Прогнозирование на «проблемных сетях»

Прогноз перспектив развития тех или иных массовых настроений должен включать рассмотрение максимально возможного числа влияющих факторов. Это и представ­ляет главную сложность, считающуюся едва ли преодолимой. Арсенал наработанных и обычно используемых в политических исследованиях методов не дает достаточной основы для решения вопроса1.

Некоторые возможности предсказания развития таких феноменов, как массовые настроения, содержатся в разработанном С. А. Петровским методе прогнозирования на так называемых «проблемных сетях». В частности, метод показал определенные достоинства при рассмотрении целого ряда политических и экономических вопросов в международных отношениях2. Его суть в том, что рассматривается не конкретная

1 Например, см.: Кокошин А. А. Прогнозирование и политика. Методология, организация и использова­
ния прогнозирования международных отношений во внешней политике США. М., 1975; Сергиев А, В.
Предвидение в политике. М., 1974; Теоретико-методологические проблемы социального прогнозиро­
вания и социального проектирования в условиях научно-технического прогресса. М., 1986; и др.

2 См.: Комплексное прогнозирование в экономике и международных отношениях. Вып. 1. М., 1975; Ком­
плексное прогнозирование в экономике и международных отношениях. Вып. 2. М., 1976; Прогнозиро­
вание на проблемных сетях. Вып. 1. М., 1981.

Глава 2.3. Массовые настроения в политике 211

ситуация, а достаточно широкая «проблема», имеющая конечное число возможных решений — «состояний». Последние зависят, в свою очередь, от некоторых состояний других «проблем», выступающих в качестве «факторов», влияющих на возможные состояния центральной проблемы. Максимально возможная совокупность таких фак­торов, каждый из которых имеет свои состояния (что зависит уже от влияющих на него проблем), образует «проблемную сеть». Сеть создается комплексной исследова­тельской группой и выносится на суд экспертов, задачей которых является оценка ве­роятности тех или иных состояний различных факторов и, в целом, определение наи­более вероятного состояния прогнозируемой проблемы.

Исходя из общей методологии подхода, наиболее адекватной задачей прогнози­рования массовых настроений представляется разработка базовых социально- и по­литико-психологических сценариев возможного будущего, вытекающих из проблем­но-сетевого принципа. Такие сценарии строятся по принципу «если..., то...» и пред­ставляют собой принципиальную причинно-следственную схему функционирования настроений в политических процессах. Схематично это выглядит так: «если исходные условия будут такими-то, то массовые настроения среди интересующих групп насе­ления, скорее всего, будут развиваться так-то, что наиболее вероятно приведет к сле­дующим последствиям...».

«Сценарии» такого типа обычно строятся по принципу аналогий. Его суть в на­хождении определенного «плацдарма прогноза», своего рода «полигона», на котором можно проследить действие аналоговых факторов, исторические последствия кото­рых уже известны. Осуществление этого принципа позволяет экстраполировать из­вестное прошлое и настоящее на неизвестное пока будущее, естественно, с поправкой на время.

Анализ позволяет вычленить факторы и механизмы, действовавшие в аналоговом «полигоне» в определенной исторической ситуации: массовые притязания и ожида­ния людей; возможности их удовлетворения; средства воздействия на настроения, используемые теми или иными политическими силами, и др. Затем осуществляется проверка прогностической силы выделенных механизмов на материале «сегодняш­ней истории», изучается современная политико-психологическая реальность. Если отдаленно исторический и сегодняшний «полигоны» подтверждают выводы, то воз­можен этап специального прогностического анализа.

На этом этапе разрабатываются уже достаточно конкретные сценарии будущего по аналогии с полученными в результате двух предшествующих стадий принципиаль­ных, базовых схем и сценариев прошлого. Выделяемые по принципу «если..., то...» факторы выступают в качестве детерминант и одновременно показателей вероятнос­ти тех или иных вариантов. Вклад таких показателей в общую картину может быть различным, но по совокупности вкладов можно построить достаточно надежную, хотя только вероятностную картину будущего. Каждый фактор, будучи одной из состав­ляющих комплекса массовых настроений, сам может развиваться в разных направле­ниях, т. е. является величиной переменной. Совокупность таких переменных и обра­зует особый тип «проблемной сети», рисующий возможные (проверенные на анало­гах) будущие ситуации. Такая «сеть» может играть роль постоянно действующего инструмента, позволяющего вносить новые и исключать потерявшие актуальность переменные при компьютерном моделировании.

212 Часть 2. Массовые настроения

Прогностический анализ такого типа носит долгосрочный характер. Подчеркнем: это не прогноз в традиционном представлении. Это прежде всего вспомогательный инструмент размышлений о возможном будущем, средство прогностического анали­за. Степень точности и однозначности выводов всегда будет ограничена сложностью предмета и возможностью познания влияющих на него факторов. Отсюда и следует скорее концептуально-теоретическое, чем конкретно-политическое значение этого инструмента. Хотя первое не исключает второго: в отдельных ситуациях использо­вание данного подхода дает возможность получать и оперативную прогностическую информацию. Его практическое применение, в частности, дало нам возможность спрогнозировать некоторые уже подтвердившиеся варианты развития массовых на­строений1.

В целом проблема прогнозирования массовых настроений достаточно сложна. Те традиционные «прикидочно-интуитивные» приемы, которые использовались раньше, показали свою неадекватность. Примером тому стало, в частности, развитие событий в СССР и восточно-европейских странах в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Косвен­ные приемы, типа прогнозирования настроений на основе опросов общественного мнения, оказываются не всегда адекватными: они судят лишь об уже существующих настроениях, проявляющихся в динамике общественного мнения. Сегодняшнее со­стояние проблемы характеризуется дальнейшим поиском прогностических подходов. Ясно, что адекватное прогнозирование должно быть связано с социально-политичес­ким проектированием и воздействием на массовые настроения.

Основные выводы

1. Современная наука понимает массовые настроения как особые психические со­стояния, каждое из которых можно определить как однородную для достаточно большого множества людей субъективную, сложную аффективно-когнитивную реакцию, отражающую три основных момента: степень удовлетворенности общи­ми социально-политическими условиями жизни; оценку возможностей реализа­ции своих социально-политических притязаний; стремление к изменению усло­вий ради осуществления этих притязаний. Природа настроений проявляется в том, что они становятся заметными при расхождении двух факторов — притяза­ний (ожиданий) людей, связанных с общими для значительного множества людей, массовыми потребностями и интересами, с одной стороны, и реальных условий жизни — с другой. Это специфическая реакция на рассогласование потребного и наличного. При их совпадении массовые настроения практически отсутствуют. Преобладание наличного над потребным гарантирует позитивные настроения. Напротив, чем заметнее разрыв, «ножницы» между желаемым и доступным, тем сильнее негативные настроения.

1 См.: Ольшанский Д. В. Афганистан на рубеже национального примирения: борьба за расширение соци­альной базы революционной власти (политико-психологический и страноведческий очерк). // Ислам и политика. Вып. 5. М., 1988. С. 80-100; Ольшанский Д. В. Польша: массовые настроения на этапе наци­онального примирения. М., 1989.

Глава 2.3. Массовые настроения в политике 213

2. Субъектом массовых настроений является масса как совокупность людей, спло­
ченных общими настроениями. Первоначально возникая в конкретных группах и
слоях общества, настроения быстро распространяются, легко формируя специфи­
ческие по своим характеристикам массы в качестве субъектов тех или иных на­
строений. В самом конкретном виде это толпа или публика, в более широком -
например, «средние слои», в экстремальном — большинство населения, охвачен­
ное однородным настроением.

3. В основе развития массовых настроений лежат взаимооотношения двух факторов:
объективного, предметного (реальная действительность) и субъективного, психи­
ческого (разные представления людей о реальной действительности, различные
ее оценки в свете разных интересов и потребностей). Развитие настроений, как
правило, носит циркулярный характер, напоминающий «эмоциональное круже­
ние». Цикл развития настроений включает стадии их зарождения («брожение»),
кристаллизации, действенного разрешения и угасания. Спустя время, при сохра­
нении предпосылок, цикл может воспроизвестись вновь, начинаясь с нового
подъема настроений. Динамика настроений связана со сменой их направленнос­
ти и интенсивности, с нарастанием уровня их экспрессивности.

4. Многообразие и динамичность массовых настроений затрудняют их классифика­
цию. На практике обычно используется оценочный принцип, основанный на кон­
кретной политической квалификации встречающихся настроений, несущий боль­
шую идеологическую нагрузку. Более продуктивным является функциональный
подход. Не фиксируясь на конкретных оценках, он вскрывает реальную роль и
влияние тех или иных настроений в социально-политических процессах, опреде­
ляя их функции. Среди основных функций массовых настроений выделяются:

1) функция формирования субъекта потенциальных политических действий — ей
соответствуют настроения, формирующие потенциально действенные общности;

2) функция инициирования и регуляции массового поведения — ей соответству­
ют настроения, мобилизующие массу и побуждающие к конкретным действиям;

3) функция социально-психологической оценки — ей соответствуют оценочные
настроения, определяющие общее отношение к окружающей социально-полити­
ческой реальности.

5. Возможности воздействия на массовые настроения лежат в двух плоскостях. С од­
ной стороны, виртуальное (пропагандистское, идеологическое, рекламное и т. п.)
влияние, цель которого — манипуляция притязаниями и ожиданиями масс. С дру­
гой стороны, реальное (социальное, политическое, экономическое и т. п.) влияние,
цель которого — изменение возможностей реализации притязаний и ожиданий.
Стабилизация настроений достигается за счет достижения соответствия между
притязаниями и возможностями их достижения. Отставание возможностей реа­
лизации притязаний вызывает рост недовольства. Совпадение притязаний и воз­
можностей их реализации, а тем более преобладание последних обеспечивают
массовый энтузиазм, причем независимо от того, реальным или иллюзорным яв­
ляется такое совпадение.

6. Прогнозирование развития массовых настроений осуществляется через создание
специализированных сценариев будущего на основе проблемно-сетевого метода,
по принципу «если..., то...». Такие сценарии наиболее адекватны для долгосроч­
ного прогнозирования будущего. В отдельных случаях, однако, они дают и опера­
тивную прогностическую информацию.

.

__________________________ Глава 2.4

Массовые настроения

В революциях,

Контрреволюциях

И «перестройках»

Динамика массовых настроений в Чили (70-е-80-егг.). Ш Массовые настроения и хомей-нистская революция в Иране. Ш Массовые настроения и «перестройка» в СССР.

Наиболее очевидным результатом функционирования массовых настроений в поли­тических процессах является изменение политической системы. Можно спорить со многими взглядами сторонников теории элит, однако трудно не согласиться хотя бы с первой частью афористичного высказывания западногерманского политолога П. Ба-раха: «Массы, а не элиты становятся потенциальной угрозой для системы, и элиты, а не массы являются ее защитником» (Barach, 1970).

Однако массы, сформированные теми или иными настроениями, часто оказы­ваются не просто потенциальной угрозой для политической системы, а реальным фактором, вызывающим модификацию системы в определенном направлении1. Это происходит вследствие тех или иных политических действий, в результате осуществ­ления главной функции настроений — инициирования и регуляции политического поведения.

Исходя из самого общего определения социально-политической системы (напри­мер, как «системы государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции» (Чехарин, 1983), или как «классового образования, обеспечивающего существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью» (Бурлацкий, Гал-

1 В принципе роль настроений в модификации политической системы признается достаточно важной многими исследователями. Так, Н. И. Калашников упоминает о значении настроений в новейшей ис­тории Таиланда. После того как в результате массовых демонстраций в октябре 1973 г. был свергнут диктаторский режим, начался процесс демократизации. Однако затем стал возможен переворот, кото­рому предшествовала «спекуляция на религиозных чувствах и монархических настроениях крестьян­ских масс» {Калашников Н. /-/.Некоторые особенности политической культуры в развивающихся стра­нах (на примере Таиланда). // Мирное сосуществование и социально-политическое развитие. Ежегод­ник советской ассоциации политических наук, 1976. М., 1977. С. 80. Однако целенаправленно механизмы влияния массовых настроений на процессы модификации политической системы не ис­следовались.

Глава 2.4. Массовые настроения в революциях, контрреволюциях и «перестройках» 215

кин, 1985)), будем понимать под процессами модификации такой системы изменение институтов и функций политического управления. Реально это перемены в государ­ственном устройстве, связанные с формой правления, с модификацией политическо­го режима. Как было показано выше, массовые настроения оказывают значительное влияние на такие изменения. В данной главе подобное воздействие исследуется на конкретных примерах переходов от демократического парламентского режима к ав­торитарной военной диктатуре и движение в обратном направлении (Чили), от мо­нархии к «исламской республике» (Иран), а также на примере политических реформ в бывшем СССР, направленных на создание правового государства на базе граждан­ского общества («горбачевская перестройка»).

Наши рекомендации