Способы индивидуализации участников гражданского оборота (фирменное наименование, товарныйзнак (знак обслуживания), наименование места происхождения товара

К средствам индивидуализации участников граждан­ского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг) относятся:

• фирменное наименование;

• товарный знак (знак обслуживания);

• географические указания.

Юридическое лицо, являясь участником гражданского оборота, нуждается в индивидуализации. Как коммерче­ские, так и некоммерческие организации имеют свое на­именование, содержащее указание на его организацион­но-правовую форму. Юридическое лицо, являющееся ком­мерческой организацией, должно иметь фирменное наиме­нование.

В фирменном наименовании выделяют две части:

• корпус фирмы;

• добавления.

Корпус фирмы — обязательная часть фирменного наиме­нования, в которой сообщается об организационно-право­вой форме коммерческого юридического лица (например,

акционерное общество). Обязательным для фирменного на­именования является добавление, позволяющее отличать од­ного субъекта хозяйствования от другого (например, закры­тое акционерное общество «Милавица»). Фирменное наиме­нование юридического лица определяется его учредителями при образовании юридического лица, указывается в его уч­редительных документах и подлежит регистрации путем вклю­чения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Юридическое лицо имеет исключительное право ис­пользовать фирменное наименование на товарах, их упа­ковке, в рекламе, вывесках, проспектах, счетах, печат­ных изданиях, официальных бланках и иной документа­ции, связанной с его деятельностью, а также при демон­страции товаров на выставках и ярмарках, которые прово­дятся на территории Республики Беларусь.

Товарным знаком и знаком обслуживания признается обозначение, способствующее отличию товаров или услуг одного лица от однородных товаров или услуг других лиц (п. 1 ст. 1017 ГК). Товарный знак идентифицирует товары, знак обслуживания — работы и услуги по признаку их изго­товителей или лиц, выполняющих работы либо оказываю­щих услуги.

Регулирование отношений по приобретению прав на товарный знак осуществляется Гражданским кодексом, Зако­ном Республики Беларусь от 5 февраля 1993 г. «О товарных знаках и знаках обслуживания», а также актами патентного ведомства.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистриро­ваны словесные обозначения, включая имена собствен­ные, сочетания цветов, буквенные, цифровые, изобрази­тельные, объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку, а также комбинации таких обозначений. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цве­те или цветовом сочетании (ст. 1017 ГК).

Товарный знак регистрируется в патентном органе. Ре­гистрация товарного знака действует в течение десяти лет с даты поступления заявки в патентный орган.

Свидетельство на товарный знак удостоверяет приори­тет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свиде­тельстве, и содержит изображение товарного знака.

Владелец товарного знака имеет исключительное право использовать товарный знак и распоряжаться им, а также право запрещать использование товарного знака другим лицам. Никто не может использовать охраняемый на территории Республики Беларусь товарный знак, на который выдано свидетельство, без разрешения его владельца (ст. 1019 ГК).

Географическим указанием признается обозначение, которое идентифицирует товар как происходящий с тер­ритории страны либо из региона или местности на этой территории, где определенное качество, репутация или дру­гие характеристики товара в значительной степени связы­ваются с его географическим происхождением (ст. 1024 ГК). Понятие «географическое указание» включает в себя понятия «наименование места происхождения товара» и «указание происхождения товара». Наименованием места происхождения товара признается название страны, насе­ленного пункта* местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара* особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для этого географического объекта природными условиями или иными факторами либо сочетанием природных условий и этих факторов (на­пример, Боржоми, кубинские сигары, французские Духи, русская водка, уральские самоцветы и т. п.).

Правовая охрана наименования места происхождения товара в Республике Беларусь предоставляется на основа­нии его регистрации в патентном органе или в силу между­народных договоров Республики Беларусь. На основании регистрации выдается свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара. Состав заявки на регистрацию и порядок предоставления права пользо­вания наименованием места происхождения товара опре­деляются в Законе Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. «О географических указаниях».

Международное частное право. Общие положения.

Основной вид обязательств в международном частном праве — это обязательства из договоров с иностранным элементом. Иностранный элемент в гражданско-правовом контракте проявляется точно в таких же формах, как в других отраслях МЧП. Право внешнеэкономических сделок является центральным институтом Особенной части МЧГІ. Внешнеэкономический договор представляет собой главную правовую форму осуществления внешнеторговой деятельности. Понятие внешнеэкономической сделки не унифицировано ни в национальном законодательстве, ни на универсальном международном уровне, ни в доктрине. Практически все ученые отмечают нестабильность этого понятия. Его определение дается путем перечисления особенностей подобных сделок: «пересечение» товаров и услуг через границу, необходимость таможенного регулирования, использование иностранной валюты и др. В современной практике основным критерием внешнеэкономического характера сделки считается признак, установленный в Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. — нахождение коммерческих предприятий — контрагентов в разных государствах.

Гражданско-правовой договор (контракт) представляет собой важнейший инструмент международного торгового оборота. Любой договор, предусмотренный национальным гражданским правом, потенциально является внешнеэкономической сделкой. По сравнению с внутренними гражданско-правовыми (хозяйственными договорами) внешнеэкономические сделки обладают весьма серьезной спецификой — внешнеэкономические сделки затрагивают правовое поле двух и более государств, а внутренние лежат в сфере действия только национального права.

Необходимо отличать гражданско-правовые контракты, просто отягощенные иностранным элементом, от внешнеэкономических сделок. Гражданско-правовые договоры с иностранным элементом заключаются на личном уровне, имеют разовый, нерегулярный характер и не оказывают влияния на международный торговый обо рот. Внешнеэкономические сделки составляют основу международной торговли. Это фундамент, центральное звено международного товародвижения. Такие сделки имеют «поточный» характер и в современной науке объединяются в понятие «макрологистика».

С точки зрения гражданско-правовых характеристик внешне экономические сделки обладают теми же признаками, что и внутренние хозяйственные договоры: юридически самостоятельным пред метом контракта, предусматривают определенные виды и способы исполнения, учитывают фактическую невозможность исполнения (в частности, некоммерческие риски — невозможность исполнения в результате объективных политических событий или ограничительных действий государства). Главные особенности внешнеторговых сделок: выполнение таможенных правил, повышенный риск неисполнения обязательства, правовая основа — в первую очередь унифицированные международные нормы.

Основная разновидность внешнеэкономических сделок — договор внешнеторговой (международной) купли-продажи товаров. Именно по его образцу моделируются другие виды внешнеторговых сделок — подряд, перевозка, кредит, дарение, хранение, поручение, страхование, лицензирование и т.д. Определенными особенностями и правовой спецификой отличаются встречные торговые сделки — экспортер берет обязательство приобрести в счет оплаты своих ставок товары импортера или обеспечить их приобретение другими средствами (бартерные сделки, встречные закупки, встречные по ставки, приграничная и прибрежная торговля). Особый вид внешних неторговых сделок составляют компенсационные и кооперационные соглашения, которые предусматривают целый комплекс дополнительных мероприятий и заключаются в основном с участием государства. В отдельную группу внешнеторговых сделок можно выделить контракты, которые используются как способы финансирования основного обязательства — финансовый лизинг, факторинг, форфейтинг.

Субъектами внешнеторговых сделок выступают индивидуальные предприниматели, национальные юридические лица, транснациональные объединения, офшорные компании, государства, международные юридические лица. Внешнеторговый контракт является основанием возникновения обязательств. С точки зрения характера внешнеэкономические обязательства могут быть возмездными и безвозмездными, односторонними, двусторонними и многосторонними. Как правило, внешнеэкономические контракты заключаются посредством использования оферты и акцепта. В основном все внешнеторговые контракты представляют собой сделки между отсутствующими.

В международном обычном праве разработаны базисные условия по внешнеэкономическим сделкам — момент перехода права собственности и риска случайной гибели товара наступает:

При железнодорожных перевозках — после передачи товара покупателю на границе.

При перевозках водным транспортом — на условиях инкотермс.

При почтовых отправлениях — с момента сдачи товара почте страны пребывания отправителя.

При автоперевозках транспортом продавца — после досмотра товара на границе.

При воздушных перевозках — после сдачи товара в стране покупателя.

Во всех случаях продавец не обязан страховать свой товар.

Наши рекомендации