Упражнение № 3. Саботажники»
Цель: Очистить речь от «саботажников общения».
Тренер дает информацию о саботажниках общения и демонстрирует таблицу № 3. Группа делится на две команды. Одна из них придумывает на различные ситуации жизни примеры саботажников общения. Представители второй команды определяют характер «саботажника общения» и предлагают этическую версию информации в виде Я-сообщения. Далее команды меняются ролями.
Таблица № 3.
САБОТАЖНИКИ ОБЩЕНИЯ
Саботажники общения | ПРИМЕРЫ |
Угрозы (вызывают страх, подчинение, обиду, враждебность) | Если вы не будете вовремя приходить на работу, нам придется подумать о вашем увольнении. Делайте, как сказано, или… |
Приказы (когда мы прибегаем к власти над другими людьми) | Срочно зайдите ко мне в кабинет. Не спрашивайте, почему; делайте как вам говорят. |
Критика (негативная) | Вы постоянно жалуетесь. |
Оскорбительные прозвища | Такое может сказать только идиот. Ну ты просто дурак. |
Слова-«должники» | Вы должны вести себя более скромно. Вы должны смотреть на факты. |
Сокрытие важной информации (реплика-ловушка, стимулирующая принятие невыгодного решения) | «Вам этот проект обязательно понравится. Вы не пожалеете, если заключите с нами договор.» |
Допрос | Сколько часов у вас на это ушло? Где ты был? Почему так долго? Чем ты занимаешься? |
Похвала с подвохом | У вас так хорошо получаются отчеты. Напишите еще один. |
Диагноз мотивов поведения | У вас не хватает инициативы. Вы одержимы собственническим инстинктом. |
Успокоение отрицанием | Не нервничай - все пройдет. |
Соревнование | Это разве у вас беда. Вот у меня было… |
Убеждение логикой | Нечего тут расстраиваться, все тут довольно логично (все к этому и шло…) |
Отказ от обсуждения вопроса | Нечего тут обсуждать. Я не вижу в этом никакой проблемы. |
Несвоевременные ответы (когда человек просто хочет быть выслушанным) | Просто не обращай на них внимания.Если бы ты навел порядок на своем столе ранее, этого бы не случилось. |
Смена темы | Очень интересно… Я вчера смотрел смешной фильм… |
Обобщающее обвинение | Все вы такие. Ты со своими… |
Успокоение отрицанием существующей проблемы | Не нервничай. Все пройдет. Да нет, ты прекрасно выглядишь. |
Рефлексия упражнения.
Упражнение № 4. «Вы меня узнаете »
Цель: Развитие социальной перцепции.
Инструкция группе: Вы договорились по телефону о дне, времени, месте встречи и о «пароле», по которому вы узнаете друг друга. Опишите себя так, чтобы человек, которого вы встречаете, сразу узнал вас. Найдите такие признаки! Это может быть ваша привычка поправлять очки, теребить правой рукой мочку уха, или необычный жест, деталь походки…
Время для работы 3-5 минут.
Затем члены группы читают по очереди написанное. Вопросы. Обсуждение.
Рефлексия.
Упражнение № 5 «Переживание цвета»
(Медитативная техника К.Томаса на расслабление)
Цель: Снятие психического напряжения.
Примечание: Данное упражнение см. в семинаре-тренинге «Стрессменеджмент». |
Рефлексия всего занятия.
Занятие – 6 «ТЕХНИКИ И ПРИЕМЫ ЭФФЕКТИВНОЙ
КОММУНИКАЦИИ»
Цель: Развитие навыков конструктивного общения.
Упражнение № 1 «Чудное приветствие»
Цель: создать благоприятную непринужденную психологическую атмосферу в группе.
Тренер говорит о существовании множества разных способов приветствия людьми друг друга, реально существующих в цивилизованном социуме и шуточных. Участникам тренинга предлагается встать и поздороваться друг с другом плечем, спиной, рукой, щекой, носом, выдумать свой собственный необыкновенный способ для сегодняшнего занятия и поздороваться им.
Рефлексия ( все делятся своими впечатлениями).
Упражнение № 2. «Говорящие жесты»
Цель:Развить умения жестикулярного общения.
Тренер говорит о том, что жест важный знак общения. Он помогает правильнее, точнее понять говорящего.
1. Каждый участник получает отдельное задание в конверте. Например: показать жестами, что он сердится или радуется, или возмущен. Все остальные члены группы стараются угадать, какую информацию передал первый участник. Далее все остальные члены группы выполняют данное упражнение.
2. Группа делится на две команды. Каждая команда загадывает сюжеты мультиков или действия известных литературных героев. Потом команды обмениваются представителями. Представителям раскрывается секрет команды. Но он должен передать эту информацию своей команде только посредством жестикуляции.
3. Далее ставятся разные задачи: передать жестом цвет, музыку, стихотворение и т.д.
Рефлексия.
Упражнение № 3. «Интонация»
Цель: Сформировать навыки интонационной передачи сысла информации.
Тренер рассказывает группе о значении интонации в передаче смысла информации.
Членам группы дается задание одну и ту же информацию «Я рад тебя видеть» передать по кругу с изменением интонации. После чего члены тренинга делятся впечатлениями.
Далее члены группы делятся на команды. Каждая команда должна выбрать себе по одной детской сказке, а потом озвучить ее в таком интонировании (в лицах), чтобы смысл сказки изменился.
Рефлексия.