По обеспечению благоприятных условий развития личности ребенка
(Шилов И.Ю. Фамилистика, Петрополис, 2000, стр. 200-203)
В дошкольном возрасте:
Задачи возрастного развития | Естественно- культурные | Формирование двигательных навыков, способности к прямохождению, сенсорное развитие |
Социально-культурные | Овладение речью, предметно-манипулятивной деятельностью, развитие образной и элементарной логической форм мышления, произвольности поведения, овладения первичными способами сотрудничества и кооперации | |
Социально-психологические | Становление образа "Я" и самооценки, половая идентификация, обретение бессознательного чувства "базового доверия" к внешнему миру, чувства автономии, инициативы, | |
Ведущие институты и агенты социализации | Семья, детские ясли и сад, СМИ (телевидение, радио, книги), Родители или заменяющие их взрослые, другие старшие члены семьи, ближайшие соседи, воспитатели, сверстники (с 3 лет) | |
Особенности общения | Главный фактор развития ребенка в младенчестве непосредственно-эмоциональное общение с взрослыми. Госпитализм. Общение с взрослыми как ведущий фактор развития дошкольника: внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная формы общения. Кризис 3-х лет. Общение дошкольника со сверстниками | |
Возрастная субкультура | Игры, речетворчество (дразнилки, считалки и пр.), детские мифы, фантазии, суеверия | |
Опасности | Болезни и физические травмы, безграмотность и (или) аморальность родителей, нищета, заброшенность, антигуманность воспитателей детских ДУ | |
Основные направления работы практических психологов | Просвещение и консультирование родителей, организация семейных детских яслей-садов, игровых групп и групповых занятий; патронаж неблагополучных семей |
В младшем школьном возрасте:
Задачи возрастного развития | Естественно- культурные | Развитие двигательных навыков, признаков маскулинности-фемининности, формирование произвольности психических процессов |
Социально-культурные | Овладение ролью ученика, систематизированными знаниями и умениями в объеме школьного обучения, индивидуализация интересов и овладение способами самоорганизации для их реализации, формирование стремления к достижению результата, умения адекватно оценивать свои успехи и неудачи | |
Социально-психологические | Развитие рефлексии относительно своей деятельности, половая стереотипизация, преодоление противоречий между ролями ребенка и школьника (кризис 6 лет) и между стремлениями к импровизации, творчеству, демократическому общению и приверженностью к стереотипам и подчинению авторитетам | |
Ведущие институты и агенты социализации | Семья, школа, СМИ, внешкольные учреждения, родители, учитель, другие взрослые, сверстники в классе и во дворе; их роль и возможности в решении возрастных задач | |
Особенности общения | Содержание и нормы общения с взрослыми, сверстниками своего и противоположного пола, со старшими и младшими ребятами | |
Возрастная субкультура | Игры (на уроке, на перемене, во дворе, дома), детский сленг, словесное творчество, фантазии и суеверия, клички | |
Опасности | Пьянство и аморальность родителей, нищета, антигуманность учителя, курение, растление, изнасилование, физические травмы, угнетение старшими ребятами | |
Основные направления работы практических психологов | Просвещение родителей, создание условий для развития младших школьников в микросоциуме, выявление потенциально и реально виктимогенных факторов и виктимных младших школьников, координация и кооперирование деятельности институтов воспитания |
В подростковом возрасте:
Задачи возрастного развития | Естественно- культурные | Рост всех систем организма, половое созревание |
Социально-культурные | Овладение знаниями в объеме школьного курса, проба сил в различных сферах интересов, формирование группового инстинкта, приобщение к романтическим идеалам (верность, друг, отвага, честь и пр.), самовоспитание в значимых сферах (физическое совершенствование, индивидуальные интересы), определение вида дальнейшего образования | |
Социально-психологические | Преодоление кризиса личной идентичности через углубление и расширение самооценок, идентификация с половозрастной группой и референтной группой сверстников, преодоление маргинальности между детством и отрочеством через автономизацию от взрослых, приобретение навыков саморегуляции в значимых сферах поведения и отношений | |
Ведущие институты и агенты социализации | Семья, школа, микросоциум, телевидение и видио, родители, учителя, сверстники своего пола, старшие ребята своего пола; их роль и возможности в процессе решения возрастных задач | |
Особенности общения | Предмет общения - подросток как субъект взаимодействия: со взрослыми- сокращение объема, падение доверительности, рост конфликтности; со сверстниками- активный поиск, практическая основа, дополняемая эмоциональным компонентом, неустойчивость микро-групп, конфликтность | |
Возрастная субкультура | Игры (преобладание подвижных, появление азартных, увлечение электронными), жаргон, элементы моды в одежде и т.д., суеверия, мифы, фантазии | |
Опасности | Пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; нищета, ошибки педагогов и родителей, курение, токсикомания, изнасилование, растление, одиночество, физические травмы, травля сверстников, вовлечение в асоциальные и преступные группы | |
Основные направления работы практических психологов | Просвещение родителей, диагностика виктимности семей, работа с виктимогенными семьями и виктимными подростками, организация в микросоциуме групп и организаций для пробуждения и удовлетворения интересов подростков с использованием массовых и групповых форм взаимодействия |
В ранней юности: