Коррекционная программа по развитие эмоционально – волевой сферы младшего школьного возраста

«Я тебя не боюсь»

Цель программы: создание благоприятных условий для преодоления страхов ребёнка.

Задачи программы:

1. Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания;

2. Снижение тревожности;

3. Повышение уверенности в себе.

Организация занятий:

Курс состоит из 5 занятий. Продолжительность каждого занятия составляет 40 минут. Индивидуальная форма работы.

Структура коррекционно-развивающих занятий:

Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.

1 часть – вводная. Организационный момент настраивающий на работу, снятие эмоционального напряжения у детей, установление контакта.

2 часть – основная. Эта часть направлена на достижение цели программы и задач каждого занятия. Выполнение основных заданий и упражнений.

3 часть – заключительная, в которую входит подведение итогов занятия.

Данная коррекционная работа используется по результатам диагностики по следующим методикам:

1.Тест "Страхи в домиках" (А.И. Захарова и М.А. Панфиловой)

Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.).

2. Шкала явной тревожности для детей CMAS

Цель: определить уровень тревожности ребёнка.

Занятие 1

Задачи:

1) знакомство психолога с ребенком и установление доверительного контакта;

2) выявление основных страхов ребёнка.

Оборудование: пластилин, альбом для рисования, краски, карандаши, картинки с зайчиками.

Вводная часть

Беседа:

Давай с тобой поздороваемся, и ты мне скажешь, на что похоже твое настроение

Упражнение 1.« На что похоже моё настроение?»

Инструкция: Скажи, пожалуйста, на что похоже твоё настроение? Например, моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твоё?

1.Расскажи, чем ты любишь заниматься?

2.А, что ты любишь? (из еды, одежды, игрушек)?

3.А сколько у тебя друзей? У тебя хорошие друзья?

Я тоже хочу побыть твоим другом. Мы с тобой будем заниматься и играть. Ты согласен?

Основная часть

Упражнение 2. «Зайчик трусишка»

Ребёнку показывают картинку с изображением трусливого зайца.

Инструкция:

1.Давай обсудим, что же изображено на этой картинке.

2. Чего боится зайчик?

4.Сможешь мне также показать зайчика трусишку? Давай ты превратишься в этого зайчика. Покажи, как боится зайчик?

5. Хорошо, а чего ты боишься?

А, давай нарисуй то, чего ты боишься.

Упражнение 3. «Рисование страха»

Ребенку предлагают нарисовать свой страх на листе А4. Если ребенок не знает, как изобразить тот или иной страх, взрослый может в общих чертах подсказать ему.

Беседа:

1.Давай ты постараешься рассказать о том, что ты нарисовал.

2.Ты молодец, что сумел нарисовать свой страх. Не каждый это смог бы сделать. Тобой можно гордиться, что ты сумел справиться со своей боязнью.

Упражнение 4. «Сказка»

Инструкция: Я тебе прочитаю сказку про тигрёнку Аву, у которого тоже был страх. Послушай внимательно.

Жил на свете маленький тигренок Ава. Жил он со своими родителями в пещере в глубине леса. Папа добывал пищу, а мама работала в лесной школе, учила лесных жителей уму-разуму.

Однажды, когда родители ушли по делам, Ава остался дома один. Он свернулся клубком на мягком ароматном сене и решил вздремнуть. И только он стал засыпать, как вдруг снаружи пещеры что-то страшно загрохотало. Земля содрогнулась, камни посыпались с потолка, вспыхнул яркий свет, лес зашумел, заскрипели деревья.

Перепугался тигренок так, как никогда в жизни. Ужас переполнил тигренка, задрожал он от беспомощности и отчаяния, и подумал, что идет к нему страшное чудище, о котором рассказывал ему дедушка. Страшные мысли приходили ему в голову. Он чувствовал, как огромное чудище подбирается к его дому, которое вот- вот схватит его и утащит к себе в нору. Тигренок ждал своей гибели, как вдруг все затихло. Скоро вернулись родители. Бросился к ним тигренок и рассказал о случившемся.

Рассмеялись родители и сказали: «Чепуха все это, выдумки. Это просто сильный дождь напугал тебя». Поговорил Ава с родителями, выслушал их. Только с тех пор стал он бояться оставаться один. Так и стояло перед глазами то огромное чудище. Когда родители собрались уходить утром по делам, Ава закричал: «Не уходите, я с вами!». Вцепился он в родителей, что тут сделаешь? Пришлось папе и маме пригласить сову-сиделку, чтоб она присматривала за боязливым сыном.

Долго терпели родители страхи Авы, всеми силами пытались убедить Аву, что бояться нечего, но уговоры не помогали. Тогда они пригласили ученых врачей. Но никто из лесных лекарей не смог вылечить Аву.

Родители почти смирились с тем, что тигренок будет бояться всю жизнь. Но однажды забежала в пещеру мышка. Она хотела полакомиться козьим молоком, которое каждое утро приносила мама. Пока спала сова-сиделка, мышка пробежала вглубь пещеры, и только собралась попить молока, как увидела грустного тигренка.

— Ты что такой грустный? – Спросила мышка.

— Боюсь быть один. – Печально ответил Ава. – Боюсь, что придет чудище и заберет меня в свою нору.

Удивилась мышка, и говорит:

— Ты такой большой, а боишься чудища. Их же не существует. Это давняя гроза напугала тебя. – Засмеялась мышка. – Посмотри на меня. Я такая маленькая, каждый может меня обидеть, много опасностей поджидает вокруг, но я смело преодолеваю их. Вот и сейчас я проскользнула мимо совы, которая могла меня съесть. Каждый раз я преодолеваю свой страх и становлюсь еще более смелой и сильной. Ведь сила заключается в умении смело идти вперед вопреки своим страхам. А ты хочешь стать сильным? – Спросила мышка.

— Да, конечно. – Ответил тигренок.

— Тогда не прячься в пещере. Пойдем, я покажу тебе мир.

Тигренок с мышкой прокрались мимо спящей совы и выбежали в лес. А в лесу стоял теплый солнечный день, чирикали птицы, жужжали пчелы. И казалось, что не было никогда той страшной грозы. А про выдумки о чудище тигренок уже забыл. Он только спросил у мышки:

— Если это было не чудище, что же тогда грохотало вокруг?

— Это гром напугал тебя. – Ответила мышка.

— А что же так ярко сверкало?- Продолжал Ава.

— Это молнии освещали небо. – Подсказывала мышка.

— А что так таинственно шумело и скрипело?

— Это деревья гнулись под порывами ветра.

Тогда понял Ава, что он испугался того, чего на самом деле не было. Он поблагодарил мышку и побежал на поляну играться с бабочками и собирать для родителей яркий букет цветов.

Теперь он чувствовал себя просто чудесно. И ему очень нравилось, что он смог преодолеть страх и стать настоящим смелым тигром. Теперь, когда начинал греметь гром, он только улыбался, ожидая свежий летний дождь, который принесет прохладу и приятный сырой запах.

Беседа:

1.Чего боялся тигрёнок Ава?

2.А почему он его боялся?

3.Как ты думаешь он поборол свой страх?

4.Он стал теперь смелым и храбрым?

5.А ты хочешь быть таким?

Наши рекомендации