Изучение эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с заиканием и без речевых нарушений
Для изучения эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с заиканием нами было проведено исследование. База исследования: МОУ СОШ № 4 п. Чегдомын. В исследовании приняло участие 9 детей 2 классов с заиканием и 9 детей 2 классов без нарушения речи.
Нами были использованы следующие методики исследования:
1. «Рисунок несуществующего животного» в обработке Романовой А. А.
2. Тест «Дом – дерево – человек» Джоржа Бука.
3. Наблюдаемые формы проявления тревоги в тревоженных ситуациях.
Результаты исследования по тесту «Рисунок несуществующего животного» в обработке Романовой А. А. представлены в таблицах 1, 2 (см. приложение 2)
Детям была предложена инструкция нарисовать несуществующее животное на листе бумаги простым карандашом.
Школьники с заиканием рисуют в левой стороне листа (Богдан Б., Ира Б.), что является признаком присутствия отрицательно окрашенных эмоций (депрессии, неуверенности, пассивности). В рисунках у двух детей с заиканием (Егор П. и Павел Г.) мы наблюдаем рот у несуществующего животного с зубами, что говорит о боязливости, желании защитить себя. В рисунках детей мы наблюдаем большие глаза, свидетельствующие об имеющемся страхе, тревожности. В трех рисунках из девяти присутствует штриховка, говорящая о тревожности.
Анализируя рисунки детей без речевых нарушений, можно сказать об отсутствии у учащихся заниженной самооценки. У одного исследуемого (Ромы В.) присутствует доказательство недовольства собой – опущенный вниз хвост. Еще у одного ребенка из группы детей без речевых нарушений, Насти М., мы видим большие, круглые глаза, – признак страха. У остальных детей из этой группы признаки тревожности отсутствуют, чего нельзя сказать о группе детей с заиканием. У всех учащихся присутствуют проявления тревожности в рисунке. Об этом свидетельствуют следующие факты: положение рисунка в нижней части листа, в левой стороне листа; рот округлой формы с зубами; большие глаза, штриховка рисунка; хвост опущен вниз.
Для проведения теста «Дом – дерево – человек» Джорджа Бука детям была представлена следующая инструкция: «На отдельных листах последовательно нарисуйте: а) дом, б) дерево, в) человека». Школьники могут пользоваться цветными карандашами.
Все исследуемые из группы детей без речевых нарушений выбирали яркие цвета карандашей для рисования, за исключением Алены А., которая нарисовала человека черным карандашом и изобразила землю, используя черную штриховку. Черный цвет – признак депрессии, застенчивости, пугливости. Также у Алены присутствует чувство тревоги, – об этом говорят разбросанные кусты и штриховка.
У Ромы В., учащегося 2 класса, испытуемого из группы детей без речевых нарушений, имеется факт, свидетельствующий о переживании ребенка, – тонкие руки у нарисованного человека.
Анализируя рисунки остальных детей без нарушения речи, можно говорить об их спокойном стабильном состоянии. Рисунки яркие, веселые – положительный эмоциональный настрой.
Рисунки детей с речевым нарушением достаточно резко отличаются от рисунков их сверстников без заикания. В рисунках школьников с нарушением речи преобладает черный цвет, штриховка.
Трое испытуемых, а именно: Егор П., Наташа В., Андрей С. не рисуют руки у человека, что доказывает присутствие замкнутости. В рисунках заикающихся детей, у Богдана Г. и Ярослава К. мы отметили жирный контур земли, который говорит о чувстве беспокойства в рамках реальности. У Ярослава К. и Андрея С. деревья разбросаны по всему листу, что свидетельствует о тревожности. У Егора П. дом изображен зеленым цветом, что указывает на потребность оградить себя от опасности. Дом Егор начал рисовать на одной стороне листа, а закончил на другой, – признак нерешительности.
Лишь у одного ребенка из группы младшего школьного возраста с заиканием, у Ильи Т., тревожность не обнаружена. У 8 детей из 9 присутствует тревожность.
Результаты проведенного исследования доказывают, что уровень тревожности у детей с заиканием значительно выше уровня тревожности у младших школьников без речевых нарушений (рис. 3).
Наглядно результаты исследования по данному тесту представлены на рис.1
Рисунок 1. Результаты исследования уровня тревожности у детей c заиканием (тест «Рисунок несуществующего животного»)
Результаты исследования уровня тревожности у детей младшего школьного возраста без речевых нарушений представлены в табл. 2 ( см. приложение 2)
В результате проведенного психодиагностического исследования младших школьников без речевых нарушений нами получены следующие результаты:
У 7 детей (77,8%) тревожность на рисунке не выявлена – низкий уровень тревожности
У 2 обследованных детей (22,2%) выражена незначительная тревожность.
Наглядно результаты исследования по данному тесту представлены на рис.2
Рисунок 2. Результаты исследования уровня тревожности у детей без речевых нарушений (тест «Рисунок несуществующего животного»)
1. Результаты исследования по тесту «Дом – дерево – человек» Джорджа Бука представлены в таблицах 3, 4.(см. приложение 3)
У 8 детей младшего школьного возраста с заиканием (88,9%) выявлена тревожность. На рисунках изображены облака, небо заштриховано черным цветом; руки человека тонкие, опущены вниз; преобладает штриховка рисунка; деревья разбросаны по всему листу; большие глаза.
У 7 детей без речевых нарушений (77,7%) тревожность не выявлена. Положительный эмоциональный настрой.
У 2 детей (Алена А и Рома В) выявлены проявления тревожности (22,2%).
Наглядно результаты исследования по данному тесту представлены на рис.3
Рисунок 3. Результаты исследования уровня тревожности у детей младшего школьного возраста с заиканием и детей без нарушения речи (тест «Дом – дерево – человек»)
2. Результаты наблюдения форм проявления тревоги в тревоженных ситуациях представлены в таблице 5 (Приложение 2).
У всех детей поведенческие проявления тревоги выражены слабо:
У 4 детей младшего школьного возраста с заиканием (22,2 %) нами отмечено по две формы проявления тревожности.
У 5 детей младшего школьного возраста с заиканием и 4 детей младшего школьного возраста без нарушения речи (33,3 %) – по одной форме проявления тревожности.
У 8 детей (44,4 %) тревожность в наблюдениях отсутствует. Состояние спокойное и уравновешенное.
Таким образом, по результатам исследования мы можем сделать выводы, что у детей младшего школьного возраста с заиканием тревожность выше, чем у детей младшего школьного возраста без нарушения речи, что обусловлено наличием у них повышенной чувствительности всвязи с дефектом речи, неуверенностью в себе, в своих силах, в успехе. Они склонны воспринимать угрозу своей самооценки и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженным состоянием тревожности. Количественная тревожность предрасполагает высокотревожного индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу. Результаты исследования показали проявления тревожности:
у 77,8 % детей младшего школьного возраста с заиканием в тесте «Рисунок несуществующего животного»;
у 88,9 % детей младшего школьного возраста с заиканием в тесте «Дом – Дерево - Человек»;
у 55,5 % детей младшего школьного возраста с заиканием наблюдаются слабо выраженные внешние проявления тревоги. .
Все это позволяет сделать вывод о высоком уровне тревожности в исследуемой группе детей.
Заключение
Эмоциональное развитие ребенка происходит постепенно в общении с окружающими людьми и в процессе различных видов деятельности - игры, учения, труда. Постоянное расширение эмоционального опыта ребенка, глубины и модальности переживаний в значительной степени определяют направленность формирующейся личности.
Эмоциональную жизнь младшего школьника формируют взаимоотношения с учителем, процесс учения, отношения в семье с родителями, с коллективом класса - отношения с одноклассниками и положение в коллективе.
Младших школьников отличают высокая эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное. Монотонные, скучные занятия резко снижают познавательный интерес в этом возрасте и порождают отрицательное отношение к учению. Огромное место в сознании младшего школьника занимает учитель. Его отношение к ребенку, оценки, высказывания, пожелания и требования определяют в большой степени и самочувствие ребенка, и его настроение, и особенности формирующейся самооценки. У младших школьников сложный комплекс переживаний. Это радость от похвалы и огорчение при неуспехе, волнение и неуверенность в себе, если что-то не удается, страх, что сделает ошибку, надежда на успех.
Чувства человека оказывают существенное влияние на его волю - на способность сознательно регулировать поведение и деятельность, чтобы достичь поставленной перед собой цели и преодолевать встречающиеся трудности.
Заикание оказывает влияние на формирование всей психологической системы ребенка, включая и личность. Эмоции и чувства человека, являясь отражением его реальных отношений к значимым для него объектам и субъектам, не могут не изменяться под влиянием нарушений речи, при которых сужаются сферы чувственного познания, изменяются потребности и интересы. Дети с заиканием имеют ту же «номенклатуру» эмоций и чувств, что и с нормальной речью, и проявляют те же эмоции и чувства, хотя степень и уровень их развития отличны от таковых у детей в норме.
В развитии эмоций и чувств у детей с нарушением речи большую роль играет социальное окружение и адекватные условия: ребенок с нарушением речи более зависим от общества и организации коррекционно-педагогических условий его жизни, особенно при таких дефектах речи, как заикание. Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше.
Список литературы:
1. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи. - М.: Эребрус, 2003.
2. Арутюнян Л.З. Комплексная система устойчивой нормализации речи заикающихся, М., 1999.
3. Белякова Л. И. Проблемный подход к анализу патогенетических механизмов заикания. // Заикание: проблемы теории и практики. /Под ред. П. И. Беляковой. – М., 2002.
4. Белякова Л.И. Дьякова Е.Д. Логопедия заикания.- М.: Владос, 1997.
5. Белякова Л.И., Дьякова Е. А. Заикание: Учеб. пособие для сткд. Пед. Институтов по специальности "Логопедия". - М.: В.Секачев, 2000.
6. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. - СПб.: Питер Пресс, 1997.
7. Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков. - М.: Просвещение, 2007. - 96с.
8. Борисова Е.А. Развитие мимической и интонационной выразительности речи у заикающихся дошкольников. //Логопед №1, 2005.
9. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.: Просвещение, 2000.
10. Гегелия Н.А. Родителям о заикании детей. // Дефектология. – 2000 - №5.
11. Додонов Б.И. Эмоция как ценность // Вопросы психологии. 2005. №3, С.34.
12. Заикание / Под редакцией Н.А.Власовой, Бенкера Н.П. М., 2005.
13. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника и младшего школьника. - М.:Просвещение, 1985.
14. Захаров А.И. Детские неврозы. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 1995.
15. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. - М.: Астрель, 2002.
16. Изард К.Е. Психология эмоций. СПб, изд. «Питер» 2000.
17. Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2000.
18. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001.
19. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи: Пособие для студ., педагогов, логопедов и психологов. – СПб.: КАРО, 2004.
20. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. - М.: Академия развития, 2000.
21. Меньшикова С.В. Коррекция заикания у детей. Практическое пособие для логопедов и родителей. - Казань: "Лиана", 1999. - 112с.
22. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников и младших школьников. - М.: АРКТИ, 2009.
23. Никольская И.М. Грановская Р.М. Психологическая защита у детей.-СПб.: Речь, 2000.
24. Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. - М.: Просвещение, 1995.
25. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах: Практическое руководство для заикающихся и логопедов. - СПб.: Союз, 2001. - 287 с.
26. Рогов Е.И. Эмоции и воля. - М.: Владос, 2005.
27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000.
28. Селиванов В.И. Воля и ее значение. М.: Просвещение, 2001.
29. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 208с.
30. Сикорский И.А. О заикании. СПб., 1994.
31. Шванцар Й. Диагностика психологического развития. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2000.
32. Шкловский В.М. Заикание. - М., 1994. - 248с.
33. Ястребова А.В. Коррекция заикания детей младшего школьного возраста. - М.: АРКТИ, 2000. - 96 с.
Приложение 1
1. «Рисунок несуществующего животного» в обработке Романовой А. А.
Инструкция: «придумайте и назовите несуществующее животное».
Расшифровка теста
Положение рисунка на листе
1. Левая сторона и низ листа – связаны с отрицательно окрашенными эмоциями (депрессия, неуверенность, пассивность).
2. Положение рисунка в нижней части лица – неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность.
Центральная смысловая часть фигуры
1. Голова повернута влево – нерешительность, страх, боязнь активных действий;
2. Большие глаза – страх;
3. Рот округлой формы говорит о боязливости и тревожности.
Несущая опорная часть фигуры. Части возвышающиеся над уровнем фигуры. Хвосты.
1. Движение хвоста вниз – недовольство собой, подавленность.
2. Контур фигуры: если есть затемнение фигуры, запачкивание контурной линии - страх, тревожность.
3. Животное представитель самого рисующего.
2. Тест «Дом – дерево – человек» Джоржа Бука.
Инструкция: «На отдельных листах последовательно нарисуйте: а) дом, б) дерево, в) человека.
Расшифровка теста
- Облака – общая тревожность, связанная с нарисованной ситуацией.
- Черный цвет – депрессия, застенчивость, пугливость.
- Зеленый цвет – потребность оградить себя от опасности.
- Контур земли очень жирный, толстый – чувство тревожности, беспокойства в рамках реальности.
- Контур земли, спускающийся вправо вниз – ожидание неясного, опасного будущего.
- Помещение рисунка внизу листа – незащищенность, депрессивность. Чем меньше рисунок, тем больше незащищенность.
- Кусты разбросаны – тревога.
- Кусты по обеим сторонам дороги – тень тревожности.
- Солнце и туча – тревожность между субъектом и каким-либо лицом.
- Руки тонкие – переживание и слабости.
- Волосы сильно заштрихованы – тревожность, связанная с мышлением или воображением.
- Тучи – боязливая тревожность, опасение, депрессия.
- Пальцев меньше пяти – зависимость, бессилие.
- Руки отсутствуют – замкнутость.
- Лицо неяркое, тусклое – боязливость, застенчивость.
- Руки близко к телу – напряжение.
- Руки повернуты в стороны, достающие что-то - зависимость, желание любви, привязанности.
- Ноги отсутствуют – робость, замкнутость.
- Штриховка – тревога, агрессия, сфера конфликта.
- Упрощение (фигуры из полос) – неуверенность в себе, незащищенность.
- Маленькие фигуры – тревожность, эмоциональная зависимость, чувство дискомфорта, скованности, замкнутости.
- Заштрихованные ботики – незащищенность.
- Стирание – тревожность, опасливость, возможно невротические тенденции, область конфликта.
- Частые стирания – нерешительность.
3. Наблюдаемые формы проявления тревоги в тревогенных ситуациях.
Поведенческие проявления:
1. Постоянно крутит что-то в руках, теребит бумагу, одежду, волосы.
2. Потирает руки, крутит пальцы у виска, теребит кончик носа.
3. Сосет палец, волосы.
4. Грызет ногти.
5. Изо всех сил грызет карандаш, ручку.
6. Напряжен, скован, не может расслабиться.
7. Повышенная суетливость, много лишних жестов, все время что-то роняет, теряет.
8. Теряется, когда обращаются внезапно, задают дополнительный вопрос.
9. Сбивчивая неровная речь.
10. Постоянно исправляет ответ, работу, без улучшения качества, постоянно извиняется.
11. Напряженно следит за реакцией педагогов, улавливает малейшие изменения в лице.
12. Часто плачет.
Наблюдаемые физиологические реакции:
13. Легко краснеет, бледнеет, покрывается пятнами.
14. В значимых ситуациях сильно потеет.
15. Сильно дрожит, дрожат руки.
16. Сильно вздрагивает при неожиданном обращении, неожиданном звуке.
Приложение 2
Таблица 1.
Результаты теста «Рисунок несуществующего животного» (дети младшего школьного возраста с заиканием)
№ п/п | Имя ребенка | Положение рисунка и сама фигура | Выявленная тревожности (расшифровка) |
Илья Т. | Положение рисунка в нижней части листа | Неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность | |
Егор П. | Рот округлой формы с зубами | Говорит о боязливости и тревожности, желании защитить себя | |
Наташа В. | Полная штриховка рисунка | Страх, тревожность | |
Андрей С. | Большие глаза, полная штриховка рисунка | Страх, тревожность | |
Богдан Г. | Рисунок в левой стороне листа | Отрицательно окрашенные эмоции (депрессия, неуверенность, пассивность) | |
Ира Б. | Рисунок находится в левой стороне листа | Отрицательно окрашенные эмоции (депрессия, неуверенность, пассивность) | |
Павел Г. | Рот округлой формы с четко выраженными зубами, глаза большие, хвост опущенный вниз | Страх, боязливость, тревожность, недовольство собой, подавленность | |
Ярослав К. | Лица нет, преобладает его четкая заштриховка, хвост опущен вниз | Недовольство собой, подавленность | |
Женя К. | Глаза большие, изображение шипов по всему телу, темная штриховка | Страх, тревожность, желание защитить себя |
Таблица 2.
Результаты теста «Рисунок несуществующего животного» (дети младшего школьного возраста без речевого нарушения)
№ п/п | Имя ребенка | Положение рисунка и сама фигура | Выявленная тревожности (расшифровка) |
Полина Л. | Тревожность в рисунке не выявлена | ||
Слава Р. | Тревожность в рисунке не выявлена | ||
Ксюша К. | Тревожность в рисунке не выявлена | ||
Настя М. | Очень большие, круглые глаза | Страх | |
Андрей З. | Тревожность не выявлена | ||
Ваня Н. | Тревожность не выявлена | ||
Даша Ч. | Тревожность не выявлена | ||
Рома В. | Движение хвоста вниз | Недовольство собой, подавленность | |
Алена А. | Тревожность не выявлена |
Приложение 3
Таблица 3
Результаты теста «Дом – дерево – человек» (дети младшего школьного возраста с заиканием)
№ п/п | Имя ребенка | Изображение рисунка, его детали | Выявленная тревожности (расшифровка) |
Илья Т. | Тревожность не обнаружена | ||
Егор П. | Дом изображен зеленым цветом, начат рисунок на другой стороне листа (не получилось). Руки у человека отсутствуют ступни тоже отсутствуют. | Нерешительность, потребность оградить себя от опасности. Замкнутость. | |
Наташа В. | Руки у человека отсутствуют | Замкнутость. | |
Андрей С. | Рисунок черным карандашом, преобладает штриховка. Руки у человека отсутствуют, кусты разбросаны. | Депрессия, застенчивость, пугливость, тревога, переживание слабости. | |
Богдан Г. | Черный цвет. Контур земли черный, заштрихованный, спускающийся вниз | Депрессия, застенчивость, ожидание неясного, опасного будущего. | |
Ира Б. | Облака | Общая тревога связанная с нарисованной ситуацией. | |
Павел Г. | Небо заштриховано черным цветом. Руки у человека тонкие, опущенные вниз. | Депрессия, пугливость, переживание слабости | |
Ярослав К. | Жирный черный контур земли, черная штриховка дома, деревья разбросаны по всему листу, облака | Депрессия, беспокойство в рамках реальности. Тревога. | |
Женя К. | Большие глаза | Испуг |
Таблица 4
Результаты теста «Дом – дерево – человек» (дети младшего школьного возраста с нормой речи)
№ п/п | Имя ребенка | Изображение рисунка, его детали | Выявленная тревожности (расшифровка) |
Полина Л. | Тревожность в рисунке не обнаружена | ||
Слава Р. | Тревожность в рисунке не обнаружена | ||
Ксюша К. | Тревожность в рисунке не обнаружена | ||
Алена А. | Кусты разбросаны, черная штриховка земли. Человек нарисован черным карандашом, сильная штриховка волос. | Тревога, депрессия, застенчивость, пугливость. Тревожность связанная с мышлением или воображением. | |
Настя М. | Тревожность в рисунке не выявлена | ||
Андрей З. | Тревожность в рисунке не выявлена | ||
Ваня Н. | Тревожность в рисунке не выявлена | ||
Даша Ч. | Тревожность в рисунке не выявлена | ||
Рома В. | Руки у человека тонкие, опущены вниз | Переживания, слабость |
Таблица 5
Результаты наблюдения за поведением детей младшего школьного возраста с заиканием и с нормой речи
Имя | Речь | Поведенческие проявления | |||||||||||||||
Илья Т. | Заикание | + | + | ||||||||||||||
Егор П. | Заикание | + | |||||||||||||||
Наташа В. | Заикание | + | |||||||||||||||
Андрей С. | Заикание | + | + | ||||||||||||||
Богдан Г. | Заикание | + | + | ||||||||||||||
Ира Б. | Заикание | + | + | ||||||||||||||
Павел Г. | Заикание | + | |||||||||||||||
Ярослав К. | Заикание | + | |||||||||||||||
Женя К. | Заикание | + | |||||||||||||||
Полина Л. | Норма | ||||||||||||||||
Слава Р. | Норма | + | |||||||||||||||
Ксюша К. | Норма | ||||||||||||||||
Алена А. | Норма | + | |||||||||||||||
Настя М. | Норма | ||||||||||||||||
Андрей З. | Норма | + | |||||||||||||||
Ваня Н. | Норма | ||||||||||||||||
Даша Ч. | Норма | ||||||||||||||||
Рома В. | Норма | + |