Ментальная карта людей Нового времени

Ментальная карта людей Нового времени зависит от того, к какому из двух типов обществ принадлежит человек: к техногенному или традиционному.

По мнению В.С. Степина, в техногенном обществе преобразующая деятельность рассматривается здесь как главное предназначение человека. Деятельностно-активный идеал отношения человека к природе распространяется затем и на сферу социальных отношений, которые также начинают рассматриваться в качестве особых социальных объектов, которые может целенаправленно преобразовывать человек.

Обучение, воспитание и социализация индивида в новоевропейской культурной традиции способствует формированию у него значительно более гибкого и динамичного мышления, чем у человека традиционных обществ. Это проявляется и в более сильной рефлексивности обыденного сознания, его ориентации на идеалы доказательности и обоснования суждений, и в традиции языковых игр, лежащих в основании европейского юмора, и в насыщенности обыденного мышления догадками, прогнозами, предвосхищениями будущего как возможными состояниями социальной жизни, и в его пронизанности абстрактно логическими структурами, организующими рассуждение.

Традиционные общества характеризуются замедленными темпами социальных изменений. Соответственно, в культуре этих обществ приоритет отдается традициям, образцам и нормам, аккумулирующим опыт предков, канонизированным стилям мышления. Инновационная деятельность отнюдь не воспринимается здесь как высшая ценность, напротив, она имеет ограничения и допустима лишь в рамках веками апробированных традиций.

В техногенной цивилизации научно-технический прогресс постоянно меняет способы общения, формы коммуникации людей, типы личности и образ жизни. В результате возникает отчетливо выраженная направленность прогресса с ориентацией на будущее. Для культуры техногенных обществ характерно представление о необратимом историческом времени, которое течет от прошлого через настоящее в будущее. Отметим для сравнения, что в большинстве традиционных культур доминировали иные понимания: время чаще всего воспринималось как циклическое,

По мнению В.К. Шабельникову потребность в стабилизации разрушаемой макроструктуры деятельности была у людей не просто велика, но даже абсолютна. Без процессов. Стабилизирующих и организующих жизнедеятельность, человек не мог бы существовать. Разрушение внешних социобиосферных компонентов души привело к воспроизведению исчезающих компонентов души в организацию самого человека, к воссозданию их в структуре личности, в системе образов и верований. Процесс интериоризации и присвоения индивидом механизмов организации деятельности позволяет нам увидеть, что в системе религиозных образов и процедур воссоздаются именно те механизмы и компоненты управления деятельностью, которые раньше обеспечивались семейно-родовой и биосферной ситуацией.

В макроструктуре деятельности родового общества обеспечивалась ее организация во времени. Индивидуальному человеку не было никакого смысла самому выстраивать логику своей жизни на год или на десять лет вперед. Завтрашние дела рождались в развитии семейной ситуации. Завтра приходило само по себе для всего племени. Ритм жизни определялся традициями и ритуалами, вобравшими в себя опыт столетий. Степная и лесная жизнь текла по логике дней, не зависящей от планирующих способностей отдельных людей, лишь выполнявших правила и ритуалы. Так течет жизнь и сегодня для тех народов, которые живут в устойчивых родоплеменных системах» (с. 143).

Род жил почти вечно, и участие в родовой жизни обеспечивало человеку реальный контакт с вечностью и временную стабильность. Распад родовых систем потребовал восстановления стабильного движения человека во времени. Дестабилизация социо-биосферных структур привела к возникновению в духовности Европы представлений о времени, о прогрессе, о смысле прохождения времени в ходе текущй и уходящей жизни человека. Жизнь индивида стремилась включиться в вечное и надежное, что возвращало бы человеку утерянный смысл бытия. Индивидуальная смертная жизнь могла быть не бессмысленной только при сохранении в ней признаков вечности… Вопрос о стремлении души становится в христианскую эпоху одним из самых главных. Родовое прошлое европейца уходит и быстро разрушается. Вернуться к нему по аристотелевскому вечному кругу уже невозможно. Скорость распада реальности требовала стабилизации деятельности через скорость убегания от этой реальности. Пожары, болезни и разграбления домов следуют за мигрирующими и воюющими племенами очень быстро. Чтобы выжить. Человек должен был от всего этого куда-то бежать. Бежать нужно было быстро и в правильном направлении. Куда? Бежать можно было к Богу, а можно и к дьяволу. Когда стабильность деятельности зависит не от покоя. А от движения, направление движения начинает играть существенную роль». Куда идти?» – это вектор включения в стабилизирующую реальность, в систему души. Это вопрос смысла жизни.

Потеря родового пространства угрожала распадом социальной структуры деятельности и гибелью человека как организованной функциональной системы, лишенной мотивационной ориентации. Стабилизация деятельности требовала наличия светлой конечной цели, ради которой стоило жить и бороться независимо от состояния социума. Светлый Бог позволял воспринимать бесконечные трудности и мерзости быта, как временные и случайные, как испытания для очищения и укрепления человека. Он был необходимым компонентом функциональной стабилизации укрепления души.

…Для христианина же Бог был уже не случайным спутником на пути, а постоянным заместителем утерянного рода – образом порождающей человека реальности. Поэтому стремление к Богу становится для христианина смыслом и долговременным вектором жизни

РЕЗЮМЕ

Следует отметить, что эпоха Просвящения по временным критериям совпадает с эпохой Нового времени. Свое название эпоха Просвящения получила благодаря идеям французских просвятителей, которые смогли посредством активных научных изысканий осуществить прорыв в следующую эпоху– эпоху Новейшего времени и найти объективные доказательства для определения парадигмального статуса психологии.

Рассматривая характеристику основных реальностей этой эпохи необходимо обратить особое внимание на появление принципиально новой виртуальной реальности-реальности воли, которая позволила сделать человеку себя и свою жизнь объектом собственных преобразований.

В качестве главных социокультурных детерминант эпохи Просвящения (Нового времени) следует назвать такие, как: политические революции, создание гражданского общества без сословий, появления нового способа производства – создание мануфактурного производства, изменение типов социальных отношений, распространение идей гуманизма и рационализмом.

Необходимо подчеркнуть, что рационалистический тип мышления стал главной характеристикой человека Нового времени, для обеспечения операциональных сторон деятельности. Кроме того, интеллект отделился от аффектов (которые были совмещены с ним в эпоху Средневековья).

В этот период произошло разрушение целостного представления о мире, вера в Бога сменяется верой в «царство разума», основанная на «естественном равенстве». Важным моментом в период эпохи Нового времени является типизация общества на техногенное и традиционное. В этой связи, появляются два принципиально различающихся типа личности.

Возникает правомерный вопрос: «К какому типу общества относится Россия»? Техногенному или традиционному? Ответ на этот вопрос во многом определит характеристику типичного россиянина. Учитывая, что большое количество россиян живут в сельских условиях можно сказать, что они до сих пор живут в условиях кроестьянской цивилизацией. В основе ее лежит родовой устройство. Таким образом, России присущи черты традиционного общества. В пользу этого факта говорит также типичная трехпоколенная российская семья, которая является наследием эпохи поздней первобытности. С другой стороны, российскому обществу в отношении внешней формы– средств производства, уровня промышленного и культурного развития присущи признаки техногенной цивилизации со всеми вытекающими, отсюда проблемами: наличие экологических катастроф, вторжение в бессознательное человека с помощью средств массовой информации, оккультных и духовных парапрактик.

Эти противоречия отображены также в ментальной карте типичного россиянина, как представителя общества и традиционного и техногенного типа.

В эпоху Нового времени в техногенных цивилизациях произошел окончательный разрыв сознания и мифомагического пласта психики. Теперь мифомагический пласт психики полностью носит бессознательный характер, а жизнь человека определяется рациональныим типом сознания. В тоже время в традиционных обществах, где сохранились родовые отношения между людьми мифомагический пласт психики по-прежненму обеспечивает целостность мировосприятия, самого человека и обеспечивает актуализацию мифомагического пласта и психики и личности в как ресурса в развитии имманентных (данных природой) способностей, которые не доступны для людей техногенной цивилизации.

ГЛАВА 6. РЕАЛЬНОСТЬ ВНУТРЕННЕГО ЧЕЛОВЕКА –

Наши рекомендации