Основные закономерности и движущие силы психического развития ребенка.

Развитие - Это объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека

ВОЗРАСТ. В психологии – категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.

Понятие возраста включает в себя ряд аспектов

1)хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни

2)биологический возраст – совокупность биологический показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы)

3)психологический возраст – определенный уровень развития психики, в которую включается:

А)умственный возраст

Б)социальная зрелость

В)эмоциональная зрелость

Основной критерий развития личности – это утончение восприятия. Чем тоньше восприятие, тем больше тонких оттенков и граней способна узреть личность в любом явлении. Чем грубей восприятие, тем менее разборчива личность.

Второй критерий развития личности – это дальновидность, или иначе – мудрость. Чем мудрей человек, тем больше он фильтрует содержание собственного ума, и меньше поддается грубым импульсам.

Третий критерий развития личности – это допуск по сферам. Проявляется это, как дозволение «участников» сферы пребывать в их обществе, которое живет по определенным официальным или негласным законам.

В психологии в пределах онтогенеза можно говорить о хронологическом, биологическом, психологическом, социальном возрасте субъекта, а также о субъективном возрасте личности.

Хронологический возраст - это возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия (фактически, с момента образования яйцеклетки) и до конца жизни.

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста.

Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) Развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом. Здесь за основу взяты те психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике каждого человека.

Социальный возраст измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека с тем, что статистически нормально для его сверстников. В понятии социального возраста за основу взяты те социальные изменения, которые происходят в психике.

Все указанные категории подразумевают какое-то объективное, внешнее измерение.

Содержанием психического развития явля­ется борьба внутренних противоречий. Внутренние противоречия выступают движущими силами психического развития. На уровне сознания ребенка оно выступает как несоответствие между «хочу» и «могу».

Механизмом присвоения человеческой сущности является идентификация (отождествление).

Механизмом отстаивания индивидом своей природ­ной и человеческой сущности является обособление. Частным случаем обособления является отчуждение (рождение, кризис 1 года, кризис 3 лет «я - сам», подро­стковая эмансипация и т.п.).

Идентификация выступает как социализация (процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности), а обособ­ление как механизм индивидуализации (это процесс самоопределения, выделения из сообщества, приобретения своей уникальности и неповторимости) личности.

Взгляды л.С. Выготского на стадиальность развития.

Для Л.С. Выготского развитие — это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. Качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Источником развития является социальная среда. «социальная ситуация развития» — специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований. Л.С. Выготский установил четыре основных закона, или особенности, детского развития. Первая из них — цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Вторая особенность — неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно, непропорционально. Первоначально, в младенческом возрасте (до года), сознание ребенка недифференцированно. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные, так что в самой последовательности становления функций есть свои закономерности. Третья особенность — «метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращений одной формы в другую. Четвертая особенность — сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных пери­одов как закон детского развития. Главные изменения, происходящие во время кризиса, — внутренние. В кризисные периоды обостряются основные противо­речия: с одной стороны, между возросшими потребностя­ми ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новыми потребностями ребенка и сло­жившимися ранее отношениями со взрослыми. Возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид: кризис новорожденности— младенческий возраст (2 месяца - 1 год) - кризис 1 года - раннее детство (1—3 года) — кризис 3 лет — дошкольный возраст (3—7 лет) — кризис 7 лет — школьный возраст (7— 13 лет) -кризис 13 лет — пубертатный возраст (13—17 лет) — кри­зис 17 лет.

Сензитивность в психологии – это ощущение у человека повышенной чувствительности, неуверенности и ранимости.

В отечественной психологии данный феномен рассматривается с точки зрения Л.С.Выготского на природу сензитивных периодов как периодов повышенной восприимчивости к внешним воздействиям.

Два периода возрастной сензитивности, -это период, сензитивный для развития свойств зрительного восприятия и период, сензитивный для формирования речи. Сензитивность является характеристикой определенных этапов онтогенеза.

Сензитивный период сенсорного развития, сензитивный период восприятия маленьких предметов,

Сензитивный период развития движений и действий ,сензитивный период развития социальных навыков

У сензитивных периодов есть еще несколько базовых характеристик.

Они универсальны, то есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т.д.

Они индивидуальны, если речь заходите времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка.

Возрастная периодизация по Эльконину.

Эпоха раннего детства (до 3 лет).

1. Младенчество (до 1 года). Здесь ведущий вид деятельности - эмоциональное общение. В 2-2,5 месяца у ребенка появляется комплекс оживления на появление взрослого: улыбка, двигательная реакция и т.д. На границе младенчества и раннего возраста происходит переход к собственно предметным действиям.

2. Ранний возраст (1-3 года). Здесь ведущий вид деятельности - предметно-манипулятивный. Ребенок открывает и закрывает дверь, пересыпает песок и т.д.

В этот период времени предметные действия служат для ребенка способом налаживания межличностных контактов. Но к 3 годам ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми и заявлять "Я", "Я сам".

Эпоха детства (3-11 лет).

1 Дошкольное детство (3-7 лет). Стремление к самостоятельности выводит ребенка паролевую игру, имитирующую отношения людей в процессе труда. Благодаря игровым приемам ребенок принимает на себя роль взрослого и моделирует в игре их межличностные отношения.

2. Младшее школьное детство (7-11 лет). Это фаза операционно-технической деятельности, в основном деятельности учебной. Ребенок учится читать, писать. В процессе учения формируются интеллектуальные и познавательные способности. Но приходит время, и он хочет подражать поведению взрослых; хочет равноправного отношения к себе. Наступает следующая эпоха

Эпоха подростничества (11-17 лет).

1. Младшее подростничество (11-14 лет). Появляется новая деятельность - деятельность интимно-личностного, эмоционального общения со сверстниками, возникает объединение с равными себе по возрасту детьми, Возникает "чувство взрослости" - особая форма новообразования сознания, через которое под росток сравнивает себя с другими, находит образцы для подражания, перестраивает свою деятельность и отношения.

2. Юность - старшее подростничество (14-17 лет). У ребенка вновь появляется потребность к самопознанию, формируется само сознание, ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации. Осуществляется профессиональное и личностное самоопределение, ему важно знать, кем он будет. Ведущая деятельность - учебно-профессиональная (вновь операционально-техническая фаза), в процессе которой формируются мировоззрение, профессиональные интересы, идеалы

В основе возрастной переодизации Д.Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общения.

Социальная ситуация развития - это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, типичное для каждого возрастного этапа

Ведущая деятельность– это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени.

Признаки ведущей деятельности: 1) Это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности (обучение возникает в игре). 2) Это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (в игре – активное воображение; в учении – мышление). 3) Это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависит наблюдаемые в данный период развития и основные психологические изменения личности ребенка.

Возрастные новообразования - это результаты развития на данный период и, одновременно предпосылки для следующего развития.

Обучение (воспитание) - это целеенаправленный процесс передачи общественно-исторического опыта.

Обучение - формирование зунов, а воспитание - формирование ценностей, установок, стереотипов.

Л.С. Выготский выдвинул три точки зрения на данную проблему:

1. Независимость процессов детского развития от процессов обучения («Обучение плетется в хвосте у развития»).

2. Обучение и есть развитие, шаг в обучении соответствует шагу в развитии («Развитие следует за обучением, как тень за предметом»).

3. С одной стороны, обучение и развитие независимы, с др. Обучение тождественно с развитием. Выготский решил проблему соотношения, определив зоны и уровни развития психики: УАР (уровень актуального развития) - сложившаяся в результате определенных уже завершившихся циклов развития (то, что ребенок может делать самостоятельно)

Уровень ближайшего развития) - те задачи, которые ребенку еще не доступны для решения, то, что он может делать с помощью родителей.

30. Возрастные особенности развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте и их учет в образовательном процессе.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец.

1. Ощущение – простейший познавательный психический процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств человека.

Экстероцептивные ощущения – это ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на анализаторы человека, расположенные на поверхности тела.

Проприоцептивные ощущения – это ощущения, отражающие движение и положение частей тела человека.

Интероцептивные ощущения – это ощущения, отражающие состояние внутренней среды организма человека.

По времени возникновения ощущения бывают актуальными и неактуальными.

Все ощущения обладают следующими характеристиками:
♦ качество – сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать одни их виды от других (например, слуховые от зрительных);
♦ интенсивность – количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя;
♦ продолжительность – временная характеристика ощущений, определяющаяся временем воздействия раздражителя.

2. Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

К основным свойствам восприятия относятся: целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе;
предметность – объект воспринимается человеком как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело;
обобщенность – отнесение каждого образа к некоторому классу объектов;
константность – относительное постоянство восприятия образа, сохранение за объектом его параметров независимо от условий его восприятия (расстояния, освещения и т. д.);
осмысленность – понимание сущности воспринимаемого объекта в процессе восприятия;
избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.

Восприятие бывает внешненаправленным (восприятие предметов и явлений внешнего мира) и внутренненаправенным (восприятие собственных состояний, мыслей, чувств и т. д.).

По времени возникновения восприятие бывает актуальным и неактуальным.

Воображение – это познавательный психический процесс, заключающийся в создании человеком новых образов на основе имеющихся у него представлений. Мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее. Творчество – это деятельность, которая порождает новые материальные и духовные ценности.

Мышление – это высший познавательный процесс, порождение нового знания, обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Предметно-действенное мышление осуществляется во время действий с предметами при непосредственном восприятии предмета в реальности.

Наглядно-образное мышление происходит при представлении предметных образов.

Абстрактно-логическое мышление является результатом логических операций с понятиями.

К основным мыслительным операциям относятся:
анализ – мысленное разделение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;
синтез – воссоединение отдельных элементов в целостную структуру;
сравнение – установление отношений сходства и различия;
обобщение – выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства;
абстрагирование – выделение какой-либо стороны явления, которая в действительности как самостоятельная не существует;
конкретизация – отвлечение от общих признаков и выделение, подчеркивание частного, единичного;
систематизация (или классификация) – мысленное распределение предметов или явлений по определенным группам, подгруппам.

Кроме перечисленных выше видов и операций существуют процессы мышления:
суждение – высказывание, содержащее конкретную мысль;
умозаключение – ряд логически связанных высказываний, приводящих к новому знанию;
определение понятий – система суждений о некотором классе предметов или явлений, выделяющая их наиболее общие признаки;
индукция – вывод частного суждения из общего;
дедукция – вывод общего суждения из частных.

Интеллект – это совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи.

Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

К процессам памяти относятся следующие:
1) запоминание – такой процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее; запоминание всегда избирательно – в памяти сохраняется не все, что воздействует на наши органы чувств, а только то, что имеет значение для человека или вызвало его интерес и наибольшие эмоции;
2) сохранение – процесс переработки и удержания информации;
3) воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала;
4) забывание – процесс избавления от давно полученной, редко используемой информации.

Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия.

Непроизвольное внимание – наиболее простой вид внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека.
Произвольное внимание управляется сознательной целью, связано с волей человека. Его еще называют волевым, активным или преднамеренным.

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, благодаря чему возникла возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на гигантские расстояния, а также получать ее из прошлого и передавать в будущее; это специфически человеческий способ формирования и формулирования мыслей с помощью языковых средств; Слово - единица речи. Слово как единица языка имеет две стороны – внешнюю звуковую (фонетическая) и внутреннюю смысловую (семантическую).

Речь выполняет ряд важных для человека функций:

1) коммуникативную(осуществляет прием и передачу информации между людьми). 2) мнестическую(с помощью речи информация переводится в кратковременную

и долговременную память);

3) экспрессивную,отражающую отношение человека к событиям действительности, оценку этих событий и собственное эмоциональное состояние;

4) интеллектуальную,которая дает возможность осуществить главнейшее назначение речи - быть орудием мышления;

5) регулятивную(участвует в регуляции психических процессов, поведения и деятельности).

Восприятие.Учебная деятельность в начальных классах сти­мулирует прежде всего развитие психических процессов непо­средственного познания окружающего мира — ощущений и вос­приятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. едующая особенность восприятия в начало младшего школь­ного возраста — тесная связь его с действиями ученика. Вос­приятие на этом уровне психического развития связано с практи­ческой деятельностью ребенка. Воспринять предмет для школьни­ка — значит что-то сделать с ним. Характерная особенность учащихся I —II классов — ярко выраженная эмоциональность восприятия. В первую очередь дети воспринимают те объекты или их свойства, признаки, осо­бенности, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое вос­принимается лучше. В процессе обучения восприятие перестраивается, оно подни­мается на более высокую ступень развития, становится целе­направленной и управляемой деятельностью.

Память.у младших школьников более развита наглядно-образная память, Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты. Порой младшие школьники (особенно в первых двух классах) склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. Основное направление развития памяти младших школьников под влиянием обучения — это возрастание роли и удельного веса словесно-логического, смыслового запоминания и развитие спо­собности сознательно управлять памятью и регулировать ее прояв­ления (произвольная память).

Воображение.Основ­ная тенденция развития воображения в младшем школьном воз­расте — это совершенствование воссоздающего воображения. Воссоздающее воображение совершенствуется за счет все более правильного и полного отражения действительности. Мышление и речь. Мышление младшего школьника, особенно первоклассника, наглядно-образное. Оно постоянно опирается на восприятие или представления. В процессе обучения мышление интенсивно развивается. Уче­ник постепенно научается выделять существенные свойства и признаки предметов и явлений, что дает возможность делать первые обобщения.

Развитие речи. уточняется значение слов, они употребляются в правильном значении, развивается связная речь. У школьника совершенствуется умение длительно и внима­тельно слушать другого человека.

Внимание. Возрастная особенность внимания младших школь­ников — сравнительная слабость произвольного внимания. Воз­можности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограниченные.

Ощущение.Сразу после рождения у ребенка наиболее развитой оказывается кожная чувствительность. Уже в первые дни после рождения у ребенка достаточно высоко развита вкусовая чувствительность. хорошо развита у новорожденных обонятельная чувствительность, особенно связанная с питанием. Чувствительность к звуку постепенно повышается в первые недели жизни.

Через два-три месяца ребенок начинает находить направление на источник звука. Как только ребенок начинает нормально слышать, у него постепенно развивается речевой слух. Он начинает отличать голос матери от голосов других людей. Довольно точное различение звуков речи, создающее необходимый минимум для становления собственной речи, наступает лишь к концу первого года жизни. С этого момента и начинается развитие собственно речевого слуха. С момента появления зрительных ощущений ребенок реагирует на свет различными двигательными реакциями.

Различение цветов растет медленно. Лишь к пятому месяцу обычно наступает различение цвета, после чего ребенок начинает проявлять интерес к ярко-хроматическим предметам. На третьем месяце ребенок начинает различать предметы и лица.

Наши рекомендации