Характеристика социальной ситуации развития и особенностей общения со взрослыми в младенческом возрасте
Понятие «зона ближайшего развития», «зона актуального развития». Значение этих понятий для психологии и педагогики.
Проблема соотношения обучения и развития. Впервые эта проблема была рассмотрена в трудах Выготского, он обосновал ведущую роль обучения в развитии, отметив что обучение должно идти впереди развития, быть источником нового развития.
Учение, обучение непосредственно влияет на развитие, а уже достигнутый уровень развития, в свою очередь, существенно меняет протекание процессов учения.
В результате исследований Л.С.Выготского и Ж.Пиаже стало общепризнанным, что в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах происходят глубокие изменения мышления - осуществляется переход от дологических к собственно логическим его формам. Однако роль, которую играет в этом переходе обучение, оценивается этими исследователями по-разному. Согласно Л.С.Выготскому, обучение ведёт за собой развитие; согласно Ж.Пиаже, развитие идёт независимо от обучения, которое происходит с непосредственной опорой на уже достигнутый уровень развития и тесной зависимости от него.
В отечественной психологии утверждается точка зрения, сформулированная Л.С. Выготским и разделяемая все большим количеством исследователей. Согласно этой точке зрения, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка. «Обучение может иметь в развитии отдаленные, а не только ближайшие последствия, обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования». Это положение является кардинальным не только для отечественной педагогической психологии, но и для принявшей его когнитивной психологии Дж. Брунера в США
Л.С. Выготский выделил в этой теории две основные черты. Первая - это признание взаимосвязи обучения и развития, раскрытие которой позволяет найти стимулирующее влияние обучения и то, как определенный уровень развития способствует реализации того или иного обучения.
В основу концепции о соотношении обучения и умственного развития ребенка легло положение о зонах актуального развития (ЗАР) и зоне ближайшего развития (ЗБР). Эти уровни психического развития были выделены Л.С. Выготским.
Л.С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение, создавая последнюю, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития.
В каждый момент психики ребенка есть 2 зоны:
ЗАР- содержит в себе ф-ции, которые к данному моменту уже созрели. Определяется тем, что ребенок может делать самостоятельно.
ЗБР- содержит в себе те функции , которые к данному моменту не созрели, но находятся в процессе ормирования. Определяется тем, что ребенок не может сделать сам, но может сделать при помощи взрослого.
Чтобы обучение вело за собой развитие, оно должно опираться на ЗБР,
Теория ведущей деятельности. Периодизация психологического развития ребенка Даниила Борисовича Эльконина.
это понятие было разработано А.Н. Леонтьевым и взято Д.Б. Элькониным в качестве основы для периодизации.
Они рассматривали роль активности самого ребенка в процессе развития.
В каждом возрасте у ребенка много видов деятельности, но решающее значение для развития имеет только одна- это ведущая деятельноть.
ВД- это деятельность максимально влияющая на развитие в конкретном возрасте. В ней формируются основные новообразования, возникают и дифференцируются другие виды деятельности, в том числе и ведещая деятельность следующего возраста, возникают новые, более сложные потребности.
*Новообразование-(Выготсткий)- это новые качественные возможностипсихики, которые возникают на опред. Этапах, до этого не присутствовали, но были подготовлены всем ходом предшествующего развития.
На протяжение детских возрастов выделено 6 видов ведущей деятельности:
Младенческий (0-1 г) ВД- непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми,
Ранний возраст (1-3г) ВД – Преметно-манипулятивное или преметная деятельность в сотрудничестве со взрослыми.
Дошкольный (3-6,7) ВД- сюжетно-ролевая игра,
Младший школьный (6,7-10,11) ВД- учебная деятельность,
Подростковый(10,11-15) ВД- Интимно-личностное общение со сверстниками (Леонтьев), (совр.) Личностное общение со сверстниками в совместной деятельности,
Ранний юношеский 15-17, 2 вида ВД:
- профессионально-ориентационная,
- учебно-профессиональная.
Психологические особенности ребенка младенческого возраста.Возникновение потребности в общении у младенца. Характеристика ССР , ВД и основных новообразований. Кризис первого года жизни.
Основные особенности младенческого возраста.
Младенческий возраст начинается с периода новорожденности, с 2 месяцев и заканчивается в 12 месяцев (Л.С. Выгодский). Взрослый стимулирует становление у ребенка новых эмоций, социальных потребностей в познании и общении. В ответ на доброжелательное внимание, любовь и заботу взрослого у малыша возникают положительные социальные переживания. Первой социальной эмоцией, первым социальным жестом выступает улыбка ребенка в ответ на разговор с ним взрослого. Улыбка свидетельствует о том, что заканчивается период новорожденности и начинается новая стадия развития - период младенчества. Особенностью психического развития младенца является тот факт, что развитие органов чувств опережает развитие телесных движений и создает предпосылки для их формирования.
Характеристика социальной ситуации развития и особенностей общения со взрослыми в младенческом возрасте.
Взрослый организует жизнь ребенка, вызывает и поддерживает его активность, наполняет бодрствование малыша новыми впечатлениями. Неразрывная связь ребенка и взрослого сохраняется на протяжении всего первого года жизни, поэтому социальную ситуацию психического развития в младенчестве Л.С. Выгодский назвал «Пра-мы». Во-первых, младенец не осознает своего существования, своей деятельности, своей личности, не выделяет своего тела из окружающего предметного мира. Так, он рассматривает свои ручки и ножки как посторонние предметы, а не части собственного тела. Во-вторых, для младенца социальная и предметная ситуации, отношения к человеку и предмету еще не расчленены. Предмет по мере отдаления от ребенка теряет для него свою привлекательную силу, но эта сила вновь появляется, как только рядом с предметом в одном оптическом поле оказывается взрослый. В данном случае ребенок еще не понимает, что он может обратиться к взрослому за помощью в овладении предметом. Эти факты свидетельствуют о том, что с момента рождения ребенок живет во внутренней общности с другими людьми и именно через них воспринимает и познает окружающий мир, а взрослый является центром всякой ситуации взаимодействия с ребенком.