Взаимосвязь темперамента с другими свойствами личности

Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности.

Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т.п.).

Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

Первый путь – профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь только при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.

Второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.

Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности – формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.

Темперамент – это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит "маскировка" истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются "чистые" типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например, сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, с первого взгляда, но не столь устойчива. Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и "великая", и социально-ничтожная личность.

Рассмотренные выше характерологические черты и особенности типов темперамента показывают на тесную взаимосвязьтемперамента с другими свойствами личности человека и прежде всего с характером. Под характе­ром понимается совокупность устойчивыхиндивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для человека способы поведения. Характер и тем­перамент зависят от физиологических особенностейличности, от типов высшей нервной деятельности. Однако в отличие от темперамента характер формируется на протяжении всей жизни человека.

На основе выявления свойств темперамента и особенностей характера определяют профессиональную пригодность человека к той или иной дея­тельности. Например, зная характерологические особенности нервной дея­тельности и темперамента (степень эмоциональной возбудимости и впечат­лительности, энергичности, скорости принятия решений, быстроты смены настроений и т.п.), необходимо подбирать такие виды деятельности, кото­рые человеку наиболее соответствуют. Так в работе водителя и оператора важны скорость сенсомоторных реакций, для слесаря и станочника — лег­кая приспособляемость к однообразным и повторяющимся действиям, спо­собность к длительной концентрации внимания, глазомер и др.

Проявление темперамента зависит также от особенностей эмоциональ­но-волевой сферы личности. На основе флегматического темперамента, — как отмечает А.Г Ковалев, — скорее может сформироваться мето­дическая, интеллектуальная форма воли; на основе холерического — эмо­ционально-порывистая воля. Образующиеся волевые качества характера, в свою очередь, позволяют регулировать проявления темперамента в про­цессе деятельности.

Н.Н. Обозов, ссылаясь на исследования Б.И. Цуканова, приводит интересные данные восприятия реального времени людьми, обладающими различными типами темперамента. Так у холерика субъективно переживаемое время сильно опережает течение реального времени. Поэто­му он всегда устремлен вперед, в будущее. Его невозможно остановить в потоке объективного времени.

У сангвиника субъективно переживаемое время также опережает течение реального времени. Однако не настолько, как это выражено у холерика. Сангвиник спешит жить, испытывает постоянный дефицит времени.

У флегматика субъективное время отстает от объективного. Время у него всегда хватает, даже есть некоторый его избыток. Он ориентирован на про­шлое, медленно привыкает к изменениям.

У меланхолика нет ни опережения, ни отставания времени. Движение времени для него как бы не существует. Обездвиженность времени соответствует внешней обездвиженности, замкнутости, тревожности. Меланхолик как и флегматик привязан к прошлому.

Выявлен и так называемый равновесный тип личности. По показателям двухфакторной модели Г. Айзенка такой тип личности находится как бы на условном нуле (на отметке 12 по показателям экстравертированности и нейротизма). У такого типа личности средние уровни возбуждения и тор­можения, которые уравновешивают друг друга, нет ориентации в будущее (как у холериков и сангвиников) или в прошлое (как у флегматиков и ме­ланхоликов). Он живет настоящим. Отличительная черта его поведения — осторожность.

Личность должна строить свое поведение в соответствии с принятой об­ществом моралью, сообразуясь с действующими с социальной общности установками, этическими нормами, правилами поведения, учитывать инте­ресы, мнения и настроения окружающих людей. Для этого необходимо быть сдержанным, гасить возникающие в процессе общения с людьми вспышки гнева, отчаяния, неуместной эйфории и т.п. Все это зависит от общей культуры человека, его воспитанности, формирования устойчивых привычек и манер поведения.

Темперамент значительно сказывается также на учебной деятельности школьников. Флегматик, например, замедленно реагирует на вопросы. Мо­жет создаться впечатление, что он либо не знает урока, либо прослушал во­прос учителя. Педагогу-воспитателю необходимо имен, бесконечное терпе­ние и ждать, ждать ответа. Холерик, наоборот, из-за своей порывистости в действиях может дать необдуманный ответ. Но особенно чутким учителю необходимо быть к меланхолику, очень чувствительному и ранимому чело­веку. По отношению к нему неуместны ни шутки, ни ирония.

Темперамент оказывает влияние и на формирование индивидуального стиля деятельности учащихся, студентов. По данным И.В. Дубровиной, одни юноши и девушки решают учебные задачи быстро и правильно, дру­гие — быстро и не всегда правильно, третьи — медленно и правильно, чет­вертые — медленно и с ошибками. Представители медленных, инертных типов (флегматики и меланхолики) тратят больше времени на подготови­тельную работу (сбор и обдумывание материала, написание черновиков и т.п.), подвижные индивиды (сангвиники и холерики) этот этап проходят в свернутом виде, сразу стремясь выполнить задания набело. Из этого следу­ет, что значительные индивидуальные различия учащихся с необходимо­стью требуют нахождения оптимальных вариантов сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы обучаемых. А это невозможно без учета типов темперамента школьников или студентов, их психологических индивидуальных особенностей.

Наши рекомендации