Глава 111. основные закономерности психического развития ребенка
Нет, пожалуй, ничего более удивительного, чем путь развития психики человека. Становление разумной человеческой творческой личности из слабого, крайне беспомощного существа часто протекает у нас на глазах. Мы являемся свидетелями, а часто и непосредственными участниками этого сложного процесса. И, наверное, лишь обыденность его лишает нас удовольствия подивиться столь поразительному явлению в должной степени. Развитие человека не завершается с окончанием школьной жизни, юности. Современные исследования в области геронтологии доказывают, что и в пожилом и в старческом возрасте происходят своеобразные качественные изменения психики, свои определенные периоды подъема я спада творческой деятельности[34]. И все же нет ничего равного тому, к чему способен и чего достигает человек в самые первые годы жизни — к концу раннего периода детства.
Английский психолог Ф. Гудинаф придумала простой, но выразительный и легковоспроизводимый опыт. Испытуемым дается такая инструкция: «Постарайтесь возможно более ясно представить себе новорожденного младенца, что он умеет, а чего не умеет делать. А теперь подумайте о взрослом человеке... Рассмотрите подробно, что он способен делать, в особенности из того, что принято считать признаками интеллекта... А теперь вернемся к отправному пункту, к новорожденному... Пройдитесь медленно по возрастной шкале и на каждой ступени спрашивайте себя: на кого больше похож типичный ребенок этого возраста тем, что он способен делать,— на взрослого или на новорожденного? Продолжайте это занятие до тех пор, пока не найдете возраст, в котором, по вашему мнению, сходства и различия так точно уравновешивают друг друга, что трудно отдать предпочтение тем или другим». Удивительный результат, который чаще всего можно получить,— 3 года. Первые 3 года, а потом целая жизнь.
В самом деле, трехлетний малыш уже значительно превосходит самых развитых антропоидов, своих ближайших предков. Он не только увеличился в весе и росте, но овладел прямой походкой, основными видами движений и совершает их уверенно, достаточно ловко. Он уже способен к самообслуживанию {сам ест, одевается, умывается и т. д.), умеет вступать во взаимоотношение с окружающими его людьми. Он не только усвоил речь, но и проявляет к ней поразительное чутье. Он впервые начинает решительно заявлять о своей личности, демонстрировать, на что способен («Я сам*). Именно в дошкольном возрасте особенно активно развиваются все психические процессы, формируются произвольное внимание и память, творческое воображение. В эти годы появляются довольно сложные и тонкие переживания, рождаются новые, высшие чувства (нравственные, эстетические, интеллектуальные), складываются интересы, развиваются способности, закладываются основы характера.
Становление психики не простое сцепление случайностей, а закономерный процесс развития. Люди издавна стремились изучить эти закономерности, понять характер развития психики человека.
В философии известны два принципиально противоположных подхода к проблемам развития.
Сторонники одного из них — метафизической концепции — рассматривают развитие как увеличение или уменьшение данного изначально свойства, признают только количественное изменение его, качественное — отвергается; все развитие сводится как бы к движению по кругу, к повторению. Так, например, развитие растений, по мнению метафизиков, сводится к увеличению их веса, объема, величины; соответственно психическое развитие ребенка — к увеличению его словарного запаса, объема памяти, внимания. Ребенок нередко рассматривался всего лишь как взрослый в миниатюре.
Марксистская диалектическая концепция утверждает, что развитие есть результат единства и борьбы противоположностей. Под развитием сторонники ее понимают не только и не столько количественное увеличение, сколько возникновение новых форм, качеств.
Вопрос о движущих силах развития метафизики и сторонники диалектического материализма решают по-разному. Непонятен, скрыт источник движения в первой концепции; остается искать его где-то вне данного явления (это может быть бог или другая какая-то неизвестная высшая сила). Согласно второму, диалектическому подходу движущая сила развития заложена в самом явлении. Развитие идет за счет наличия противоречий, которые - не примиряются, а преодолеваются рождением нового качества. Борьба противоречий и дает внутренний импульс к движению.
Характеризуя сложившиеся в философии взгляды на развитие, В. И. Ленин писал: «Две основные (или две возможные? или две в истории наблюдающиеся?) концепции развития (эволюции) суть: развитие как уменьшение и увеличение, как повторение, и развитие как единство противоположностей (раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними).
При первой концепции движения остается в тени само движение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне—бог, субъект etc.). При второй концепции главное внимание устремляется именно на познание источника „само" 'движения.
Первая концепция мертва, бледна, суха. Вторая — жизненна. Только вторая дает ключ к „самодвижению" всего сущего; только она дает ключ к „скачкам", к „перерыву постепенности", к „превращению в противоположность", к уничтожению старого и возникновению нового»[35].
Диалектико-материалистический подход к развитию является основополагающим для советской возрастной и педагогической психологии. Только диалектико-материалистическая концепция как единственно верная может дать объяснение смене возрастных этапов, динамике всего психического развития человека.