Понятие личности. Структура и направленность личности.

Подходы к определению принятия личности. Теоретические подходы к целостному пониманию личности (А. Н. Леонтьев, А. Г. Асмолов, В. Н. Мясищев, Д. А. Леонтьев). Структура личности (К. К. Платонов). Теории личности (З. Фрейд, А. Адлер, К. Г. Юнг).

Психологическое содержание понятия направленности личности. Направленность как система психологических компонентов. Потребности как основа направленности личности. Функции потребностей. Общественная природа человеческих потребностей, виды потребностей. Понятие и виды мотивов. Влечения, желания, установки, стремления. Интересы, их характеристика. Классификация интересов по содержанию, широте, глубине, устойчивости. Склонности. Идеалы. Мировоззрение как система философских, эстетических, этических и других взглядов на мир. Убеждения личности. Ценностные ориентации и направленность личности.

Личность по А.Н.Леонтьеву – системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития и обладающее свойствами активности, субъектности, осознанности. Понимание взаимодействия личности и индивида отражает проблему взаимодействия души и тела. (Фрейд решающую роль в жизни отводил телу, совет-е психологи обсуждали условия становления индивида личностью, кто вырос в личность, а кто нет. Это противопоставление имело не научный, а идеологический смысл.)

В отечественной психологии существует несколько подходов к выделению структуры индивидуальности. Многие авторы подчеркивают понимание индивидуальностикак совокупности различных свойств – от биохимических до особенностей творческого самовыражения.

Наивысшей формой интеграции индивидный свойств – темперамент и характер.

Теплов говорил, что плохих и хороших типов не бывает, каждый тип будет себя реализовывать в определенной деятельности.

Личность – понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность. Личность является системным образованием, то есть все психические процессы, качества и свойства связаны между собой и влияют друг на друга. В.Н. Мясищев единство личности характеризует направленностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно-психич. деятельности. Структура личности – более частная ее характеристика, включающая в себя мотивацию, отношения и тенденции. К.К. Платонов выделяет в структуре Л.: а) социально обусл. особенности (направленность, моральные качества); б) биологич. обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности); опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек); индивидуальные особенности различных психических процессов.

З.Фрейд-психодинамический подход

Структура личности: Ид (направляется принципом удовольствия), Эго (принцип реальности), Супер-Эго (включает в себя совесть и Эго-идеал) – следствие разрешения эдипова комплекса – идентефикация, интериоризация моральных норм. Основные инстинкты: Эрос и Тонатос. 3 уровня сознания: сознание, предсознательное, бессознательное

Предсознательное – то забытое, что с личность можно сделать сознательным.

Три части в структуре личности:

1.Оно (Ид) – в бессознательном слое структуры личности, которая является энергетической основой психического развития, т.к. в ней расположены врожденные явления, которые стремятся к своему удовлетворению.

Фрейд полагал, что существует два основных инстинкта влечения: эрос и танатос.

2.ЭГО (Я) – врожденная структура. Располагается в сознании и предсознательном слоях. Содержание ЭГО в процессе жизни сужается. ЭГО – арена борьбы.

3. Супер-ЭГО (Сверх-Я) – формируется в процессе жизни.

К.Г. Юнг

Три основные структуры личности: Эго, личное и коллективное бессознательное. Главное расхождение с Фрейдом – понимание природы либидо: у Юнга – творческая жизненная Е (способствует личностному росту), а у Фрейда – сексуальная. Эго – все что осознаваемо; личное бессознательное – подавленное, вытесненное, комплексы; коллективное бессознательное – архетипы: анима (женское бессознательное у мужчины), анимус (наоборот), персона (соц роль человека, мы перед миром), тень (бессознательная противоположность сознанию: экстроверт - интроверт), самость (воплощение целостности и гармонии – мандала, центральный архетип), мудрец (персонификация жизненной мудрости и зрелости), бог (конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир). 4 психологические ф-ии: мышление, чувство (рациональные), ощущение и интуиция (иррациональное).

Классификация типов личности Юнга

Архетип – доопытная схема, в которой запечатлен опыт жизни всего рода; они лишены какого-либо психологического содержания, это чистые формы.

Самость – центр всей личности

Мандола – гармония, когда человек обретает свою самость.

Направленность личности проявляется в формах: желаниях, стремлениях, влечениях, интересах, склонностях, мировоззрении, убеждениях, идеалах, установках, позиции, цели, способностях и др. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности.

Желание - вполне осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. На основе своих желаний человек определяет цели, строит планы.

Стремление тесно связано с волевым компонентом и проявляется в том, что человек способен преодолеть все препятствия, трудности, невзгоды на пути к объекту потребности.

Влечение — недостаточно полное осознанное стремление к достижению чего-либо, нередко в основе влечения лежат биологические потребности индивида.

Интерес можно рассматривать как познавательную форму направленности на предметы: человек интересуется тем, что может удовлетворить его потребность.

Интересы бывают непосредственные, напрямую связанные с какой-либо конкретной потребностью, и опосредованные, когда потребность прослеживается неясно. Например, один ученик может интересоваться музыкой, так как ему нравятся уроки музыки или он любит петь и получает от этого удовольствие, а другой — ходит на уроки музыки просто потому, что ему нужно, чтобы в дневнике были только хорошие отметки.

В зависимости от длительности сохранения интересы бывают устойчивые и неустойчивые. Так, некоторые интересуются самыми разнообразными предметами, но недолго; у них один интерес быстро сменяется другим. У увлекающихся людей скоропреходящие интересы бывают очень сильными и эмоционально захватывающими. Человек, не способный иметь устойчивые интересы, не может достичь значительных успехов ни в одной сфере деятельности.

В зависимости от содержания и объектов могут быть выделены интеллектуальные интересы, эстетические, политические и др. Например, для людей, живущих интеллектуальными интересами, главное в жизни — занятие наукой, разрешение теоретических и практических проблем. Можно сказать, что такими интересами живут великие ученые.

Склонность

Интерес, в который включается волевой компонент, становится склонностью.

Склонность - проявление потребностно-мотивационной сферы личности, выражающееся в эмоциональном предпочтении того или иного вида деятельности или ценности. При этом интерес начинает проявляться в стремлении заниматься определенной деятельностью.

Мировоззрение - осознанная система сложившихся взглядов человека на мир, общество, самого себя. Каждый человек имеет конкретное мировоззрение, которым он руководствуется в повседневной жизни, в своей практической деятельности. По содержанию мировоззрение человека может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, религиозным или атеистическим. Оно не только основывается на обобщении знаний из различных сфер деятельности, но и опирается на взгляды и убеждения, которые передаются из поколения в поколение. Сочетание мышления и воли, проявляемых в поведении и действиях человека, приводит к переходу мировоззрения в убеждения.

Убеждение

Убеждение - высшая форма направленности личности, побуждающая ее поступать в соответствии с се взглядами, принципами, идеалами. Человек со сложившимися убеждениями не только действует в строгом соответствии с ними, но и стремится передать их другим. Образуя упорядоченную систему взглядов, убеждения человека становятся его мировоззрением. Убеждения и знания не одно и то же. Если человек знает, как надо поступать или вести себя, но так не поступает, то это знание есть не убеждение, а «мертвое» знание. Когда человек знает и поступает в соответствии с этим знанием, то это убеждение.

Идеал

Идеал - это образ, которому хочет следовать человек в своей деятельности, в поведении. Благодаря идеалам человек способен отражать окружающий мир и изменять его в соответствии с идеалами. Если идеал неверен (иллюзорный идеал), он приведет человека не к тому, на что тот надеялся. В качестве идеалов выступают: реальные люди — герои, близкие и т.д.; нереальные образы — литературные герои, герои кинофильмов и т.п.; собирательные образы.

Установка

Установка — готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида. Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, когда явления, события и свойства предметов воспринимаются доброжелательно и с доверием, негативной, когда эти же признаки воспринимаются искаженно, с недоверием или как чуждые, вредные и неприемлемые для данного человека, или нейтральной. Установка опосредует влияние внешних воздействий и уравновешивает личность со средой, а знание содержания этих воздействий позволяет человеку с определенной степенью достоверности прогнозировать поведение в соответствующих ситуациях.

Позиция

Позиция - устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении. Она включает в себя совокупность мотивов, потребностей, взглядов и установок, которыми индивид руководствуется в своих действиях. В систему факторов, определяющих конкретную позицию человека, включаются также его притязания на определенное положение в социальной и профессиональной иерархии ролей и степень его удовлетворения в этой системе отношений.

Цель

Цель — желаемый и представляемый результат конкретной деятельности человека или группы людей. Цель может быть близкой, ситуационной или отдаленной, общественно ценной или вредной, альтруистической или эгоистической. Личность или группа людей ставит перед собой цель на основе потребностей, интересов и возможностей ее достижения. В целеполагании важную роль играют мыслительные процессы, информация о состоянии вопроса, эмоциональное состояние и мотивы предполагаемой активности.

Наши рекомендации