Социальная ситуация развития в младенческом возрасте.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/Под ред. Д. Б. Эльконина.— М.: Педагогика, 1984.—432 с, ил.—(Акад. пед. наук СССР).

Ссылка: http://tlf.narod.ru/school/vygotskiy4_detskaya_psihologiya.htm

Вопросы детской психологии. Конспект.

Младенческий возраст.

Период новорожденности.

В момент рождения ребенок отделяется от матери физически, но не биологически.

· «В момент родов ребенок физически отделяется от матери, но из-за ряда обстоятельств в этот момент не происходит еще биологического отделения его от матери. В основных жизненных функциях ребенок остается еще долгое время биологически несамостоятельным существом» Стр.269

Новорожденность — соединительное звено, переходный возраст между внутриутробным и внеутробным развитием.

Питание: не столь непосредственно получает ребенок от матери, как до рождения, но так же биологически от неё. Ребенок питается, с одной стороны, внешней пищей (поступающей ему в организм через пищеварительные органы и пр.), а другой — это также продукты организма матери — т.е. его питание также «переходное».

· «Таким образом, питание новорожденного представляет собой как бы переходную форму, как бы промежуточное звено между внутриутробным и последующим внеутробным питанием». Стр. 270

Жизнедеятельность ребенка тоже переходна: его сон поверхностен, его бодрствование дремотно. Его самая частая поза — эмбриональная.

· «Ту же двойственность и тот же промежуточный характер мы без труда открываем и в основной форме существования новорожденного, которая отличается в первую очередь недостаточной дифференцированностью сна и бодрствования.» Стр.270

· «Главнейшая особенность сна новорожденного—его полифазный характер.» Стр. 270

· «Сон новорожденного свидетельствует о сравнительном преобладании у него вегетативной системы» Стр. 271

· «Таким образом, сон новорожденного, как и его питание, занимает промежуточное место между состоянием эмбрионального и постнатального развития.» Стр. 271

Период новорожденности следует рассматривать как переходный период между утробным и внеутробным развитием.

· «Что показывает исследование развития недоношенных и переношенных детей? Коротко можно сказать, что лишние 1—2 мес внеутробного развития недоношенного ребенка, как и лишние 1—2 мес утробного развития переношенного ребенка, не вызывают сами по себе сколько-нибудь существенных изменений в дальнейшем развитии.» Стр.273

· «Нам представляется такое заключение несостоятельным. Неоспорима глубокая преемственность между последними месяцами утробного развития и первыми месяцами новорожденности. Мы пытались иллюстрировать это путем анализа некоторых важнейших особенностей новорожденных». Стр. 274

Главное новообразование новорожденного — индивидуальная психическая жизнь. Она социальна и носит качественные отличия от психики взрослого человека. Нервная система ребенка еще не развита окончательно, поведение реализуется за счет подкорковых центров. Его переживания не дифференцированы, слиты. Он не отделяет себя от внешнего мира.

· «Новым, возникающим в период новорожденности, является то, что эта жизнь становится индивидуальным существованием, отделенным от организма, в недрах которого оно зародилось, жизнью, которая, как всякое индивидуальное бытие человека, вплетена и воткана в социальную жизнь окружающих ребенка людей. Вот первый момент. Второй момент заключается в том, что эта индивидуальная жизнь, будучи первой и самой примитивной формой бытия ребенка как социального существования, является вместе с тем психической жизнью, ибо только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.» Стр.274-75

· «Вопрос о содержании психической жизни новорожденного порождал долгое время большие разногласия и споры ввиду того, что прямое исследование его психики совершенно неосуществимо.» Стр. 275

· «Однако в настоящее время огромное большинство исследователей сходятся в признании двух основных положений: 1) новорожденный обладает в самой примитивной степени начатками психической жизни и 2) эта психическая жизнь носит совершенно своеобразный характер.» Стр. 275

· «Кора головного мозга связана, по-видимому, лишь с проявлением высших форм сознательной деятельности. Жизнь же наших влечений, инстинктов и простейших аффектов, вероятно, связана более непосредственно с подкорковыми центрами, которые в известной мере функционируют уже у новорожденного.» Стр. 275-76

· «Основной закон восприятия новорожденного может быть сформулирован в следующем виде: первоначально аморфное восприятие ситуации в целом составляет фон, на основе которого выделяется для ребенка более или менее отграниченное и структурное явление, которое воспринимается как особое качество на этом фоне. Закон структурности или выделения фигуры и фона является, по-видимому, самой примитивной особенностью психической жизни, образующей исходный пункт дальнейшего развития сознания.» Стр. 278

Новорожденность кончается на 1-2-3 месяца, когда у ребенка появляется социальное поведение (социальная улыбка, комплекс оживления).

· «О социальных впечатлениях и реакциях можно с некоторой уверенностью впервые говорить применительно к периоду между 2-м и 3-м мес, т. е. за пределами периода новорожденности. В этот же период социальность ребенка характеризуется полной пассивностью.» Стр.278

· «Исследования Ш. Бюлер и Г. Гетцер показали также, что первые социальные реакции ребенка, свидетельствующие об общем изменении его психической жизни, наблюдаются на границе 1-го и 2-го мес жизни. Уже в конце 1-го мес, указывают они, крик одного ребенка вызывает ответный крик у другого. Между 1-м и 2-м мес ребенок реагирует улыбкой на звук человеческого голоса. Все это заставляет предполагать, что именно здесь лежит верхняя граница периода новорожденности, переходя которую ребенок вступает в новый возрастной этап развития.» Стр.280

Социальная ситуация развития в младенческом возрасте.

Младенец биологически беспомощен. Вся его жизнедеятельность, его контакт с действительностью зависит от ухаживающих за ним взрослых. Все в его поведении включено в социальное. Поэтому «младенца можно назвать максимально социальным существом».

· «Путь через других, через взрослых—основной путь деятельности ребенка в этом возрасте. Решительно все в поведении младенца вплетено и воткано в социальное. Такова объективная ситуация его развития» Стр.281

Противоречие этого возраста: младенец очень социален, но почти не обладает средствами общения.

· «Вторая особенность, характеризующая социальную ситуацию развития в младенческом возрасте, та, что при максимальной зависимости от взрослых, при полной вплетенности и вотканности всего поведения младенца в социальное, ребенок лишен еще основных средств социального общения в виде человеческой речи.» Стр.281-82

Наши рекомендации