Упражнение «Семейные правила» – 40 минут
Цель: осознать правила, регулирующие жизнь семьи в данный момент, и возможность их изменения.
Содержание.
I. Ведущий информирует участников о том, что такое семейные правила и как они формируются, о важности открытого обсуждения семейных правил, их значении для жизни семьи. Примерный текст для ведущего представлен в приложении 22.
II. Далее участникам предлагается поработать в парах с их собственными семейными правилами.
Текст ведущего: «Сейчас я предлагаю вам вспомнить, по каким правилам живет ваша семья. Чтобы это узнать сядьте поближе к своему партнеру и спросите друг у друга: «Какие же правила определяют нашу семейную жизнь?» Выберите, кто из вас будет секретарем и запишет их на листке бумаги, чтобы вам было легче потом сформулировать их. Не затевайте в этот момент никаких споров о том, насколько они хороши. В этом упражнении вы должны проявить себя только как исследователи».
III. По окончании этапа формулирования семейных правил проводится обсуждение.
Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:
- Какие чувства вы испытывали при выполнении упражнения?
- Сошлись ли вы во мнениях о том, по каким правилам живет ваша семья?
- Все ли правила, которые вы вспомнили, одинаково понимаются и принимаются обоими партнерами?
- Что нового вы узнали о семейных правилах от вашего партнера?
- Какое впечатление на вас произвели эти открытия?
- Откуда в вашу семью пришли эти правила?
- Кто создает в вашей семье правила?
- Есть ли у каждого из партнеров право на апелляцию и отмену жесткого правила?
IV. Ведущий предлагает участникам решить, какие из перечисленных правил актуальны, а какие стоит пересмотреть список правил в связи с рождением ребенка и предстоящими изменениями. Работа ведется в парах. Затем проводится обсуждение в кругу по схеме:
- Готовы ли вы обновлять свои семейные правила?
- От каких правил вы готовы отказаться совсем?
- Какие правила вы готовы пересмотреть и изменить?
- Насколько просто было получить согласие партнера на введение новых правил и отмену старых?
- Ожидали ли вы такого рода перемен?
- Каким образом вы задаете вопрос, если надо что-либо уточнить, изменить (есть ли правила, регулирующие темы для обсуждения, высказывания своего мнения)?
- Можете ли вы открыто выразить свои страх, агрессию, гнев, бурную радость (есть ли правила регулирующие эмоции)?
VI. По окончании обсуждения необходимо сделать вывод, опираясь на текст ведущего.
Текст ведущего: «Мир вокруг нас постоянно меняется, поэтому многие наши правила жизни устаревают. Одна из особенностей зрелой семьи – это умение жить по гибким правилам. Хорошие правила должны облегчать жизнь всех членов семьи, а не усложнять ее.
Надеюсь, общение в парах позволило вам понять: чтобы свести к минимуму недоразумения от недопонимания слов или чувств другого члена семьи, важно вовремя уточнять их и в ответ открыто делиться своими мыслями и чувствами с партнером. Но часто просто поговорить – не значит принять решение, и люди пользуются таким понятием как письменный договор. Зачем принимать решения в состоянии цейтнота, если у вас есть возможность сделать это заранее? Беременность – очень удобный для этого период. Сегодня у вас есть возможность конкретизировать новые правила в «Родительском договоре».
Перерыв – 10 минут
Упражнение « Родительский договор» – 40 минут
Цель: выработать правила, регулирующие жизнь семьи после рождения ребенка.
Содержание.
I. Ведущий предлагает участникам зафиксировать на бумаге те правила, по которым их семья будет жить после рождения ребенка. И в дальнейшем придать им статус «Родительского договора». Работа ведется в парах. Для выработки правил каждой паре выдается бланк, представленный в приложении 27.
Те вопросы, которые можно решить здесь и сейчас, предлагается обсудить и разрешить в процессе занятия. Можно предложить обсудить и другие вопросы, важные для супругов, но не входящие в предлагаемый бланк «Родительского договора».
II. По окончании работы над «Родительским договором», участникам предлагается провести обсуждение по следующим вопросам:
- Какие вопросы вызывали споры?
- Какие ощущения вы испытывали при обсуждении спорных вопросов?
- Ответили ли вы на вопросы, которые требовали учитывать интересы других людей (няни, родственников, родителей)?
- Остались ли неразрешенные вопросы?
- Внесли ли вы свои правила, не прописанные в «Договоре»?
По окончании обсуждения предлагается сделать следующий вывод: «Обдумывание некоторых правил требует времени. В качестве домашнего задания вам предлагается обсудить вопросы, не нашедшие разрешения сегодня.
Обсуждайте все пункты договора до тех пор, пока не достигнете единогласия. И помните, что, когда родится малыш, времени для разрешения подобных вопросов у вас может и не быть. Появление нового члена семьи – это в своем роде стрессовая ситуация. А договариваться в условиях стресса гораздо сложнее».