Учение Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии. Феномен сохранения и стадии интеллектуального развития
Согласно Пиаже процесс развития интеллекта состоит из трех больших периодов, в рамках которых происходит зарождение и становление трех основных структур (видов интеллекта). Первая из них сенсомоторный интеллект, продолжительность которой от рождения до 2-х лет.
В рамках этого периода новорожденный воспринимает мир, не зная себя как субъекта, не понимая своих собственных действий. Реально для него лишь то, что дано ему через его ощущения. Он смотрит, слушает, трогает, нюхает, пробует на вкус, кричит, ударяет, мнет, сгибает, бросает, толкает, тянет, сыплет, совершает иные сенсорные и моторные действия. На этой стадии развития ведущая роль принадлежит непосредственным ощущениям и восприятию ребенка. Его знание об окружающем мире складывается на их основе. Поэтому для этой стадии характерно становление и развитие чувствительных и двигательных структур - сенсорных и моторных способностей. Один из главных вопросов - это вопрос об исходных или первичных схемах действий, которые позволяют новорожденному устанавливать равновесие в первые часы и дни его жизни.
Ими, по мнению Пиаже, являются рефлексы новорожденного, с которыми он появляется на свет, и которые позволяют целесообразно действовать в ограниченном числе ситуаций. Но поскольку их мало, он вынужден их изменять и формировать на их основе новые, более сложные схемы. Например, комбинируя врожденными сосательным и хватательным рефлексами, новорожденный научается, во-первых, тащить предметы в рот. Во-вторых, эта новая схема в сочетании с врожденным зрительным контролем позволяет ребенку самому орудовать с соской и, в-третьих, перейти к новому типу кормления - с ложечки. Внутри сенсомоторного интеллекта выделяется 6 стадий.
1. Стадия упражнения рефлексов (0-1 мес.) Выше уже приводился пример с новорожденным, который схватывал палец родителя, вложенный ему в руку, равно как и любой другой предмет. Если вы коснетесь его губ пальцем, то он начнет сосать его, также как и любой другой предмет. Поведение новорожденного подчинено тому, чтобы «освоить» все соприкасающиеся с ним предметы с помощью врожденных рефлексов (схем действий) сосания и хватания (ассимиляция). Он не отличает предметы друг от друга и поэтому со всеми поступает одинаково. Пиаже считал, что на этой стадии дети «упражняют» те навыки, которыми они владеют сейчас, а поскольку их немного они повторяют их снова и снова.
2. Стадия первичных круговых реакций (1-4 мес.) Младенец уже различает сосание одеяла и пустышки. Поэтому когда он голоден, он отталкивает одеяло, предпочитая грудь матери. Он «осознает» существование своих пальцев, поднося их ко рту. Он понемногу сосет большой палец. Он поворачивает голову в направлении звуков, издаваемых матерью, и следит за ее перемещениями по комнате.
Очевидно, что все это - новые схемы действий, с помощью которых малыш приспосабливается к своему окружению. Он требует грудь, т.к. «понял», что одни предметы, которые он сосет, дают молоко, а другие - нет. Он намеренно подносит и направляет в рот большой палец. Наконец, он следит за матерью, что свидетельствует о зрительно-слуховой координации. Все это - результат аккомодации. Однако если мать выйдет из комнаты или любимая игрушка пропадет из поля зрения, то младенец никак на это не реагирует, словно их никогда и не было.
3. Стадия вторичных круговых реакций (координация зрения и хватания) (4-8 мес.).
Случайно задев рукой звуковую «неваляшку» младенец услышал ее мелодичное звучание, что привлекло его внимание. Он снова тронул игрушку, и снова повторились приятные звуки. Многократно повторяя это движение, малыш «понимает» что есть какая-то связь между толканием «неваляшки» и музыкой, которую та издает. Таким образом, на этой стадии ребенок выполняет целенаправленные и притом скоординированные действия. Уже известные схемы координируются ребенком с целью получения искомого результата. Поведение все еще случайно (случайно задел «неваляшку»). Но если результат (музыка) понравился малышу, то действие повторяется, вплоть до удовлетворения потребности (установления равновесия).
Другой аспект развития на этой стадии. 8-и месячный младенец может сам найти спрятанную на его глазах любимую игрушку. Если вы ее накроете чем-то, то он найдет ее в этом месте. На этой стадии ребенок может «угадывать» и местоположение движущихся предметов. Например, если движущаяся игрушка скрывается за каким-то предметом, то ребенок тянет руку к месту, где она должна появиться, «предвосхищая» ее появление. Таким образом, принципиальное отличие поведения на этой стадии от предыдущей состоит в том, что если до этого оно возникало в ответ только на непосредственное соприкосновение предметов с телом ребенка, то теперь оно провоцируется предметами, находящимися в пространстве и непосредственно не соприкасающимися с телом ребенка. Кроме того, у ребенка начинает складываться представление постоянстве предметов, т. е. осознание того, что предметы существуют и в том случае, если их нельзя увидеть. Другими словами это первые шаги на пути объективизации мира и субъективизации собственного «Я». Важнейшее приобретение на этом этапе - развитие реакции предвосхищения.
4. Стадия координации вторичных схем (начало практического интеллекта) (8-12 мес.).
Пиаже приводит следующий пример со своей 8-и месячной дочерью. «Жаклин пытается схватить пачку сигарет, которую я показал ей. Затем я кладу пачку между пересекающимися прутьями, которыми прикрепляют игрушки к верхней рейки кроватки. Она хочет достать пачку, но, не добившись успеха, сразу же смотрит на прутья, между которыми торчит предмет ее мечты. Девочка смотрит перед собой, хватает прутья, трясет их (средства). Пачка падает и малышка хватает ее (цель). При повторном эксперименте у девочки та же реакция, но без попыток схватить пачку непосредственно руками».
Как видно девочка изобрела средства (вытягивает прутья из плетеной кроватки) для достижения конкретной цели (достать пачку). В наличии у нее уже были две схемы - бесцельное вытягивание прутьев и попытки схватить пачку сигарет. Координируя их между собой, она сформировала новую схему (поведение).
Таким образом, на 4-й стадии развития происходит дальнейшее совершенствование целенаправленных и произвольных действий.
5. Стадия третичных круговых реакций (появление новых средств) (1 год - 1,5 года).
Поведение ребенка становится любознательным: он внимательно изучает каждый новый предмет, прежде чем примет или отвергнет его. Экспериментирование - это, по сути, появление новых мыслительных схем, начало собственно мыслительной деятельности. Если до этой стадии поведение ребенка носило преимущественно рефлекторный характер, то благодаря умению находить новые способы взаимодействия с неизвестными предметами, ребенок легко перенастраивается на незнакомые ему ситуации. На этой стадии у ребенка появляется умение приспосабливаться к новой ситуации чаще всего путем проб и ошибок.
6. Стадия изобретения новых средств (начало символического мышления) (1,5-2 года).
На этой стадии мышление и поведение детей полностью зависят от новой информации, получаемой ими как за счет органов чувств, так и за счет двигательной активности. Символическое мышление позволяет ребенку многократно воспроизводить запечатленные образы-символы предметов. К примеру, многие родители помнят, как их полуторагодовалый ребенок многократно повторял одну и ту же полюбившуюся ему сцену: воображая у себя в руках печенье, которого в действительности не было, он многократно давал его вам в рот, а вы в ответ на это говорили ему спасибо. На этой стадии малыш проделывает умственные операции не столько с конкретными предметами, сколько с их образами. Постоянные эксперименты по методу проб и ошибок, характерные для 5-й стадии, уступают место способности решать простейшие задачи в уме, с опорой на образы предметов. Однако переход от конкретно-чувственного мышления к образному-длительный процесс, развивающийся примерно 2 года.
Итак, ход интеллектуального развития в течение двух первых лет жизни идет от безусловных рефлексов к условным, их тренировке и выработке навыков, установлению между ними координированных взаимоотношений, что дает ребенку возможность экспериментировать, т.е. совершать действия по типу проб и ошибок, а появившаяся возможность предвосхищать развитие в новой ситуации, вкупе с имеющимся интеллектуальным потенциалом создает основу для символического или допонятийного интеллекта.
48. Основные задачи и проблемы психического развития в период младенчества, раннего и дошкольного детства.
Кризис новорожденности. Психофизиологические и анатомо-физиологические особенности новорожденного. Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка. Особенности развития органов чувств. Крик и улыбка как выражение эмоционального состояния ребёнка. Комплекс оживления. Возникновение потребности в общении.
Социальная ситуация развития младенца. Связанность ребенка с взрослым. Непосредственно-эмоциональное общение как ведущая деятельность младенца.
Познавательное развитие младенца. Особенности и динамика сенсорно-перцептивного развития. Развитие памяти. Эмоционально-насыщенные представления. Особенности внимания младенца. Развитие мышления. Исследования Ж. Пиаже по развитию интеллекта младенца.
Развитие речи. Стадии доречевого этапа развития речи.
Психомоторное развитие младенца. Общая и мелкая моторика. Стадии психомоторного развития.
Предпосылки личностного развития в младенчестве. Особенности и динамика эмоционального развития. Привязанность ребенка к родителям. Материнская депривация и ее последствия. Исследования Дж. Боулбии М. Эйнсворт по проблеме материнской депривации. Влияние типа родительского отношения к ребенку на его личностное развитие.
Кризис 1 года. Симптоматика кризиса. Коррекционная работа при кризисе 1 года.
Общая характеристика психического развития ребенка в раннем возрасте. Социальная ситуация развития в раннем возрасте: ребенок - ПРЕДМЕТ - взрослый. Предметно-манипулятивная (предметная) деятельность как ведущая деятельность раннего возраста.
Развитие предметной деятельности в раннем возрасте. Д.Б. Эльконин о развитии предметной деятельности в раннем возрасте. Этапы развития предметной деятельности. Значение предметной деятельности в психическом развитии ребёнка.
Познавательное развитие в раннем возрасте. Развитие восприятия, мышления, знаковой (символической) функции сознания, воображения, памяти и внимания.
Развитие речи в раннем возрасте. Стадии речевого развития в раннем возрасте и их характеристика. Психологические механизмы усвоения речи.
Развитие личности в раннем возрасте. Импульсивность поведения как следствие отсутствия соподчинения мотивов и непроизвольности внимания. Возникновение притязания на признание взрослыми. Психосексуальная идентификация. Формирование первых волевых черт характера. Возникновение самосознания. Изучение особенностей развития личности ребёнка раннего возраста в работах Л.И. Божович и Л.С. Славиной.
Кризис 3-х лет. Симптоматика кризиса. Коррекционная работа при кризисе.
Общая характеристика психического развития в дошкольном возрасте. Разрыв старой социальной ситуации развития и построение новой. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника.
Игра, её значение в психическом развитии ребёнка. Роль Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина в изучении игровой деятельности. Генезис игры. Структура сюжетно-ролевой игры. Значение игры в общем психическом развитии ребенка.
Познавательное развитие дошкольника. Развитие восприятия, внимания, памяти и воображения, мышления. Развитие внутреннего плана действий. Усвоение понятий как путь к развитию логического мышления. Развитие речи.
Развитие личности дошкольника. Развитие эмоциональной регуляции и чувств. «Невротическая триада», её причины. Развитие нравственной саморегуляции. Соподчинение (иерархия) мотивов. Познавательная активность. Формирование мотивации достижения и избегания неудач. Ведущие мотивы дошкольника. Самосознание дошкольника. Появление самооценки. Осознание своих переживаний. Психосексуальная идентификация. Усвоение социальныхнормповедения. Развитие воли. Изучение личности дошкольника в работах Л.И. Божович и А.А. Люблинской.
Кризис 6-7 лет. Симптоматика кризиса. Коррекционная работа при кризисе.
Психологическая готовность к школе, ее структура и содержание. Методики диагностики психологической готовности к обучению в школе.
Основные задачи и проблемы психического развития в период среднего детства
Общая характеристика психического развития младшего школьника. Разрушение старой социальной ситуации развития и построение новой.
Учебная деятельность — ведущая деятельность младшего школьника. Структура учебной деятельности.
Познавательное развитие младшего школьника. Особенности ощущений и восприятия. Развитие наблюдательности, наблюдения и синтезирующего восприятия. Внимание, память младшего школьника. Развитие мышления, воображения, речи.
Развитие личности младшего школьника. Мотивационная сфера. Конформность. Зависть. Самосознание младшего школьника. Формирование самооценки и уровня притязаний в школе и в семье. Развитие рефлексии. Психосексуальная идентификация. Развитие социальной ответственности. Развитие эмоций и чувств. Формирование черт характера: трудолюбия и самостоятельности.
Особенности психического развития младших школьников в закрытых детских учреждениях (интернатах). Особенности развития познавательных процессов, самооценки, мотивационной сферы и межличностных отношений младших школьников, воспитывающихся вне семьи.
Адаптация первоклассников к школе. Влияние поступления в школу на физическое, неврологическое и психическое здоровье ребёнка. Этапы адаптации ребёнка к школе. Гендерные различия в адаптации к школе.
Психологическая характеристика трудностей обучения в начальной школе. Временная задержка психического развития (ЗПР) как основная причина трудностей обучения. Биологические и социальные факторы, приводящие к появлению временной ЗПР. Общие показатели временной ЗПР. Классификация и общая характеристика видов временной ЗПР (по К.С. Лебединской).