Чтобы это прозвучало для партнера и оказало воздействие, нужно, чтобы это стало естественным для тебя самого: только тогда ты обретешь убедительность

Как только партнер поймет, что «нами на наших производственных мощностях он изготовит такой товар», которым действительно сумеет хорошо торговать, он тут же сам начнет решать задачу, как лучше всего получить прибыль на нашем товаре для себя и для нас.

Когда я говорю: «поймет, что нами изготовит свой товар», я хочу повторить еще раз, что созданный разработчиками продукт еще не есть товар. К нему еще очень много чего придется добавлять нашему будущему партнеру. Вот для этого он и должен получить пз Презентаций предельно точное представление о том, что же из себя представляет та основа, из которой ему придется делать товар.

Но эту задачу решает Презентация продуктов. Во Введении нам доста­точно дать намек на то, как мы видим взаимоотношения партнеров, связанных одним продуктом.

Если эти общие замечания принимаются, мы можем перейти к прак­тической части нашей школы: созданию сценария и художественному решению Введения.

г

Урок 4. Сценарий презентации

С чего начинается сценарная работа?

С того же, с чего начинается вообще вся работа над Презентацией. С заказана презентационные работы.

Это заказ письменно должен сделать заказчик. Заказ — это не договор, на основании которого выплачиваются деньги, заказ — это описание того, что заказчик хочет получить.

Заказчиком в данном случае может выступать как хозяин компании, так и работник, говорящий от его лица. При этом он вовсе не обязательно может записать на бумаге то, что хочет. Но зато он в любом случае может рассказать это. И это дело сценариста — создать точный текст заказа из того, что наговорил заказчик.

Значит, беседуя с заказчиком, записывайте все его пожелания на диктофон, а потом, расшифровав и приведя в «читабельное» состояние, дайте это ему на подпись и утверждение.

В общем, первый документ, с которого должна начинаться работа сценариста, должен выглядеть примерно так:

ЗАКАЗ

На создание Презентации компании WEBaby Corp.

3. (Заказчик) — Мне нужен самый общий рассказ о нашей компании, чтобы не повторять постоянно одно и то же. К тому же партнеры, когда связываешься с ними по телефону, говорят: очень интересно, пришлите мне самые общие сведения о себе, чтобы я мог посмотреть их на досуге.

С. (Сценарист) — А как вы хотите, чтобы вас показали?

3. — Ну, что мы молодая, конечно, но профессиональная компания-разработчик, что у нас уже много всего сделано, что у нас отличные спецы, есть собственные средства и мы мощно идем вперед. И вообще, нас надо подхватывать, потому что такие команды на дороге не валяются, и нас подхватят другие. Или мы все сделаем сами.

С. — А зачем вам вообще нужны партнеры, если у вас есть средства и возможности все сделать своими силами?

3. — Не хочется разбрасываться, да и время не ждет. Мы же делаем продукты для сегодняшнего дня, но они могут устареть. Если с нас снять заботы по публикации и продажам, мы бы еще очень многое сделали.

Урок 4. Сценарий презентации

И у нас колоссальное количество задумок и разработок, которые мы вынуждены пока держать в портфеле.

В общем, нам нужны такие партнеры, кто хочет на нас заработать, но за это высвободит нам руки и мозги от забот о рынке.

Президент WB

Как видите, заказ больше похож на интервью или протокол допроса. Примите этот образ и пытайте заказчика как следует, прежде чем присту­пать к работам. Иначе он вам скажет, что вы сделали не то, что он хотел.

В общем, первое правило при запуске сценарных работ — понять заказчика.

В Softboat на этом этапе работает с заказчиком не только сценарист, но еще и психотехник, который должен отслеживать взаимопонимание заказчика и сценариста. Дело в том, что сценарист, как и любой художник, человек увлеченный и увлекающийся. Если в ходе разговора с заказчиком его захватывает какой-то образ, он перестает слушать и прямо во время беседы начинает творить и предлагать варианты решений. Вот здесь и нужно его отрезвить, а заказчика выслушать и понять до конца.

Поскольку от психотехника не требуется создавать сценарий, он остается всегда трезвым и внимательным. И даже если он не вмешивается в разговор сценариста с заказчиком, он вполне может потом показать, где в понимании сценариста возникли разночтения с тем, что хотел заказчик.

Так что для заказчика наяичие на переговорах психотехника очень важно. Это его человек в команде дизайнеров. И он будет биться за то, чтобы дизайнеры сделали не свою презентацию, а ту, что им заказана. Он получает деньги именно за то, что работает Представителем заказчика в команде дизайнеров.

Проверка соответствия нашего понимания заказа пониманию заказчи­ка идет на сценарной заявке.

Сценарий

Что такое сценарий, в общем представляют себе все, кто делал пре­зентации. Сценарий — это запись того, что должно происходить на сцене. Независимо от того, что подразумевается под этой сценой. Причем, сценарий должен содержать и описание самой сцены, и ее декораций.

Сценарий — это предельно подробная последовательная запись всех действий, которые должен видеть зритель, всех текстов, которые он должен слышать или читать, всех фонов, в которых эти действия происхо­дят, такое же подробное описание всех персонажей, которые действуют.

В общем, сценарий — это описание Мира, который ты творишь. Это общеизвестно и требует либо очень подробного рассказа о тонкостях сценарного дела, либо просто показа нескольких образцов профессио­нальной работы сценариста. Я предпочитаю второй способ и просто

Часть I. Создание Письмо-Дубля

приведу примеры сценарной работы. Подчеркиваю, сценарной работы, а не сценариев. Что я имею в виду?

Показать законченный сценарий — это почти ничего не показать с точки зрения обучения нашему делу. Лучшие сценарии кинофильмов публикуются, но еще никто не научился по ним писать сценарии. Для учебы нужно показать, как рождается замысел, как он оформляется в сценарную заявку, как она утверждается заказчиком, как по ней делаются исходники и варианты, как идет поиск решений и как рождается оконча­тельное произведение.

Пусть избранный мною сценарий не шедевр, но зато он пример чисто профессиональной работы, что для вас сейчас важнее всего. Иначе говоря, я постараюсь показать самую основу сценарного дела, и если вы это освоите, создание шедевров будет лишь вопросом того, сколько одаренно­сти вы в состоянии добавить к основе.

И еще одно предварительное замечание. Не стесняйтесь черкать сцена­рий, как бы красиво он ни выглядел. Это рабочий материал, черновик для презентации. Его цель — быть исчерканным и исправленным. Иначе править придется готовую Презентацию.

Забудьте о том, что вы, в отличие от дизайнеров, не профессионал, а они профессионалы. Просто берите карандаш и добивайтесь от сценария того, что нужно вам. Очень важно при этом не лезть придумывать решения за профессионалов. Это они сделают сами. Но зато четко и определенно показывайте, что вас не устраивает и что вы хотите видеть в своей Презентации. Вот в этом профессионалам поможет.

Сценарная заявка

В кинематографе сценарная заявка является очень хитрым жанром. По сценарной заявке с автором заключают договор и платят аванс. Поэтому заявка должна быть своего рода кратким изложением будущего сценария, чтобы студия по ней могла понять, какой фильм получится, и вообще получится ли. Иначе говоря, в кино сценарная заявка — документ финансовый.

Однако при этом автор, отдавая заявку на студию, всегда опасается, что его идею украдут. И он вынужден изыскивать способы, как скрыть то, что можно позаимствовать из числа его задумок.

И вот начинаются околотворческие мучения: как создать такое произ­ведение, которое не выдает твоих настоящих замыслов, а в то же время достаточно убедительно и не оставляет сомнений, что с автором можно заключить контракт.

Сценарная заявка на Презентацию, в принципе, является тем же самым, что и сценарная заявка в кино. Это краткое изложение будущего сценария, позволяющее понять, как будет строиться вся Презентация. Однако вопрос о том, чтобы скрывать свои находки, здесь оказывается

Урок 4. Сценарий презентации

гораздо менее болезненным. И если не рассматривать сейчас вопрос о презентациях очень крупных компаний, где имеется высокая конкуренция дизайнеров, его можно вообще опустить из рассмотрения. Во-первых, потом}', что в презентации главными являются дизайнерские находки, а не сюжетные ходы. Их в заявке еше не видно. Во-вторых, потому, что презентация — это не кино. Если один заказчик не принял ваше решение или кто-то использовал ваше решение для одного заказчика, вы всегда сможете продать это решение еще десятку заказчиков, лишь меняя его подачу в презентациях.

Ну и самое главное: заказчики презентаций — простые бизнесмены, а не изощренные студийцы. И видеть спрятанные замыслы они не могут. Перестараетесь со скрытостью, останетесь без заказа. В общем, с бизнесме­ном надо говорить проще и понятнее. И тогда шансы, что заказ будет ваш, возрастают.

При таком подходе Сценарная заявка становится очень простым жанром. По сути, это всего лишь краткое описание задач, стоящих перед презентацией, и того, как вы эти задачи предлагаете решать.

Именно предлагаете, потому что Сценарная заявка подается на утвер­ждение заказчику. Именно по ней он решает, соответствует ли предлагаемое вами решение его заказу.

Так что пишите, просто размышляя о том, как решить поставленную задачу. Такой текст бизнесмен сможет понять и с удовольствием вмешается в него, давая поправки. Это очень важная часть профессии презентацион-щика — суметь полунить поправки от заказчика на стадии сценарной заявки. Те, кто этому не научился, получают поправки тогда, когда показывают заказчику первые видеоматериалы или первые пробные распечатки. В общем, тогда, когда внесение правок стоит дорого и разрушает задуман­ную картину. Те, кто не умеют получать поправки на стадии заявки, очень часто не любят то, что в итоге выходит из их рук, потому что это поломанные «злыми и тупоголовыми» заказчиками мечты о шедевре...

Вопрос о тупоголовости — это такая бесконечная игрушка дизайнеров. Очевидно, право обзывать тупыми заказчиков имеет для них самостоя­тельную ценность. Вместо того, чтобы отказаться от своей собственной тупоголовости и подумать, а что же нужно человеку, который платит тебе деньги, они предпочитают с наслаждением страдать от непонятости и недооцененности посреди грубого и глупого мира, который не принимает художника!..

Я лично думаю, что это всего лишь признак профессиональной неполноценности дизайнера. Он боится, что не сможет на должном уровне решить поставленную перед ним задачу. Поэтому старается «не понять», что же от него хотят, и решает все время как бы не ту задачу. В'итоге задача заказчика оказывается явно не решена. Заказчик, видя, что ему дается не то, что он хотел, вмешивается и требует переделок. Теперь уже дизайнер, в показном возмущении, кричит, что тупоголовый заказчик сломал его

Часть I. Создание Письмо-Дубля

гениальный замысел и пусть теперь имеет то, что из этого получилось! И не упрашивайте меня теперь сделать то, что я задумывал! Я это отдам тем, кто достоин моей кисти!..

На самом деле дизайнер теперь жутко рад, что его спасли и никто не увидит, что его шедевр был дерьмом. И чтобы никто не увидел, как он прячет радостную улыбку, он сбегает в бар и надирается. Внешне — с горя, а на самом деле празднуя, что у него проскочил еще один заказ.

Чуть выше я сказал, что это непрофессионально. Думаю, я не прав. Это именно профессионально, потому что так живет большинство профес­сионалов. Так что вопрос о том, как писать сценарную заявку, — это вопрос о выборе жизненного пути. Скажем, так: в профессионалы или в художники.

Не буду больше отвлекаться, просто покажу пример самой простой заявки. В жизни она, конечно, может быть гораздо подробнее или вообще другой. Но я хочу показать некий исходный минимум, начиная от которого можно накапливать мастерство.

"to

Наши рекомендации