Упражнение на знакомство – 20 минут

Цель: познакомить участниц группы друг с другом.

Содержание.

I. Каждой участнице раздаются бейджи для изготовления визиток. Участницы вписывают свои имена.

Текст ведущего:«Давайте познакомимся друг с другом и сделаем это следующим образом. Предлагаю всем участницам сделать визитки. Вы вправе взять любое имя, которым хотите, чтобы вас называли в группе в процессе работы. Имя должно быть написано разборчиво и крупным шрифтом, чтобы его без труда можно было прочитать».

II. Когда визитки будут готовы, участницы по кругу называют свое имя, написанное на бейдже, обстоятельства, при которых они получили известие о беременности, и чувства, связанные с ним, а также свои ожидания от работы в группе.

Комментарии для ведущего.

В процессе работы по мере необходимости ведущий может вводить правила групповой работы. Перечень традиционных для тренинга правил – в приложении 5.

Проведение опроса – 5 минут

Цель: определить первоначальный уровень информированности и мотивации участниц.

Содержание.

Участницам предлагается заполнить бланк опросника «Оценка уровня информированности» (приложение 30) и «Оценка уровня мотивации» (приложение 31), после чего опросники собираются для обработки.

Проведение диагностических мероприятий – 40 минут

Цель: определить особенности психологического состояния участниц.

Содержание.

Участницам предлагается выполнить ряд диагностических методик.

Комментарии для ведущего.

Если ведущий использует дополнительный диагностический материал, он должен быть готов озвучить результаты диагностики (интерпретации, количественный, качественный анализ) по требованию участниц в индивидуальном порядке.

Обращение женщины по поводу результатов диагностики может свидетельствовать о повышенной тревожности участницы, что само по себе является материалом для индивидуальной работы. Грамотным и уместным использованием результатов диагностики ведущий может помочь женщине сформулировать свою проблему, а также актуализировать ее личностный ресурс.

Для ответа на вопрос участниц «Зачем это нужно?» перед проведением диагностических мероприятий, ведущему предлагается воспользоваться следующей формулой: «Это делается традиционно для повышения эффективности групповой работы».

I. Для выявления стиля переживания беременности предлагается рисуночный тест «Моя беременность».

II. Для определения типа и выраженности психологического компонента гестационной доминанты предлагается «Тест отношений беременной» (б) И.В. Добрякова.

III. Для определения актуального психоэмоционального состояния участниц предлагается тест самооценки психического состояния САН.

Предложенные методики находятся в приложении 4.

Перерыв – 5 минут

6. Упражнение «Мифы и реальность»–40 минут

Цель: формировать адекватное представление о беременности и внутриутробном развитии плода, а также осознанное отношение к образу жизни во время беременности.

Содержание.

I. Участницам необходимо распределиться в 2 подгруппы. В течение 10 минут им предлагается вспомнить и записать:

I группе – народные приметы, связанные с беременностью и родами;

II группе – слухи о беременности и родах, полученные от уже рожавших женщин: мамы, бабушки, подруг и окружающих людей.

Комментарии для ведущего.

Если участницы затрудняются с тем, чтобы вспомнить достаточное количество народных поверий и распространенных убеждений, ведущий может помочь им, раздав карточки «Народные поверья и слухи» (приложение 6) для ознакомления и дальнейшего дополнения содержания.

II. По окончании 10 минут представительницы подгрупп по очереди озвучивают свои записи и/или содержание карточки. После каждого прозвучавшего поверья или слуха участницы обсуждают: миф это или реальность.

III. По результатам обсуждения необходимо сделать выводс опорой на предлагаемый текст ведущего (в тексте отражены основные моменты, вокруг которых, как правило, формируются мифы о беременности, однако ведущему следует сделать акцент на тех мифах и фактах, которые тревожат участниц группы).

Текст ведущего: «Есть особенности, закономерные для всех беременных женщин в той или иной степени выраженности: частая смена настроения, тошнота, сонливость, усталость, тревожность или обеспокоенность.

Это ответ организма на те кардинальные перемены, которые происходят в нем: формирование нового человека, интенсивный рост клеток и целых органов, гормональные изменения, происходящие в материнском организме в связи с этим.

Чтобы «ужиться» со своим телом в этот период, можно рассматривать эти симптомы как предусмотрительность природы, которая тем самым ограничивает беременную женщину в контактах с другими людьми с целью защиты от инфекций и вирусов, например, ограничивает ее двигательную активность, чтобы она не упала и тем самым не навредила ребенку; ограничивает употребление вредной или, по меньшей мере, неполезной пищи.

Беременной женщине необходимы позитивные эмоции. Это значит, стоит давать себе больше поводов для радости и удовольствия, которые можно получать от еды, от искусства и рукоделия, чтения книг и общения с природой.

Беременной необходимо по возможности избегать неприятных явлений, ситуаций и людей. Это не означает, что нужно оградить себя полностью от жизни с ее разнообразием эмоций. Ребенок нуждается в целой гамме чувств, которые ждут его после рождения.

Однако во II и III триместре стоит опасаться погружения в состояние длительного стресса. При дистрессе матери к развивающимся органам малыша регулярно поступают соответствующие гормоны, которые призваны адаптировать организм к меняющимся условиям, но при продолжительном воздействии приводят к его истощению. Вспомните, как влияет длительный стресс на взрослого человека. В народе даже бытует поговорка: «Все болезни от нервов».

Для того, чтобы справляться со стрессом, женщине можно поискать собственные механизмы (способы) отреагирования негативных эмоций. Для этого хорошо подходит творческая деятельность. Некоторые женщины интуитивно чувствуют это и во время беременности начинают рисовать, писать (сочинять), петь, шить, вышивать и работать в саду, переводя тем самым эмоциональное напряжение в умственную деятельность и работу руками.

Творческая деятельность – вышивание, рисование, лепка, шитье, пение – гармонизирует эмоциональное состояние беременной женщины, позитивно влияет на ребенка, когда он в животе у мамы, а творческий подход к совместной деятельности с ребенком укрепляет отношения в диаде мать-дитя после его рождения».

7. Упражнение для релаксации[5] – 10 минут

Цель: обучить участниц приемам релаксации.

Содержание.

I. Вступительный текст ведущего:

«Начало беременности – это время, которое можно использовать для того, чтобы научиться заботиться о себе. Например, научиться сознательно расслабляться. Это умение пригодится в начале беременности, чтобы справляться с приступами тошноты, предотвращать усталость. Во II и III триместре оно помогает бороться с негативными эмоциями и бессонницей. А во время родов владение техниками релаксации помогает женщине занять активную позицию.

Но чтобы сознательно достигать состояния необходимой расслабленности, навык релаксации необходимо развивать (тренировать). Поэтому на каждом занятии мы будем учиться расслабляться. И начнем с сегодняшнего дня

К сожалению, нет четких критериев, согласно которым можно было бы рекомендовать какую-то технику конкретному человеку: в этом вопросе можно опираться только на индивидуальные особенности и предпочтения. У вас есть возможность попробовать различные техники для того, чтобы выбрать наиболее подходящую для себя».

II. Ведущий предлагает участницам сесть в удобную позу, закрыть глаза, расслабиться. Далее ведущий зачитывает текст для релаксации. Читать текст следует медленно, со спокойной интонацией. Варианты текстов для проведения релаксации представлены в приложении 7.

Наши рекомендации