Психофизиологическая сущность, взаимосвязь темперамента и личности, темперамент и эффективность деятельности, функции темперамента, взаимодействие с социальными факторами)

Б-1-1. Выберите из следующего списка слова-характеристики, относящиеся к сфере темперамента:трудолюбие,настойчивость,неуравновешенность,сообразительность, сензитивность, реактивность, агрессивность,

эмоциональность, педантичность, требовательность, леность, высокие умственные способности, медлительность, гениальность, глубина чувств, принципиальность, острота зрения.

Б-1-2. Как связаны между собой:

а) 1) темперамент, 2) психофизические свойства человека?

б) 1) темперамент, 2) деятельностно-психологические свойства человека? в) 1) темперамент, 2) личность (по К. К. Платонову)?

Психофизиологическая сущность, взаимосвязь темперамента и личности, темперамент и эффективность деятельности, функции темперамента, взаимодействие с социальными факторами) - student2.ru

а) б) в)    
         
 
г)   д)    
         
    1, 2    

Б-1-3. Вставьте пропущенные слова:

1) Психодинамические психические образования относятся к классу

___________________ психических образований.

2) Свойства темперамента являются связующим звеном между

_________________ и личностью.

3)

Б-1-4. Какая схема правильная и почему?

«темперамент → деятельность» или «деятельность → темперамент»?

Б-1-5. Объясните факт:

Психофизиологическая сущность, взаимосвязь темперамента и личности, темперамент и эффективность деятельности, функции темперамента, взаимодействие с социальными факторами) - student2.ru

1) В.М. Русалов выявил половые различия в

выраженности свойств темперамента. Он полагает, что у мужчин выше предметная эргичность,

пластичность и темп, а у женщин – социальная

пластичность, а также предметная и социальная эмоциональность.

2) В лабораториях Павлова первоначально полагали,

что тип нервной системы (НС) прежде всего Владимир  
   


характеризуется определенными формами поведения: собаки слабого типа трусливы, собаки

возбудимого типа агрессивны, собаки подвижного типа общительны. Но постепенно накопилось много фактов, не укладывающихся в эту систему: были

описаны трусливые собаки сильного типа НС, спокойные собаки возбудимого типа НС и т.д.

Дмитриевич

Небылицын

(1930-1972)

Б-1-6. Предскажите результаты эксперимента Л. Б. Ермолаевой-Томиной:

Испытуемые, у которых предварительно был определена сила нервной системы, в течение 40 минут вели сложные математические расчеты в уме.

Изучалась общая продуктивность деятельности людей со слабой и сильной нервной системой. Деятельность каких испытуемых оказалась более продуктивной? Почему?

Задания Б-2: Признаки темперамента (отражает формальный аспект деятельности, характеризует меру динамического отношения человека к миру и себе, универсален, устойчив, связан со свойствами организма)

Б-2-1. Вставьте пропущенное слово:

Свойства темперамента определяют _____________________ аспекты всех

видов деятельности.

Б-2-2. Дайте критическую оценку:

1) Высказыванию: «У детей этого возраста преобладают такие свойства

темперамента, как…»

2) Анекдот: «Каждая девушка мечтает о принце на белом лимузине. Но, в зависимости от темперамента, одни девушки мечтают о принце, а другие – о лимузине»

Б-2-3. Объясните факт:

1) В 1965 г. под руководством Б.Г. Ананьева было проведено исследование, в котором изучалась взаимосвязь между отпечатками пальцев абитуриентов СПбГУ и типом их нервной системы. Оказалось, что типичные узоры соотносятся с типами нервной системы: «петли» с сильной уравновешенной, «спирали» с сильной неуравновешенной, «дуги» - со слабой.

2) У спортсменов часто бывает так, что человек, вялый и медлительный в

бытовой обстановке, на стадионе преображаются и показывают совсем

иные черты.

Задания Б-3: Нейродинамические свойства темперамента (сила, уравновешенность, подвижность, лабильность, динамичность и т.

П.)

Б-3-1. Вставьте пропущенные слова:

Работоспособность нервной клетки и способность нервной системы

выдерживать большие нагрузки характеризуют ________________

__________________ _____________.



Б-3-2. Выполните задание моторной пробы Лачинса:

Инструкция 1: В течение1минуты как можно больше раз напишите фразу«В

поле уж таял снег» письменными буквами. Остановитесь на той букве, которую вы писали в момент окончания временного лимита.

Инструкция 2 (после выполнения задания 1): В течение1минуты как можно

больше раз напишите фразу «В поле уж таял снег» печатными буквами. Остановитесь на той букве, которую вы писали в момент окончания временного лимита.

Инструкция 3 (после выполнения задания 2): В течение1минуты как можнобольше раз напишите фразу «В поле уж таял снег», чередуя в словах

письменные и печатные буквы (одна письменная – одна печатная). Остановитесь на той букве, которую вы писали в момент окончания временного лимита.

Инструкция 4 (после выполнения задания 3): В течение1минуты как можнобольше раз напишите фразу «В поле уж таял снег» письменными буквами,

прописав каждую букву дважды (например, «вв ппооллее…»). Остановитесь на той букве, которую вы писали в момент окончания временного лимита.

Обработка: Подсчитайте количество букв(П),написанных вами заотведенный лимит времени в каждом задании (в каждом полностью

написанном предложении 15 букв). Таким образом вы получите показатели П1, П2, П3, П 4 Рассчитайте среднее значение (М) показателей П2, П3 и П 4 (сложите их и разделите на 3).

Подсчитайте коэффициент (К) по формуле К = М / П1

Как вы думаете, какой свойство нервной системы отражает полученный коэффициент? Аргументируйте свой ответ. Узнайте у преподавателя правила интерпретации полученного коэффициента.

Б-3-3. Проинтерпретируйте протоколы тестирования школьников с помощью

Теппинг-теста.

Методика теппинг-теста, называемая иногда на профессиональном жаргоне «тестом дятла», позволяет определить свойства нервной системы по психомоторным показателям. Испытуемым предлагается, работая в

максимальном темпе, ставить как можно больше точек последовательно в

каждом из восьми квадратов, на которые разделен тестовый бланк. На работу в каждом квадрате отводится 5 секунд, затем по команде тестирующего

испытуемые переходят к другому квадрату и т .д. При обработке

подсчитывается количество точек в каждом квадрате, выстраивается график. Проинтерпретируйте приведенные ниже графики, предположив, какие

свойства нервной системы проявляются в подобной динамике показателей.

Аргументируйте свой ответ.



             
             
             
             
             
1 кв 2 кв 3 кв 4 кв 5 кв 6 кв 7 кв 8 кв

Психофизиологическая сущность, взаимосвязь темперамента и личности, темперамент и эффективность деятельности, функции темперамента, взаимодействие с социальными факторами) - student2.ru

Психофизиологическая сущность, взаимосвязь темперамента и личности, темперамент и эффективность деятельности, функции темперамента, взаимодействие с социальными факторами) - student2.ru испытуемый 1

Психофизиологическая сущность, взаимосвязь темперамента и личности, темперамент и эффективность деятельности, функции темперамента, взаимодействие с социальными факторами) - student2.ru Психофизиологическая сущность, взаимосвязь темперамента и личности, темперамент и эффективность деятельности, функции темперамента, взаимодействие с социальными факторами) - student2.ru Психофизиологическая сущность, взаимосвязь темперамента и личности, темперамент и эффективность деятельности, функции темперамента, взаимодействие с социальными факторами) - student2.ru Психофизиологическая сущность, взаимосвязь темперамента и личности, темперамент и эффективность деятельности, функции темперамента, взаимодействие с социальными факторами) - student2.ru

Психофизиологическая сущность, взаимосвязь темперамента и личности, темперамент и эффективность деятельности, функции темперамента, взаимодействие с социальными факторами) - student2.ru Психофизиологическая сущность, взаимосвязь темперамента и личности, темперамент и эффективность деятельности, функции темперамента, взаимодействие с социальными факторами) - student2.ru испытуемый 2

Психофизиологическая сущность, взаимосвязь темперамента и личности, темперамент и эффективность деятельности, функции темперамента, взаимодействие с социальными факторами) - student2.ru мспытуемый 3

Б-3-4. Дополните таблицу, определив наиболее типичные особенности

Наши рекомендации