Психопрофилактика и психологическое просвещение
Цель лекции: проанализировать методологические основания рассмотрения психологической практики и науки, ознакомиться с направлениями деятельности практико-ориентированного психолога.
- Методологические основания рассмотрения практико-ориентированной и научной психологии.
- Психологическая практика и психологическая наука.
- Основные направления работы практико-ориентированного психолога.
- Понятие о психопрофилактике, психогигиене.
- Характеристика психологического просвещения.
Исторически приоритетным направлением (до 90-х годов) в профессионально- психологическом образовании в нашей стране было академическое, или подготовка психологов к научной деятельности. Происходящие социально-экономические изменения, растущий интерес к проблемам человека обусловили спрос на специалистов-психологов, способных оказывать реальную практическую помощь в условиях профессионального труда и жизни. Сегодня появляется потребность в профессиональных психологах, способных продуктивно решать проблемы в сферах образования, производства, управленческого труда, бизнеса, политики, в областях повседневной жизни. Можно констатировать, что с середины 90-х гг. подготовка практико-ориентированных психологов становится преобладающей в современном психологическом образовании.
Рассмотрим методологические основания изучения заявленных вопросов.
Тюков А.А. в предисловии к книге И.Н.Карицкого «Социально-психологические практики» пишет: «Всякая психологическая практика – это воздействие профессионального субъекта (индивидуального или группового) на личность, сознание, деятельность и, в целом, поведение другого субъекта (индивидуально существующего или находящегося в группе)… Практик, осуществляющей воздействие на человека, – это всегда конкретная личность и конкретный ум, вступающий во взаимодействие с другой личностью и другим умом. Это значит, что психологическая практика – это ответственность перед своим профессионализмом и перед обществом».
1. Методологические основания рассмотрения практико-ориентированной и научной психологии
Методология – учение о методе познания. Методология является фундаментом познания. Рассматривая методологические основания психологии как деятельности, И.Н.Карицкий следует деятельностному подходу А.Н.Леонтьева и использует схему деятельности (в структуре которой вычленяются: субъект и объект деятельности, цель, средства, условия, процесс деятельности и ее результатом, а также потребность, мотив, предмет деятельности, действия, задачи, операции, психофизиологические механизмы). Данная схема используется при анализе психологических практик.
Дадим небольшие пояснения. Категории субъект и объект являются общенаучными. Субъект – тот, кто совершает активность, деятельность и организует ее. Объект – то, на что направлена активность, деятельность.
Всякая практика, пишет И.Н.Карицкий, является деятельностью. Логическим основанием для вычленения практической деятельности обычно является разделение деятельности на духовную (нематериальную) и материальную.
По характеру связи между субъектом и объектом деятельность может быть разделена на практическую (воздействие) и познавательную (восприятие). Момент воздействия субъекта на объект, если он является ведущим, конструирует деятельность как практическую. Момент отражения объекта в субъекте, если он составляет основное содержание деятельности, определяет ее как познавательную (рис.1).
Познание (познавательная деятельность) |
Деятельность |
Практика (практическая деятельность) |
Момент воздействия преобладает над моментом отражения |
Момент отражения преобладает над моментами воздействия |
Деятельность |
Педагогическая, политическая, управленческая, рекламная, журналистская, художественная, психотерапевтическая, психопрактическая деятельности являются практическими, т.к. ведущим моментом в каждой из них является воздействие субъекта на объект, его преобразование или изменение поведения и деятельности. Педагогическая деятельность направлена на формирование и развитие личности школьника и студента, их воспитание и образование. Журналистская формирует мнение. Возбуждает интерес, вводит в круг общественного достояния новые факты. Художественная деятельность создает новые смыслы, идеалы, представления, воздействуя ими на общественное сознание. Психотерапевтическая и психопрактическая деятельность направлена на преобразование внутриличностных связей и межличностных отношений, а также при необходимости работу с внеличностным психическим содержанием.
В отличие от них научная деятельность (если брать ее прикладной аспект) по преимуществу является познавательной, в ней познавательная составляющая превалирует над преобразованием предмета познания.
Таким образом, практика (практическая деятельность) в самом общем виде может быть определена как и деятельность, направленная на воздействие на объект и его изменение. Это воздействие на объект осуществляется путем выделения его предметной стороны, которая становится предметом деятельности. Практика является социальной, сознательной, субъектно-активной, целенаправленной, поскольку таковы характеристики человеческой деятельности. Подчиненным моментом практики является ее познавательный аспект, который выполняет ориентировочную и контрольную функции практической деятельности. Общая структура деятельности является также и общей структурой практики.