Как Вы думаете, какими чертами характера и специфическими умениями должен обладать ведущий тренинга (по сравнению, предположим, с диагностом или консультантом)?
Стадиитренинга: подготовка, осознание, переоценка и действие.
На стадии подготовки формируется мотивация необходимости самоизменения, решаются задачи сплочения группы, установления доброжелательных отношений, снимается страх открыться перед другими людьми.
Вторая стадия — осознания — связана с развитием рефлексивных механизмов. Уровень осознания существенно повышается посредством наблюдения, противопоставления, интерпретации возможных точек зрения, позиций, способов и приемов восприятия и поведения, обсуждаемых в малых группах. Благодаря увеличению информации родители начинают осознавать и оценивать альтернативы нежелательному поведению и рост собственных и личностных возможностей в связи с отказом от нежелательных действий.
На стадии переоценки у родителей рождаются стремления к осмыслению влияния собственного нежелательного поведения на непосредственное социальное окружение (детей, супруга) и к переоценке собственной личности. Постепенно родители все больше ощущают собственную независимость и способность изменить свою жизнь в чем-то важном, принципиальном. Выбор и принятие решения действовать — основной результат этой стадии.
Четвертая стадия — действия — завершающая. Родитель апробирует новые способы поведения, опирающиеся на изменившуюся концепцию. Устойчивость к факторам, провоцирующим нежелательное поведение, и поощрение самого себя за способность к позитивным изменениям в поведении — основной результат данной стадии.
Организация тренинга.
1 шаг – определение необходимости тренинга посредством анализа ситуации как следствия обработки результатов диагностирования родительского коллектива или непосредственного «заказа» от родителей.
2 шаг – формулирование задач обучения, главное требование – реалистичность и определенность (результаты должны диагностироваться).
3 шаг – планирование и организация тренинга. Чаще всего тренинг педагогического общения состоит из трех частей.
Первая часть — вводная лекция по проблеме общения. Участники знакомятся с научными основами взаимодействия с детьми разного возраста. На данном этапе проводится диагностирование с целью уяснения участниками уровня развития своей коммуникативной компетентности. Вторая часть — собственно тренировочная. Рекомендуемая длительность ее около 60 ч. (продолжительность одного сеанса до 1,5 ч.). В ходе занятий отрабатывается целая система упражнений, направленных на развитие коммуникативных умений. Третья часть — анализ тренировочной части и подведение итогов.
4 шаг – оценка результатов тренинга как самими участниками, так и ведущим тренинга, планирование последующих мероприятий (индивидуальная помощь, запрос на дополнительный тренинг соответствующей тематики).
Более частные методы коррекционно-развивающей работыможно использоватькак в родительской группе, так и в системе «семья».
Метод ролевой игры. Одним из главных принципов ролевых игр является имитационное моделирование как самих субъектов, так и процесса их взаимодействия (субъектами являются родитель, педагог, ребенок). При помощи ролевой игры можно моделировать отношения, которые складываются между участниками педагогического процесса; возможные конфликты; проблемные задачи, возникающие в ходе взаимодействия, и многое другое.
Цель ролевой игры познавательна и созидательна. Ее продукт не предназначен для немедленного перенесения на реальную почву. Игровая модель не должна полностью задаваться ведущим. По ходу игры сохраняется полная свобода выбора роли и ее смены. Репертуар ролей: психолог, педагог, родитель, ребенок, друг семьи и др.
Главную функцию в активизации личностных регуляторов поведения выполняет основная единица игры — роль. Решающее значение имеет новизна роли для родителя, обеспечивающая «взгляд со стороны». Например, в роли психолога — это способность оценивать не личность, а поступок; распознавать характер внутренних проблем личности как причин отклонений в ее поведении и т.д. Роль «не родителя» способствует лучшему пониманию проблем и индивидуальных особенностей ребенка и воспитателей ДОУ.
Метод групповой дискуссии повышает психолого-педагогическую грамотность родителей, их общую сенситивность к ребенку, его проблемам, позволяет выявить индивидуальные стереотипы воспитания. По мере развертывания дискуссии в нее можно включать элементы проигрывания ситуаций и видеокоррекции. Какие темы можно предложить для групповой дискуссии?
Метод видеокоррекции состоит в проигрывании заданий психолога в условиях видеозаписи взаимодействия родителей и ребенка с последующим ее просмотром, анализом и самоанализом. Какие задания для анализа эффективности взаимодействия можно предложить родителям и детям?
Метод игры помогает моделировать и воспроизводить в контролируемых условиях семейные ситуации. Примером являются игры «Архитектор и строитель», «Приятное воспоминание», «Неприятное воспоминание».
В первой игре «строитель» с завязанными глазами под руководством «архитектора», которому запрещены какие-либо действия руками, должен расставить в определенном порядке кубики на большой карте. При этом родитель и ребенок должны побывать в разных ролях.
Во второй игре необходимо вспомнить и поговорить о чем-либо приятном для ребенка и родителя и показать, как это было.
В третьей игре нужно вспомнить и проиграть последнюю ссору родителя с ребенком, а затем поговорить о чувствах ребенка и родителя.