Наименование ценностей (используются при изготовлении карточек)
Список «терминальных ценностей» | Список «инструментальных ценностей» | ||
активная, деятельная жизнь | аккуратность | ||
здоровье | жизнерадостность | ||
красота природы и искусства | непримиримость к своим и чужим недостаткам | ||
материально обеспеченная жизнь | ответственность | ||
спокойствие в стране, мир | самоконтроль | ||
познание, интеллектуальное развитие | смелость в отстаивании своего мнения | ||
независимость суждений и оценок | терпимость к мнениям других | ||
счастливая семейная жизнь | честность | ||
уверенность в себе | воспитанность | ||
жизненная мудрость | исполнительность | ||
интересная работа | рационализм (умение принимать обдуманные решения) | ||
любовь | трудолюбие | ||
наличие верных и хороших друзей | высокие запросы | ||
общественное признание | независимость | ||
равенство (в возможностях) | образованность | ||
Список «терминальных ценностей* | Список «инструментальных ценностей» | ||
свобода поступков и действий | твердая воля | ||
творческая деятельность | широта взглядов | ||
получение удовольствий | чуткость | ||
Анализ результатов и выводы
Доминирующая направленность ценностных ориентации дает возможность определить вовлеченность либо в сферу труда, либо в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов дает возможность оценить идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей, которые человек рассматривает как нормы поведения.
Методика "Уровень соотношения
"ценности" и "доступности"
В различных жизненных сферах»
Методика разработана Е. Б. Фанталовой и предназначена для распознавания внутренних конфликтов, вызванных расхождением желаемого и доступного. Использованы терминальные ценности, выделенные М. Рокичем.
Инструкция
На специальном бланке предлагаются 12 понятий, означающих различные жизненные ценности. Вы должны дважды произвести попарное сравнение (попарное ранжирование) этих понятий на специальных матрицах регистрационного бланка: первый раз — по «ценности» (матрица 1) и второй раз — по доступности {матрица 2).
Примечание. Процедуру исследования можно упростить и проводить не методом парного ранжирования, а методом субъективных оценок «ценности» и «доступности», например, по 10-балльным шкалам. «Ценность» и «доступность» можно заменить на «важность» и«реальность» или «необходимость» и «возможность».
Перечень 12 понятий — общечеловеческих ценностей
1. Активная, деятельная жизнь.
2. Здоровье (физическое и психическое).
3. Интересная работа.
4. Красота природы и искусства (переживание прекрасного).
5. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).
6. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).
7. Наличие хороших и верных друзей.
8. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений).
9. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие).
10. Свобода как независимость в поступках и действиях.
11. Счастливая семейная жизнь.
12. Творчество (возможность творческой деятельности).
На регистрационном бланке две матрицы. В них записаны пары цифр. Каждой цифре соответствует понятие-ценность, которое стоит под этим номером в списке. Заполнение начинайте с матрицы 1.
Сравнение в матрице 1 производится на основании того, что представленные в этом списке ценности имеют для вас разную значимость, разную степень привлекательности. Вы выбираете из двух ценностей ту, которая кажется вам в этой паре более важной. Ее вы обводите кружком. Обводить можно только одну цифру из пары. Пропускать пары нельзя. Отвечать старайтесь быстро, по первому побуждению. Закончив заполнение матрицы 1, переходите к матрице 2. В ней сравнение производится на основании того, что некоторые из представленных ценностей являются для вас более доступными в жизни по сравнению с остальными. Вы выбираете из пары ту ценность, которая легче достигается вами.
Регистрационный бланк
Матрица 1. Сравните понятия-ценности на основе их большей значимости для вас, большей привлекательности.
8 i | 3 9 | 10 10 11 11 12 | ||||||||||||||
I | 9 i | 3 10 | 11 10 12 | |||||||||||||
10 I | 3 11 | |||||||||||||||
11 ! | 3 12 | |||||||||||||||
t | ||||||||||||||||
I | ||||||||||||||||
1 12
Матрица 2. Сравните понятия-ценности на основе их более легкой достижимости для вас.
I 2 | ] 9 | 10 10 1111 12 | |||||||||||||
13 | 1 10 | 11 1012 | |||||||||||||
I4 | 1 11 | ||||||||||||||
15 | 1 12 | ||||||||||||||
16 | |||||||||||||||
17 | |||||||||||||||
18 | |||||||||||||||
19 | |||||||||||||||
110 | |||||||||||||||
111 112 |
Обработка результатов
Экспериментатор подсчитывает, сколько раз каждое понятие было преобладающим по «ценности» (Ц) и сколько раз по «доступности» (Д). Затем все «ценности» и «доступности» ранжируются отдельно друг от друга. После этого происходит сравнение рангов Ц и Д и определяются величины расхождений между каждой Ц и Д. В итоге подсчитывается интегральный показатель методики, равный сумме расхождений по модулю для всех 12 понятий: Ц-Д.
Выводы
Чем больше сумма расхождений между Ц и Д, тем больше выражен внутренний конфликт у обследованного вследствие неудовлетворения жизненных ценностей.