Профессионально обусловленная структура личности специалиста

Подструктуры Социально-психологические и психофизио логические компоненты подструктур Профессионально обуслов­ленные ансамбли компонентов подструктур (ключевые квыалификации)
Профессиональ­ная направлен-ность Склонности, интересы, отношения, ожидания, установки мотивы Социально-профессиона­льные способности: готовность к кооперации, направленность на достижения, успех и профессиональный рост, корпоративность, надежность, со­циальная ответственность и др.
Профес­сиональ­ная ком­петент­ность Профессиональные знания, умения и навыки, квалификация Социально-правовая и эко­номическая компетент­ность, специальная компе­тентность, персональная компетентность (знания и умения, выходящие за рам­ки одной профессии), аутокомпетентность
Профессиональ-но важ­ные качества Внимательность, на­блюдательность, кре­ативность, решитель­ность, контактность, самоконтроль, самостоятельность и др. Профессиональная самостоятельность, социаль­но-профессиональный интеллект, способность к планированию технологических процессов, диагностические способности, профессиональная обильность, самоконтроль и др.
Профес­сионально значимые психофи­зиологи­ческие свойства Энергетизм, нейротизм, экстравертированность, зритель­но-двигательная ко­ординация, реактив­ность и др. Обобщенные профессио­нальные способности: ко­ординация действий, быст­рота реакции, глазомер, ручная сноровка, выносливость, стрессоустойчивость и др.

Профессиональное развитие — это психологиче­ские приобретения и потери, а значит, в процессе становления специалиста, профессионала происхо­дит не только совершенствование, но и разрушение, возникновение деформаций и профессионально не­желательных качеств. Каждая профессия имеет свой ансамбль профессионально нежелательных качеств, негативно влияющих на продуктивность профессио­нальной деятельности.

В наибольшей степени профессиональные дефор­мации развиваются у представителей социономиче-ских профессий, постоянно взаимодействующих с людьми: врачей, педагогов, работников сферы обслу­живания и правоохранительных органов, госслужа­щих, руководителей, предпринимателей и др.

У представителей этих профессий профессио­нальные деформации могут проявляться на четырех уровнях:

1. Общепрофессиональные деформации, типичные для работников данной профессии. Эти инвариант­ные особенности личности и поведения профессио­налов прослеживаются у большей части работников со стажем, хотя уровень выраженности данной груп­пы деформаций различен. Так, для врачей характерен синдром «сострадательной усталости», проявляю­щийся в эмоциональной индифферентности к стра­даниям больных. У работников правоохранительных органов развивается синдром «асоциальной перцеп­ции», при котором каждый гражданин воспринима­ется как потенциальный нарушитель; у руководите­лей — синдром «вседозволенности», выражающийся в нарушении профессиональных и этических норм, в стремлении манипулировать профессиональной жизнью подчиненных. Ансамбль общепрофессио­нальных деформаций делает работников профессии узнаваемыми, похожими.

2. Специальные профессиональные деформации, воз­никающие в процессе специализации по профессии. Любая профессия объединяет несколько специаль­ностей. Каждая специальность имеет свой состав де­формаций. Так, у следователя появляется правовая подозрительность, у оперативного работника — акту­альная агрессивность, у адвоката — профессиональ­ная изворотливость, у прокурора — обвинительность. Врачи разных специальностей тоже обрастают свои­ми деформациями. Терапевты ставят угрожающие диагнозы, хирурги циничны, медсестры черствы и равнодушны.

3. Профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психоло­гических особенностей личности: темперамента, спо­собностей, характера — на психологическую структуру деятельности. В результате складываются профессио­нально и личностно обусловленные комплексы:

• деформации профессиональной направленно­сти личности: искажение мотивации деятельности («сдвиг мотива на цель»), перестройка ценностных ориентации, пессимизм, скептическое отношение к новичкам и нововведениям;

• деформации, развивающиеся на основе ка­ких-либо способностей: организаторских, коммуни­кативных, интеллектуальных и др. (комплекс превос­ходства, гипертрофированный уровень притязаний,

завышенная самооценка, психологическая «гермети­зация», нарциссизм и др.);

• деформации, обусловленные чертами характера: ролевая экспансия, властолюбие, «должностная ин­тервенция», доминантность, индифферентность и др. Эта группа деформаций развивается в разных про­фессиях и не имеет четкой профессиональной ориен­тации.

4. Индивидуализированные деформации, обуслов­ленные особенностями работников самых различных профессий. В процессе многолетнего выполнения профессиональной деятельности, психологического сращивания личности и профессии отдельные про­фессионально важные качества, как, впрочем, и про­фессионально нежелательные, чрезмерно развива­ются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций. Это может быть сверхответствен­ность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм. Данные деформации можно назвать проявлениями «профес­сионального кретинизма».

Следствием всех этих деформаций являются ошибки, конфликты, кризисы и снижение продук­тивности профессиональной деятельности личности. Профессиональные деформации неизбежны. Каждая профессия имеет свой ансамбль деформа­ций. Их преодоление предполагает использование разнообразных личностно ориентированных техно­логий коррекции и реабилитации.

Глава 3

Наши рекомендации