Биологический фундамент личности. Свойства нервной системы. Подходы к пониманию темперамента. Понятие темперамента.

Нервная система – целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных структур, которая совместно с гуморальной системой обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности всех систем организма и реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды. Нервная система действует как интегративная система, связывая в одно целое чувствительность, двигательную активность и работу других регуляторных систем (эндокринной и иммунной).

Свойства нервной системы – ее природные, врожденные особенности, влияющие на индивидуальные различия в формировании способностей и характера. К числу таких свойств относятся:

-сила нервной системы по отношению к возбуждению, т.е. ее способность длительно выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, интенсивные и часто повторяющиеся нагрузки;

-сила нервной системы по отношению к торможению, т.е. способность выдерживать длительные и часто повторяющиеся тормозные влияния;

-уравновешенность нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, которая проявляется в одинаковой реактивности нервной системы в ответ на возбудительные и тормозные влияния;

-лабильность нервной системы, оцениваемая по скорости возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения;

Образы, картины поведения, как писал И. П. Павлов, представляют собой огромное разнообразие. Но так как наше поведение управляется нервной системой, есть возможность свести указанное разнообразие к ограниченному числу основных свойств нервной системы. Многолетние изучения собак по методу условных рефлексов позволили И. П. Павлову выделить и описать эти свойства. И. П. Павлов предположил, что у первых сила раздражения — процесс сильный, а у вторых — слабый. У первых своевременно возникающий раздражительный процесс, как, например, при виде предлагаемой еды, постоянно противостоит второстепенным влияниям, оставаясь преобладающим. У вторых его силы не хватает для преодоления менее важных условий, которые действуют на основной раздражитель как тормоз. Следующим свойством нервной системы, обратившим на себя внимание, было равенство или неравенство раздражения и торможения, позже названное уравновешенностью. Собаки с очень сильным возбуждением и слабым торможением (неуправляемые) плохо переносили опыты, где нужно было на один звук положительно реагировать (например, нажимать на педаль), а на похожий звук не реагировать вообще. Они выражали протест в виде лая и разрушительных действий. При этом четкого выполнения задания так и не удавалось добиться. Есть собаки, которые легко справляются с такими заданиями. У них возбуждение и торможение стоят на одинаково большой высоте, это нервная система — уравновешенная.

Три главных, ведущих компонента темперамента . Каждый из этих компонентов имеет сложное многомерное строение и разные формы психологических проявлений.

1. Сфера общей психической активности человека.

o стремление личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности;

2. Моторика.

В двигательном (моторном) компоненте ведущую роль играют качества, связанные с функцией двигательного (и специального речедвигательного аппарата). Среди динамических качеств двигательного компонента - быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения.

Особенности мышечной и речевой моторики легче других можно наблюдать у человека. Поэтому зачастую только по этому компоненту судят о темпераменте человека

3. Эмоциональность.

Это большой комплекс свойств и качеств, которые характеризуют особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений.
Этот компонент наиболее сложен. У него разветвленная собственная структура:

o Впечатлительность - восприимчивость человека, чуткость его к эмоциональным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует.

o Импульсивность - быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их.

o Эмоциональную лабильность - скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.

В процессе воспитания не следует ставить задачу изменить темперамент, например, переделать холерический или меланхолический темперамент в сангвинический или флегматический. Во-первых, это практически невыполнимая задача, так как процесс преобразования типологических свойств нервной системы протекает очень медленно, да и пути его еще недостаточно изучены, а во-вторых, в этом нет смысла. Ведь, как уже говорилось, нет «хороших» и «плохих» типов высшей нервной деятельности (и соответственно темпераментов). Каждый тип, темперамент имеет и положительные, и отрицательные стороны. Например, там, где нужна большая выносливость, большая работоспособность, лучше проявит себя сильный тип нервной системы; если в процессе деятельности нужно проявить тонкую чувствительность, с такой деятельностью лучше справится слабый тип. Задача заключается в том, чтобы находить наилучшие пути, формы и методы воспитания положительных черт личности применительно к особенностям типа нервной системы (темперамента) воспитанника. Обучение и воспитание должны не менять темперамент, а преодолевать недостатки того или иного темперамента, развивать его положительные стороны, имея целью создавать на основе данного темперамента ценные черты личности. Зная темпераменты учащихся, учитель должен так организовать деятельность каждого школьника, чтобы постепенно все менее и менее резко проявлялись отрицательные свойства темперамента, которые мешают ребенку в учебной работе и поведении.

16.Развитие личности в старшем школьном возрасте. Главные новообразования возраста.

Если рассматривать развитие только как изменение психи­ческих функций (памяти, мышления, внимания), то с этой точ­ки зрения все основные новообразования уже закончились в подростковом возрасте, а в дальнейшем идет укрепление и со­вершенствование того, что сложилось у подростков. С этой по­зиции старший школьный возраст некоторыми авторами рас­сматривался как возраст завершения новообразований, возни­кающих у подростков. Все это определяет готовность старшего школьника к физи­ческим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благо­приятствует формированию навыков и умений в труде, спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. Наря­ду с этим физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Осознание своей физической силы и привлекательности, здоровья влияет на формирование у юно­шей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жиз­нерадостности и т. д., и, наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у старшеклассников замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм.

Вместе с тем половая зрелость не означает еще зрелости социальной. В сущности, юность и есть не что иное, как пере­ход от чисто физиологической зрелости к зрелости социальной. Главное ее содержание—включение во «взрослую» жизнь, усвоение тех норм и правил, которые существуют в обществе. Как показывают статистические данные, половое созревание происходит сейчас на 2—3 года раньше, чем в прошлом столе­тии (акселерация). В то же время социальная зрелость в нашу эпоху наступает позже, так как требуется больше времени для получения необходимого образования.

В возрастной психологии юность определяется как стадия развития, начинающаяся с полового со­зревания и заканчивающаяся наступлением взрослости. Бы­стро развиваются специальные способности. Резко активизи­руется ценностно-ориентационная деятель­ность. Самосознание – сложная пси­хологическая структура, вклю­чает в себя:

1. сознание собст­венного «я» как активного, деятельного начала.

2. сознание собственной тождест­венности.

3. осознание своих психиче­ских свойств и качеств,

4. оп­ределенная система социально-нравственных самооценок. Выраженность и взаимоотношение с родителями, коллективизм, дружба, социальная активность, формирование мировоззрения, выбор профессии.

Личность. Основные потребности:

· Потребность в самоутверждении – период бури и натиска – личностная нестабильность, противоречивые черты сосуществуют и борются, настроение от оптимизма до депрессии.

· Отношение к себе как к взрослому – чувство взрослости – изменение внешнего облика. Подражание взрослым, расширение ролевого репертуара. Копирование форм поведения взрослых.

· Подростковая рефлексия – как потребность разобраться в себе, исповедальность со сверстниками, дневники. Формируются разнообразные Я-образы: физическое Я, идеальное Я, представление об умственных способностях. Самооценка дифференцировалась, но не стабильная, ориентирована на мнение других. Система самооценки не является цельной, изменчива и нестабильна. Формируется Идеальное Я.

Структура самосознания:

· 1. притязание на признание – значимость телесного сознания для оценивания себя, идеальное представление о теле превращается в фрагментарное, сосредоточение на отдельных частях.

· 2. осознание себя во времени – сохраняется направленность на будущее (в мл. подр.); рассмотрение настоящего с позиций будущего (ст. подр.) то есть, психологическая перспектива, способность сознательно увидеть себя в будущем;

· 3. Права и обязанности – активная борьба за права, нарушение запретов, отстаивание личного пространства.

.Перед старшим школьником возникает необходимость са­моопределения, выбора своего жизненного пути как задача .первостепенной жизненной важности. Выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития старших школьников, создавая у них своеобразную внутреннюю пози­цию. Исследования показывают, что у старшеклассников встреча­ется уже твердая установка при выборе профессии, хотя, ко­нечно, могут быть и колебания. Это наблюдается в том случае, когда несколько профессий нравятся одновременно, имеется конфликт между склонностями и способностями, между идеа­лом в выборе профессии и реальными перспективами (уча­щийся желает поступить в вуз, а успеваемость низкая). На вы­бор профессии влияют и мнения других людей: у учащегося интерес к одному, родители советуют другое, товарищи—тре­тье. Старших школьников всегда волнует проблема выбора, и они ведут по этому поводу разговоры со сверстниками и с окру­жающими взрослыми. Для того чтобы успешно проводить ра­боту по профориентации, важно знать, каковы установки и лич­ностные особенности того или иного учащегося.

Наши рекомендации