Ученые – психологи прошлого

Авиценна (Ибн Сена) (980 – 1037) – арабский ученый, пытавшийся отделить философское учение души от медицинского.

Адлер Альфред (1870 – 1937) – австрийский психиатр и психолог, один из ведущих деятелей психоанализа, основатель индивидуальной психологии.

Ананьев Борис Герасимович (1907 – 1972) – отечественный психолог, специалист по проблемам истории психологии, чувственного восприятия, психологии общения, восстановления работоспособности.

Аристотель (384 – 322 до н.э.) – древнегреческий философ ученый – энциклопедист, первый историк психологии.

Беркли Джордж (1685 – 1753) – английский философ, основатель «идеализма» как связи восприятия, мышления и реального мира.

Бернштейн Николай Александрович (1896 – 1966) – отечественный психофизиолог, создатель концепции физиологии активности.

Бехтерев Владимир Михайлович (1857 – 1927) – русский ученый, невропатолог и психиатр, основатель первой психофизиологической лаборатории в г. Киев.

Божович Лидия Ильинична (1908 – 1981) – отечественный психолог, ученица Л. С. Выготского, сотрудница Харьковской деятельностной школы.

Бэкон Фрэнсис (1561 – 1626) – английский философ, родоначальник английского материализма, основоположник экспериментальной психологии.

Вебер Эрнст Генрих (1795 – 1878) – немецкий анатом и физиолог, один из основоположников научной психологии, внесший в нее идею измерения.

Векслер Давид (1896 – 1981) – американский психолог, психодиагност и психиатр, создатель тестов интеллекта.

Вольф Христиан (1679 – 1754) - немецкий философ, учитель М. В. Ломоносова, ввел в науку термин «психология».

Вундт Вильгельм (1832 – 1920) – немецкий психолог, физиолог и философ, основатель экспериментальной психологии, в 1879 году создал первую в мире экспериментальную лабораторию психологии.

Выготский Лев Семенович (1896 – 1934) – отечественный психолог, основатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций.

Гален Клавдий (129 – 199) – римский врач и естествоиспытатель, автор первой развернутой типологизации темпераментов.

Гальтон Френсис (1922 – 1911) – английский антрополог и психолог, основатель евгеники и дифференциальной психологии, создатель экспериментальной лаборатории изучения человека.

Гартли Дейвид (1705 – 1757) – английский философ и врач, основатель ассоциативной психологии.

Гельмгольц Герман (1821 – 1894) – немецкий физик, физиолог и психолог.

Гербарт Иоганн Фридрих (1776 – 1841) – немецкий философ и педагог, основоположник эмпирической психологии в Германии, на метафизике, математике и опыте создал концепцию психики.

Гиппократ (460 – 377 до н.э.) – древнегреческий врач, автор обоснованной классификации темпераментов на основе выделения 4 жидкостей в организме.

Дарвин Чарльз (1809 – 1882) – английский естествоиспытатель; на основе раскрытия понятий наследственности, изменчивости и отбора разработал учение о происхождении биологических видов путем естественного отбора.

Декарт Рене (1596 – 1650) – французский философ-гуманист и естествоиспытатель, выдвинул на первый план человека с его душевными и телесными потребностями.

Демокрит (ок. 460 – ок. 370 до н.э.) – древнегреческий философ, создатель законченной системы атомистического материализма.

Джеймс Уильям (1842 - 1910) – американский психолог и философ, основатель концепции психики как особой формы активности организма, призванной обеспечить его выживание.

Зейгарник Блюма Вульфовна(1900 — 1988) — советский психолог; обнаружила зависимость эффективности запоминания от «завершенности» действия: «незавершенные» действия запоминаются в среднем в полтора раза лучше, чем завершенные. Этот факт получил название «Эффект Зейгарник».

Зинченко Петр Иванович (1903 – 1969) – отечественный психолог, специалист по проблемам памяти.

Келер Вольфганг(1887 - 1967)— немецкий психолог, один из основателей гештальтпсихологии, отстаивал принципы гештальтпсихологии в полемике со старой ассоцианистской психологией и с бихевиористами.

Кречмер Эрнст (1888 – 1964) – немецкий психиатр и психолог, создатель типологии темпераментов на основе особенностей телосложения.

Левин Курт (1890 – 1947) – немецко-американский психолог, исследовал мотивационно-потребностную сферу человека.

Леонтьев Алексей Николаевич (1903 – 1979) – советский психолог, автор одного из вариантов деятельностного подхода в психологии.

Локк Джон (1632 – 1704) – английский философ, психолог, педагог, создатель основ эмпирической психологии, ввел в психологию термин «ассоциация».

Лоренц Конрад (1903 – 1989) – австрийский биолог и философ, один из основоположников этологии.

Лурия Александр Романович (1902 – 1977) – российский психолог, основоположник отечественной нейропсихологии, основная область исследования – нарушения высших психических функций.

Маслоу Абрахам (1908 – 1970) – американский психолог, один из основателей гуманистической психологии.

Месмер Франц (1734 – 1815) – австрийский психолог, ввел в науку внушение, первым попытался дать научное объяснение психотерапии.

Мерлин Вольф Соломонович (1889 – 1982) – отечественный психолог; разработал концепцию интегральной индивидуальности, в которой понятие индивидуального стиля деятельности занимает ключевое место, выступая опосредующим звеном между разноуровневыми свойствами личности.

Мясищев Владимир Николаевич (1893 – 1973) – отечественный психиатр, психотерапевт, специалист по проблемам пихофизиологии и клиники нервно-психических расстройств; разработал теорию личности на основе ее отношений.

Олпорт Гордон (1897 – 1967) – американский психолог, специалист по психологии личности.

Павлов Иван Петрович (1849 – 1936) – русский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности.

Перлз Фриц (1893 – 1970) – немецкий психолог, основатель гештальт-психологии.

Пиаже Жан (1896 – 1980) – швейцарский психолог, основатель Женевской школы генетической психологии, специалист по детской психологии и психологии развития интеллекта.

Платонов Константин Константинович (1906 – 1984) – отечественный психолог, проводил новаторские исследования в области психологии труда, занимался проблемой личности.

Роджерс Карл (1902 – 1987) – американский психолог, один из основателей гуманистической психологии.

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889 – 1960) – советский психолог и философ, один из создателей деятельностного подхода в психологии.

Руссо Жан-Жак (1712 – 1778) – французский мыслитель, представитель французского Просвещения, реформатор педагогики, писатель.

Селье Ханс (1907 – 1982) – канадский биолог и врач, создатель учения о стрессе.

Сеченов Иван Михайлович (1829 – 1905) – русский физиолог и психолог.

Скиннер Беррес (1904 – 1990) – американский психолог, создатель концепции «оперантного бихевиоризма».

Спиноза Бенедикт (1632 – 1677) – нидерландский философ, предложил теорию о двойственности человеческих чувств; является основоположником психоанализа.

Теплов Борис Михайлович (1896 – 1965) – советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии.

Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886 – 1950) – грузинский психолог и философ, автор психологической теории установки.

Уотсон Джон (1878 – 1958) – американский психолог, основатель бихевиоризма.

Ухтомский Алексей Алексеевич (1875 – 1942) – русский физиолог, создатель учения о доминанте.

Ушинский Константин Дмитриевич (1824 – 1870) – педагог, основоположник российский научной педагогики.

Фабри Курт Эрнестович (1923 – 1990) – отечественный зоопсихолог, специалист по проблеме онтогенеза поведения и психики животных, эволюции психики, психологии приматов и антропогенеза.

Феофраст (или Теофраст) (ок. 370 – 288 до н.э.) – древнегреческий философ, разработал свой метод наблюдения, который успешно использовал в ботанике и характерологии.

Фехнер Густав (1801 – 1887) – немецкий физик, философ и психолог, основатель психофизики, утверждал, что материя – лишь обратная сторона психического.

Фрейд Зигмунд (1856 – 1939) – австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа.

Фромм Эрих (1900 – 1980) – немецко-американский психолог и философ, основывался на постулате социальной обусловленности психики человека.

Шеррингтон Чарльз (1857 – 1952) – английский физиолог и психофизиолог. Проводил свои исследования по физиологии нервной системы исходя из представления о ней как о целостной системе: ввел понятие интегративной деятельности нервной системы.

Штерн Вильям (1871 – 1938) – немецкий психолог, основатель персоналистической психологии.

Эббингауз Герман (1850 – 1909) – немецкий психолог, один из основателей экспериментальной психологии, исследовал процессы памяти.

Эльконин Даниил Борисович (1904 – 1984) – советский психолог, занимался проблемами психического развития личности в онтогенезе.

Эриксон Эрик (1902 – 1994) – американский психолог, разработал понятие психосоциальной идентичности.

Юнг Карл (1875 – 1961) – швейцарский психолог и психиатр, основатель аналитической психологии.

Якобсон Павел Максимович (1902 – 1979) – отечественный психолог, специалист в области эмоций и чувств, психологии художественного творчества.

Ярошевский Михаил Григорьевич (1915 – 2001) – отечественный психолог, ведущий специалист по проблемам истории, теории и методологии психологии.

Литература.

Основная:

1. Вундт В. Введение в психологию / Пер. с нем. Н. Самсонова. – СПб.: Питер, 2002. – 467с.

2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.: КДУ, 2007. – 327с.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЧеРо, 2005. – 336с.

4. Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней: Учебник. – М.: Академический Проект, 2008. - 572с.

5. История психологии, XX век: Хрестоматия / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Академический Проект, 2005. – 829с.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Академия, 2005. – 345с.

7. Майерс Д. Психология / Пер. с англ. И.А. Карпикова и др. – Мн.: Попурри, 2006. – 847с.

8. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2009. – 582с.

9. Петровский А.В. Психология. – М.: Академия, 2002. – 500с.

10. Петровский А.В. Психология в России: XX век. – М.: УРА, 2000. – 309с.

11. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности. Монография. – СПб.: Издательство РГПУ, 2001. – 240с.

12. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2002. – 650с.

13. Психология личности: учеб.пособие / Под науч. ред. П.Н. Ермакова. – М.: ЭКСМО, 2007. – 631с.

14. Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2000. – 316с.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2008. – 705с.

Дополнительная:

1. Асмолов А.Г. XXI век: Психология в век психологии // Вопросы психологии. – 1998. – №8. – с.15.

2. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и этносоциология образования: второе рождение // Вопросы психологии. – 1999. - №4. – с.106.

3. Барабанщиков А.В. Советская психология в годы Великой Отечественной войны // Вопросы психологии. – 1985. - №2. - с.12.

4. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. - М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276с.

5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2007. – 368с.

6. Ждан А.Н. Вопросы истории психологии в трудах А.Н. Леонтьева // Вопросы психологии. – 2003. - №2. - с.86.

7. Забродин Ю.М. Развитие советской психологии и задачи психологической службы // Психологический журнал. – 1984. – Т.5. - №6. – С.3-20.

8. Зейгарник Б.Ф. Теории личности в зарубежной психологии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 325с.

9. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. – СПб.: Питер, 2005. – 412с.

10. История зарубежной психологии: Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – 453с.

11. Кун Д. Основы психологии. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 864с.

12. Малашкина М.М. Популярная история психологии. – М.: Вече, 2001. – 480с.

13. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. – М.: Академия, 2004. - 544с.

14. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. – Дубна: Феникс, 1995. – 332с.

15. Никольская А.А. Задачи разработки истории психологии в России // Вопросы психологии. – 1989. - №6. - с.14.

16. Никольская А.А. История психологии от античности до наших дней // Вопросы психологии. – 1991. - №1. - с.161.

17. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986. – 464с.

18. Платонов К.К. О системе психологии. -М., Мысль, 1972. – 216с.

19. Помогайбин В.Н. История психологии: лица, взгляды, концепции. – М., 1999. – 198с.

20. Практикум по общей психологии: Учеб. Пособие / Н. С. Глуханюк, Е. В. Дьяченко, С. Л. Семенова. - Воронеж: МОДЭК, 2006.

21. Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М., 1982.

22. Психология личности: тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М., 1982.

23. Психология эмоций: Хрестоматия / Сост. В. Вилюнас. – СПб.: Питер, 2007. – 496с.

24. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб.: Питер, 2008. – 208с.

25. Роллс Д. Классические случаи в психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 126c.

26. Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 447с.

27. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. – 1996. - №5. – С.12.

28. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1984.

29. Сто великих психологов / Авт. – сост. В. Ярошевский. – М.: Вече, 2009. – 427с.

30. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост. М.Г. Ярошевский. – СПб.: Питер, 2002. – 390с.

31. Юнг К. О психологии восточных религий и философий / Сост. В. Бакусев. - М.: Медиум, 1994. – 348с.

32. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии / Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Евразия, 2002. – 532с.

33. Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. – 530с.

34. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – 447с.

35. Юревич А. В. Системный кризис психологии // Вопросы психологии. – 1999. - №2. – С.3-15.

36. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976. – 463с.

Нормативные документы:

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы / Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (второе поколение Стандартов).

Словари:

1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: прайм–ЕВРОЗНАК, 2004. – 672с.

2. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 512с.

3. Общая психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 250с.

4. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсина, А. Ауэрбаха. - СПб.: Питер, 2006. – 1096с.

5. Психология. Полный энциклопедический справочник / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 887с.

Наши рекомендации