Психофизиологическая сущность, взаимосвязь темперамента и личности, темперамент и эффективность деятельности, функции темперамента, взаимодействие с социальными факторами)
Б-1-1. Выберите из следующего списка слова-характеристики, относящиеся к сфере темперамента:трудолюбие,настойчивость,неуравновешенность,сообразительность, сензитивность, реактивность, агрессивность,
эмоциональность, педантичность, требовательность, леность, высокие умственные способности, медлительность, гениальность, глубина чувств, принципиальность, острота зрения.
Б-1-2. Как связаны между собой:
а) 1) темперамент, 2) психофизические свойства человека?
б) 1) темперамент, 2) деятельностно-психологические свойства человека? в) 1) темперамент, 2) личность (по К. К. Платонову)?
а) | б) | в) | |||
г) | д) | ||||
1, 2 |
Б-1-3. Вставьте пропущенные слова:
1) Психодинамические психические образования относятся к классу
___________________ психических образований.
2) Свойства темперамента являются связующим звеном между
_________________ и личностью.
3)
Б-1-4. Какая схема правильная и почему?
«темперамент → деятельность» или «деятельность → темперамент»?
Б-1-5. Объясните факт:
1) В.М. Русалов выявил половые различия в
выраженности свойств темперамента. Он полагает, что у мужчин выше предметная эргичность,
пластичность и темп, а у женщин – социальная
пластичность, а также предметная и социальная эмоциональность.
2) В лабораториях Павлова первоначально полагали,
что тип нервной системы (НС) прежде всего | Владимир | |
характеризуется определенными формами поведения: собаки слабого типа трусливы, собаки
возбудимого типа агрессивны, собаки подвижного типа общительны. Но постепенно накопилось много фактов, не укладывающихся в эту систему: были
описаны трусливые собаки сильного типа НС, спокойные собаки возбудимого типа НС и т.д.
Дмитриевич
Небылицын
(1930-1972)
Б-1-6. Предскажите результаты эксперимента Л. Б. Ермолаевой-Томиной:
Испытуемые, у которых предварительно был определена сила нервной системы, в течение 40 минут вели сложные математические расчеты в уме.
Изучалась общая продуктивность деятельности людей со слабой и сильной нервной системой. Деятельность каких испытуемых оказалась более продуктивной? Почему?
Задания Б-2: Признаки темперамента (отражает формальный аспект деятельности, характеризует меру динамического отношения человека к миру и себе, универсален, устойчив, связан со свойствами организма)
Б-2-1. Вставьте пропущенное слово:
Свойства темперамента определяют _____________________ аспекты всех
видов деятельности.
Б-2-2. Дайте критическую оценку:
1) Высказыванию: «У детей этого возраста преобладают такие свойства
темперамента, как…»
2) Анекдот: «Каждая девушка мечтает о принце на белом лимузине. Но, в зависимости от темперамента, одни девушки мечтают о принце, а другие – о лимузине»
Б-2-3. Объясните факт:
1) В 1965 г. под руководством Б.Г. Ананьева было проведено исследование, в котором изучалась взаимосвязь между отпечатками пальцев абитуриентов СПбГУ и типом их нервной системы. Оказалось, что типичные узоры соотносятся с типами нервной системы: «петли» с сильной уравновешенной, «спирали» с сильной неуравновешенной, «дуги» - со слабой.
2) У спортсменов часто бывает так, что человек, вялый и медлительный в
бытовой обстановке, на стадионе преображаются и показывают совсем
иные черты.
Задания Б-3: Нейродинамические свойства темперамента (сила, уравновешенность, подвижность, лабильность, динамичность и т.
П.)
Б-3-1. Вставьте пропущенные слова:
Работоспособность нервной клетки и способность нервной системы
выдерживать большие нагрузки характеризуют ________________
__________________ _____________.
Б-3-2. Выполните задание моторной пробы Лачинса:
Инструкция 1: В течение1минуты как можно больше раз напишите фразу«В
поле уж таял снег» письменными буквами. Остановитесь на той букве, которую вы писали в момент окончания временного лимита.
Инструкция 2 (после выполнения задания 1): В течение1минуты как можно
больше раз напишите фразу «В поле уж таял снег» печатными буквами. Остановитесь на той букве, которую вы писали в момент окончания временного лимита.
Инструкция 3 (после выполнения задания 2): В течение1минуты как можнобольше раз напишите фразу «В поле уж таял снег», чередуя в словах
письменные и печатные буквы (одна письменная – одна печатная). Остановитесь на той букве, которую вы писали в момент окончания временного лимита.
Инструкция 4 (после выполнения задания 3): В течение1минуты как можнобольше раз напишите фразу «В поле уж таял снег» письменными буквами,
прописав каждую букву дважды (например, «вв ппооллее…»). Остановитесь на той букве, которую вы писали в момент окончания временного лимита.
Обработка: Подсчитайте количество букв(П),написанных вами заотведенный лимит времени в каждом задании (в каждом полностью
написанном предложении 15 букв). Таким образом вы получите показатели П1, П2, П3, П 4 Рассчитайте среднее значение (М) показателей П2, П3 и П 4 (сложите их и разделите на 3).
Подсчитайте коэффициент (К) по формуле К = М / П1
Как вы думаете, какой свойство нервной системы отражает полученный коэффициент? Аргументируйте свой ответ. Узнайте у преподавателя правила интерпретации полученного коэффициента.
Б-3-3. Проинтерпретируйте протоколы тестирования школьников с помощью
Теппинг-теста.
Методика теппинг-теста, называемая иногда на профессиональном жаргоне «тестом дятла», позволяет определить свойства нервной системы по психомоторным показателям. Испытуемым предлагается, работая в
максимальном темпе, ставить как можно больше точек последовательно в
каждом из восьми квадратов, на которые разделен тестовый бланк. На работу в каждом квадрате отводится 5 секунд, затем по команде тестирующего
испытуемые переходят к другому квадрату и т .д. При обработке
подсчитывается количество точек в каждом квадрате, выстраивается график. Проинтерпретируйте приведенные ниже графики, предположив, какие
свойства нервной системы проявляются в подобной динамике показателей.
Аргументируйте свой ответ.
1 кв | 2 кв | 3 кв | 4 кв | 5 кв | 6 кв | 7 кв | 8 кв |
испытуемый 1
испытуемый 2
мспытуемый 3
Б-3-4. Дополните таблицу, определив наиболее типичные особенности