная карательными функциями Комиссия по расследованию деятельности средств массовой информации, существовала серия ограничительных законов, указов и постановлений в области печати. Всем органам массовой информации вменялось в обязанность руководствоваться «Кодексом поведения», исключающим разоб-лачения преступлений режима. За «чистотой рядов» наблюдал неофициальный орган политической цензуры — Генеральный совет по печати, членов которого назначало правительство. В газетах постоянно проводились чистки, одни издания закрывались, другим создавались невыносимые условия. С приходом к власти в 1994 г. нового смешанного в расовом отношении правительства началось превращение ЮАР в открытое демократическое общество. Отныне Конституцией страны гражданам предоставлено право на свободу высказываний, включая свободу печати и других СМИ [45]. С 1997 г. журналисту уже не грозит тюремное заключение в случае его отказа открыть источник информации, а читатели, если у них есть претензии к газетным публикациям, могут обращаться в столичный офис независимого омбудсмана, подать жалобу в Независимую апелля-ционную комиссию, а если недовольны эфирными передачами, то в Комиссию по жалобам на вещание. Саморегулирующаяся Комиссия учреждена Национальной ассоциацией вещателей, в которую входят все основные службы вещания страны: Южноафриканская вещательная корпорация САБК, М-нет, БОП, Радио 702 и Тринти бродкастинг нетуок. А для того, чтобы предоставлять эфирные волны для общественного и местного вещания, помочь созданию местных программ и переходу собственности к черным предпринимателям, а также обеспечить разнообразие программ и форм собственности, правительство создало специальную организацию Независимое управление вещания (Индепендент бродкастинг асорити — Ай-би-эй). Телевидение и радио влияют на жизнь южноафриканцев гораздо значительнее, чем пресса. В ЮАР газеты распространяются в основном в центральных районах, и даже в крупнейших городах их читают только образованные люди. Менее половины взрослых в стране читают прессу [46]. Самая крупная ежедневная газета страны «Соуэтан» («Житель Соуэто» — бывшего африканского гетто, где 16 июня 1976 г. произошла расправа над демонстрантами-африканцами, выступившими против системы апартеида), ориентированная на черных читателей, имеет тираж всего 225 тыс. экз., с 1986 г. он возрос в 2,2 раза. А тираж другой крупнейшей газеты — «Стар» — за эти годы остался без изменения — 200 тыс. экз. В стране фактически нет общенациональной газеты.

Почти сразу после отказа от режима апартеида Южная Африка оказалась в веке новых технологий. В 1998 г. число пользователей Интернетом превысило миллион [47] (для сравнения: в России в тот же год на 145 млн. жителей было 300 тысяч пользователей). Телевизор или персональный компьютер. Во всем мире сейчас идет дискуссия, что выгоднее: Интернет на экране телевизора или телевизионная программа на дисплее компьютера. ЮАР в этой области не отстает от мирового сообщества.

27. Место радиовещания в структуре мировых СМИ. (страна по выбору студента)

Трансграничное радиовещание на рубеже XX-XXI вв. В 1990-е годы Всемирная служба Би-Би-Си, с ее вещанием общим объемом 820 часов в неделю, со 140 миллионами постоянных радиослушателей по всему миру, являлась одной из крупнейших иновещательных организаций. Главными целями ее деятельности провозглашены распространение новостей, освещение жизни и культуры Великобритании, достижений страны в области науки и индустрии, отражение мнения англичан о важнейших проблемах современности.

В начале XXI века иновещание британской корпорации оказалось перед лицом проблем, обусловленных новой коммуникационной ситуацией в мире. Традиционно обширная азиатская аудитория Би-Би-Си резко сократилась в 2001 г. В частности, существенные потери в численности слушателей наблюдались в Индии и Индонезии. Вместе с тем возросло количество слушателей Би-Би-Си в США и Австралии. В последние годы Британская вещательная корпорация сокращает иновещание на коротких волнах и рекомендует прослушивать свои передачи через Интернет.

«Голос Америки» (VOA), который в 1990-е годы вел передачи 1300 часов в неделю на 43 языках для аудитории, ориентировочно насчитывающей 120 млн. человек, сыграл существенную роль в подготовке процессов либерализации и рыночных экономических реформ, происходящих ныне в бывшем СССР и странах, ранее входивших в советский блок. В наши дни аналогичные задачи выполняет государственная служба иновещания США «Свободная Азия» («Free Asia»), многоязычные передачи которой нацелены главным образом на КНР и Вьетнам. Эта радиостанция охватывает также страны Центральной и Южной Азии, Дальнего Востока. С 1985 г. на Кубу велись передачи «Radio Marti» - станции, действовавшей в статусе подразделения правительственного Информационного ведомства Соединенных Штатов - USIA. В последние годы на базе «Радио Свободная Европа/Свобода» созданы американские радиостанции, вещающие на страны, где США и их союзники осуществляют долгосрочные военно-политические акции (к таким вещательных структурам относятся радиостанции «Свободный Афганистан» и «Свободный Ирак»).

Основные типы организаций международного радиовещания. Современное международное радио представлено различными типами вещательных организаций, дифференцированных по статусу, признакам организации и финансирования, по предназначению и по характеру программной политики.

Государственные службы иновещания с официальным статусом. К ним относятся радиостанции «Голос Америки», передачи которой осуществляются под эгидой государственного информационного ведомства USIA и отражают точку зрения правительства США, французское иновещание «Радио Франс Интернасьональ» (RFI) и другие иновещательные службы.

В свою очередь, государственные иновещательные организации подразделяются на службы, адресующие свои передачи на иностранных языках широкой зарубежной аудитории («Голос Америки» и др.), и радиостанции, вещающие на родном языке и обращенные к проживающим за рубежом соотечественникам (службы иновещания, созданные в Армении, Грузии, Литве, на Украине после распада СССР и образования постсоветских государств).

Службы иновещания с общественным статусом - примером организаций такого рода являются Всемирная служба Би-Би-Си, «Радио Японии» - иновещательное подразделение NHK, ведущее передачи на 22 языках народов мира, включая русский. По схеме управления и финансирования они близки к официальным государственным учреждениям, осуществляющим передачи на зарубежную аудиторию. Так, иновещательная политика Би-Би-Си осуществляется в тесной координации с Форин Оффисом и следует внешнеполитическим ориентирам британского государства.

«Суррогатные» («замещающие») иновещательные радиостанции - службы, которые финансируются государством, но декларируют неофициальную, неправительственную ориентацию. Они призваны выполнять функцию «информационного замещения», переключения внимания местной аудитории с передач национальных станций на альтернативные зарубежные передачи. В документах Совета по международному вещанию (США) отмечались особые характеристики радиостанции «Свободная Европа/Свобода», которая, в отличие от официального государственного иновещания, выполняла в тот период миссию замещения национальных служб вещания в Восточной Европе. Религиозные - к их числу относится Радио Ватикана и подобные ему службы международного вещания, направляемые клерикальными кругами. Коммерческие музыкально-информационные - радиостанции, обычно строящие свою вещательную политику по формуле «популярная музыка + новости + реклама» и финансируемые за счет рекламных доходов. Ввиду существенных различий в культуре и музыкальных предпочтениях различных народов мира, наличия специфических характеристик у каждого национального и регионального рекламного рынка, по сей день не удалось организовать глобальное музыкально-информационное радиовещание, несмотря на наличие соответствующих технических предпосылок. Поэтому международные коммерческие музыкально-информационные вещательные организации, как правило, ориентированы в своей деятельности на охват определенного региона планеты. Так, коммерческое «Radio Luxemburg», появившееся еще в 1930-е годы, охватывало своими передачами страны Западной и Центральной Европы.

Особой разновидностью коммерческих радиостанций, ведущих международные трансграничные передачи, являются так называемые пиратские радиостанции, вещание которых осуществляется, как правило, с кораблей и морских платформ, находящихся в нейтральных водах. Экстерриториальность таких коммерческих станций позволяет им пользоваться разного рода выгодами - например, избегать уплаты налогов на рекламную деятельность в эфире.

28. СМИ Арабских стран (страна по выбору студента)

Средства массовой информации являются важнейшим способом общественного распространения знаний. Однако в арабских странах соотношение информационных СМИ к численности населения (количество газет, радио и телеканалов на 1000 человек) ниже среднемирового значения. На тысячу граждан в арабских странах приходится 53 газеты в сравнении с 285 газетами на 1000 жителей в развитых странах.

В большинстве арабских стран СМИ работают в условиях жесткого офаничения свободы прессы и выражения мнений. Цензура стала обычным явлением, газеты и телеканалы закрываются по произволу властей. Большинство СМИ, особенно радио и телеканалы, находятся в государственной собственности.

Однако за последние два года информационная среда в арабском мире несколько улучшилась, чему способствует зарождающаяся конкуренция. Появилось больше газет, на страницах которых высказываются независимые суждения, ставящие под вопрос монополию старых, государственных органов печати на политическое мнение, новости и информацию. Имея представительства за рубежом, эти газеты могут обходить государственную цензуру. Некоторые частные спутниковые каналы также начали оспаривать монополию государственных каналов на телевещание. +Египет по конспекту.

29. Китайские методы защиты общества от нежелательных западных влияний.
Ваше отношение к этому феномену.

Стараясь сохранить свою власть, руководство Китая идет на внутренне противоречивые решения. С одной стороны, оно стимулирует развитие Интернета, с другой пытается закрыть доступ к ресурсам, критикующим китайский режим или не совпадающим с ним стилистически.

Близится съезд коммунистической партии Китая. Чтобы провести его достойно, китайскими системами интернет-цензуры был заблокирован самый мощный поисковый ресурс Интернета - Google.

Дело в том, что Google по запросу ищет на китайском языке и хранит у себя на серверах содержание многих проиндексированных страниц, что позволяет познакомиться с их содержанием.

Это - не первый такой случай цензуры в на Интернет-информацию. В мае Китайское руководство решило офадить фаждан от тлетворного влияния западных новостных агентств, включая Reuters. Меры, принимаемые китайскими спецслужбами, носят все-таки больше знаковый, чем реальный характер. В Интернете принципиально невозможно перекрыть все пути к нежелательному контенту, особенно, если это касается поисковых систем. Не был, например, заблокирован портал Yahoo, который использует для поиска тот же Google. К сожалению, многие ведущие западные порталы под методичным давлением китайских властей практикуют самоцензуру. Правозащитники считают, что на этот своеобразный сговор с режимом пошли десятки ведущих западных Интернет-порталов.

Любопытно отношение китайской номенклатуры к операционной системе Windows и вообще продуктам компании Майкрософт. Здесь сталкиваются две структуры, которые разными способами пытаются не дать развиться нормальной конкурентной среде: Китай в политике, Майкрософт в области массового профаммного обеспечения. Чувствуя со стороны Майкрософт уфозу своей власти в области высоких технологий, китайские чиновники финансируют создание собственных версий операционной системы и офисных приложений.

Эксперты считают, что за основу китайских продуктов берутся блоки профамм с открытыми исходными текстами, находящихся в свободном доступе. Сейчас 18 китайских компаний и университетов разрабатывают подобный продукт. Операционная система должна по функциональным возможностям не уступать Windows 98 и обеспечивать работу приложений из пакета Microsoft Office. Предполагается, что китайская операционная система появится в течение года.

В сообщениях китайской прессы подчеркивается, что цель профаммы: "Подорвать монополию Майкрософт на китайском рынке, создав собственную базовую операционную систему". Лозунг разработчиков вполне выдержан в духе изоляционизма: "С гегемонией зарубежного офисного профаммного обеспечения на китайском рынке будет покончено". Пилотный вариант операционной системы под названием Yangfan 1.0 уже тестируется в некоторых китайских организациях.

30. Журналистское образование. Опыт западной Европы и США.

ЗАПАДНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЖУРНАЛИСТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

А как обстоит дело с подготовкой журналистов на Западе? Вообще, что есть журналист в тамошнем понимании?

В 1990 году Европейской Ассоциации преподавателей журналистики (EJTA) был подготовлен доклад о состоянии этой ветви образования в странах Западной Европы. Из него складывается впечатление, что это такая область человеческой деятельности, обучение которой, действительно, зачастую совсем бесполезно, либо требует минимального времени.

В некоторых странах Европы (например, в Бельгии, Великобритании, Греции, Дании, Ирландии, Испании, Норвегии, Швеции) юридическое определение понятия "журналист" отсутствует. В Германии - это "свободная профессия", не имеющая статуса и не требующая обязательного образования для занятия ею (в отличие от, например, медицины, юриспруденции...)

Англичане считают подготовку журналистов в вузе пустой тратой времени. Там при университетах существуют одно и двухгодичные курсы для тех, кто уже имеет образование. Основная репортерская масса учится непосредственно в редакциях, на работе. Во Франции сроки обучения журналистике тоже не превышают двух лет. В большинстве университетов Германии журналистика удостоена статуса

"вспомогательного предмета".

Вступление в профессию требует иногда довольно продолжительного испытательного срока, на время которого новичок довольствуется скудной зарплатой.

Владельцы СМИ в Европе понимают дело таким образом, что главная задача тут лишь обеспечить необходимыми техническими навыками людей, имеющих общее образование и желающих стать журналистами. Преподаватели и университетское руководство в противовес такому прагматическому подходу настаивают на том, чтобы у будущего работника СМИ был широкий кругозор и способность приспособляться к требованиям завтрашнего дня.

В целом вся система журналистского образования подвергается жестокой критике.

Если судить по американским источникам, журналисты - выпускники университетов США - в массовом порядке жалуются, что не знают основ современной технологии производства текстов, не получают достаточного практического опыта, не научены понимать суть государственной политики и

правовых отношений в обществе...

Недостаток истинной образованности - вот, пожалуй, главное, что ощущают все, кто имеет отношение к системе подготовки работников для СМИ. Неудивительно, что раздаются даже прямые призывы к закрытию школ журналистики. И что характерно, они исходят не от кого-нибудь, а от самих выпускников этих заведений, которые знают, что говорят, и сожалеют о потерянных годах.

Как и у нас, в университетах США журналистика - область второсортная. По свидетельству журнала "Journalism Educator", в кампусах к тем, кто преподает журналистику, относятся как к самозванцам, напялившим академические мантии. А самое серьезное обвинение - в воспитании у американского студента-журналиста нигилистического леворадикального отношения к обществу (но корни этого

нигилизма, по мнению профессора Стэнфордского университета С.М.Липсета, лежат в типично американской традиции антигосударственного, эквалитаристского

образа мысли").

31.Лидеры бульварной прессы «Айгемали цайнтуг»(Австрия) и «Билыг»(Германия). Причины их популярности

С помощью газеты Bild издательский концерн Axel Springer может влиять на внутреннюю политику в Германии, определяя темы общественной дискуссии. Это утверждение оправдано, но только частично.

Можно предположить, что бульварная газета Bild определяет, какие темы в Германии становятся политической повесткой дня. А ее владелец, издательский концерн Axel Springer, с помощью такого мощного инструмента оказывает влияние на внутреннюю политику страны. Еще во время своего правления канцлер Герхард Шредер (Gerhard Schroder) не без иронии заметил, что для управления страной

достаточно читать газету Bild, ее воскресный выпуск Bild am Sonntag и смотреть (теле)ящик. Газета читают почти 12 миллионов человек - около 19 процентов населения Германии старше 14 лет. Bild избегает сложные темы

По частоте цитирования в немецких СМИ газета в прошлом году уступала лишь общественно-политическому еженедельнику Spiegel. В 2003 году Bild была удостоена премии боннского института Medien Tenor за "определение тем общественной дискуссии" в стране. Например, только в прошлом году благодаря публикации в газете темой обсуждения стало спасение в Афганистане Абдула Рахмана, приговоренного к смерти за принятие христианства. Осенью прошлого года газета инициировала скандал в бундесвере, первой опубликовав фотографии, на которых немецкие солдаты в Афганистане позируют с черепами в руках.

Несмотря на это, влияние газеты Bild на обсуждение главных внутриполитических тем в стране в последние годы является маргинальным, считает немецкий журналист Кай-Хинрих Реннер (Kai-Hinrich Renner). А представление о том, что газета влияет на большую политику в стране, по его словам, скорее всего, является широко распространенным заблуждением.

Во время правления нынешней "большой коалиции" газета очень вяло участвовала в общественной дискуссии по таким "тяжелым" темам, как реформа социальных систем и здравоохранения.

Еще более важный вывод, который Реннер сделал в своем докладе о роли СМИ в современной демократии, состоит в том, что газете в последние годы больше не удается успешно проводить крупные медийные кампании против политиков и других известных личностей. Политические кампании

С момента своего создания Bild, несмотря на официальную беспартийность, симпатизировала консервативным силам. Поэтому в центре реальных или надуманных скандалов газеты, как правило, оказывались политики левого толка. "Успехи" газеты

Газета добивалась ощутимых успехов там, где она могла разбудить социальную зависть населения. Наиболее показательным примером стала история немца, который на социальную помощь обосновался во Флориде. После репортажа в Bild бундестаг в рекордно короткий срок принял поправки в соответствующий закон, из-за чего большинству из примерно тысячи проживавших за границей немецких социалыциков пришлось вернуться в Германию.

Борьба за справедливость обернулась тем, что в результате расходы на социальную помощь возросли. Получатели социальной помощи в большинстве своем уезжали жить не в США, а в такие страны, как Польша, Испания и Португалия, где стоимость жизни ниже, чем в ФРГ.

Не менее успешным для газеты оказался скандал с использованием политиками для частных поездок "льготных миль", которые они заработали в ходе служебных перелетов. В результате со своих постов ушли депутат "зеленых" в бундестаге Чем Оздемир и бургомистр Берлина Грегор Гизи (ПДС). Критики указывали на то, что газета запустила этот скандал перёд выборами в бундестаг 2002 года, а среди его фигурантов почти не было представителей блока ХДС/ХСС.

32.-

Наши рекомендации