И выражающих направленность личности
Мотив — это побуждения к определенному поведению и действиям, связанные с удовлетворением тех потребностей человека, без которых, по его мнению, невозможно поддерживать свою нормальную жизнедеятельность. Иначе, потребности человека — это испытываемая им нужда в чем-то, а мотив — это побуждения человека в связи с этой нуждой. Потребности и мотивы очень взаимосвязаны.
Потребности человека формируются в процессе его воспитания, т. е. приобщения к миру человеческой культуры. У человека удовлетворение потребностей выступает как активный, целенаправленный процесс овладения формой деятельности, определенной общественным развитием. Исходя из вышесказанного, можно определить потребность следующим образом.
ПОТРЕБНОСТЬ - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.
СПЕЦИФИКА ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА.
Потребности человека имеют общественно-личностный характер. Это находит выражение, во-первых, в том, что для удовлетворения своих потребностей человеком используются результаты общественного разделения труда. Во-вторых, для удовлетворения потребностей человек использует исторически сложившиеся в данной общественной среде способы и приемы.
ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ. Потребности человека можно классифицировать в зависимости от происхождения и предмета потребности.
1. По своему происхождению потребности могут быть естественными и культурными.
В естественных потребностях выражается активизирующая деятельность человека, зависимость от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни и жизни его потомства. У всех людей имеются естественные потребности в пище, питье, в существе противоположного пола и т. д. И хотя естественные потребности остаются теми же (по их перечню), что и у животных, однако по своей психологической сущности они коренным образом отличаются от естественных потребностей животных. Изменяются способы и орудия удовлетворения, а самое главное — претерпевают изменения и сами потребности. Таким образом, естественные потребности имеют общественно-исторический характер.
В культурных потребностях выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры; их корни целиком лежат в границах человеческой истории. При разном экономическом и общественном строе, в зависимости от воспитания и усвоения распространенных и принятых обычаев и форм поведения, человек приобретает различные культурные потребности. Культурные потребности существенно различаются по уровню, по своей связи с требованиями, которые предъявляет человеку общество. По своему уровню и сами потребности, и деятельность, ими порождаемая, оцениваются по-разному. Нравственно оправданная потребность личности — это потребность, отвечающая требованиям общества, в котором человек живет, соответствующая принятым в этом обществе вкусам, оценкам, а главное, мировоззрению.
2. По характеру предмета потребности могут быть органические, материальные, социальные и духовные.
Органические потребности связаны с объектами, в которых нуждается человеческий организм (потребности в воздухе, воде, определенной температуре, влажности и т. д.).
В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребности в одежде, жилищах и т. д.).
Социальные потребности связаны с функционированием человека как субъекта и объекта социальных отношений, а удовлетворяются они в ходе общения и совместной деятельности с другими людьми. Э. Фромм конкретизирует социальные потребности, выделяя потребности в человеческих связях, в самоутверждении, в привязанности, в самосознании (сознании себя неповторимым).
Духовные потребности характерны для людей высокого уровня личностного развития, у которых быть добрым и гуманным является стержневым побуждением в жизни.
Основные формы направленности личности по К.К. Платонову:
Направленность личности объединяет отношения и моральные черты личности. В ней следует различать уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность. В формах направленности личности проявляются как отношения, так и моральные качества.
1. Влечение– это наиболее примитивная, биологическая по своей сути, форма направленности. С психологической точки зрения, это психическое состояние, которое выражает неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Влечение является преходящим (временным) явлением, т.к. представленная в нём потребность либо угасает, либо осознаётся и превращается в желание.
2. Желание – осознанная потребность и влечение к чему-то определенному. Оно обостряет цели будущего действия и построение его плана.
3. Стремление – возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент.
4. Интерес– это форма направленности, в которой проявляется познавательная потребность. Интерес способствует ориентировке в окружающей действительности, более полному и глубокому отражению мира. Удовлетворение интереса не приводит к его угасанию, а вызывает возникновение новых интересов более высокого уровня. В этом проявляется ненасыщаемость интересов.
5. Убеждения– система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами и принципами. Убеждения – то, в чем человек бесспорно уверен и не способен отказаться даже под страхом смерти. Убеждения характеризуются высокой осознанностью и тесной связью с миром чувств. Это система устойчивых принципов. Убеждение предполагает знание о предметах и явлениях окружающего мира, определенное эмоциональное отношение к этим знаниям, что находит отражение в поведении человека. Эмоциональное отношение придаёт действенность знаниям. Совокупность убеждений составляет мировоззрение.
6. Мировоззрение– целостная система взглядов человека на природу, общество, свое место в мире, человеческое мышление, определяющая поведение человека и его отношение ко всем сферам жизни. Фундамент мировоззрения составляют знания. Характеристики мировоззрения: научность, систематичность, логическая последовательность и доказательность, степень обобщенности и конкретности, связь с деятельностью и поведением.
7. Идеал– то, к чему стремится человек, на что он ориентируется. Может выступать в качестве совокупности норм поведения (1), в качестве образца, воплощающего наиболее ценные черты личности (2). Идеал может находится в компенсаторном отношении к реальному облику человека, т.е. в нем отражается те черты, которых у человека нет, но хотелось бы , чтобы они сформировались. Идеал носит исторический характер. Через идеал направленность и проявляется и благодаря нему формируется.