Классической отечественной психологии)?
Камень, новорожденный ребенок, собака, муравей, амеба, трехлетний ребенок, больной шизофренией, береза, пожилой человек, обезьяна
Б-4-3. Подчеркните слова, которые обозначают психические явления:
Слезы, нервный процесс, мышление, память, сон, смех, бег, информация,
дыхание, воля, страх, любовь, вера, знания, ощущение, сердцебиение,
инстинкт, биотоки, анализатор, слух, восприятие, настроение, интерес, боль, сочувствие, зависть, раздражение, чувствительность
Б-4-4. Из приведенных ниже понятий составьте ряд так, чтобы в нем
предыдущее понятие было более общим (родовым) по отношению к следующему:
Психика, сознание, знание, отражение
Б-4-5. Постройте блок-схему, изображающую взаимосвязь следующих
понятий:
Психика, психология, бессознательное, сознание, мозг, психические
процессы, психические свойства, психические состояния
Б-4-6. Дополните схему «Структура психических явлений», подпишите к
каждому элементу схемы примеры из числа перечисленных ниже:
Психические явления
Психические
состояния
познаватель-ные
Память, чувства, радость, уныние, характер, мышление, темперамент, воля, способности
Б-4-7. Как связаны между собой:
а) 1) психические свойства, 2) гнев?
б) 1) психические состояния, 2) страх?
а) | б) | в) | |||
г) | д) | ||||
1, 2 |
Б-4-8. Дополните таблицу «Соотношение психики и психологии человека»,
Опираясь на идеи В.Н. Панферова.
Критерий для | Психика человека | Психология человека |
сравнения | ||
От чего | ? | От психической |
производны? | деятельности человека | |
посредством субъектной | ||
материализации | ||
психической | ||
деятельности. | ||
Результат функ- | Психические образы | ? |
ционирования | ||
Методы | ? | Диалектические и |
исследования | метафизические | |
Определение | Психическая | ? | ||
организация | человека | |||
как | внутренний | |||
телесно-психический | ||||
потенциал, | ||||
производный | от | |||
деятельности | ||||
организма и мозга | ||||
Б-4-9. С какими из следующих высказываний можно согласиться, а с
Какими нет? Почему?
1) Единственный источник познаний психических процессов есть самонаблюдение
2) Психическая деятельность всегда получает свое объективное выражение в тех или других действиях, движениях, реакциях,
изменениях работы внутренних органов и т.д.
3) Чужой душевной жизни мы не можем воспринять, для нас она навсегда остается за пределами возможного опыта
4) Предметом психологии является не внутренний мир сам по себе, а отражение во внутреннем мире внешнего мира, иначе говоря, активное взаимодействие человека с реальностью.
5) Психика, хотя и находится в материальном мозгу, является продуктом
нематериальной субстанции
6) Психика – это самостоятельное, независимое от мозга явление.
Б-4-10. Какие особенности психики иллюстрируются в следующих
Экспериментах?
1) Хосе Дельгадо вживил электрод в гипоталамус быка, который был специально выращен для боя на арене. Дельгадо полагал, что
стимуляция может погасить агрессивность быка. Находясь на арене в
тот момент, когда бык перешел в атаку, Дельгадо нажал кнопку, включив таким образом ток. И бык тотчас же остановился.
2) Группа экспериментаторов удалила миндалевидные ядра у макака-резуса, который был доминирующим самцом в группе. Когда эту
главенствующую обезьяну после удаления миндалин вернули в
группу, она оказалась на самой низкой ступени социальной лестницы. Утрата ранга произошла, по-видимому, не из-за большей
уступчивости, а из-за того, что самец стал неспособен к надлежащему
социальному поведению, проявляющемуся в жестах и голосовых
реакциях. Он как будто бы утратил способность отличать «хорошее»
обезьянье поведение от «плохого».
Задания Б-5: Основные направления психологической науки (бихевиоризм, гештальт-психология, психоанализ, когнитивизм, гуманистическая психология)
Б-5-1. Прочтите сценку и определите, какой точки зрения придерживается