Альтруистическое поведение и пол
Ш. Берн пишет, что «общепринятые стереотипы, описывающие женщин заботливыми и сочувствующими, наталкивают на мысль, что они должны больше, чем мужчины, помогать окружающим, тогда как в ходе метаанализа социально-психологических исследований готовности помочь, проведенного Игли и Кроули (Eagly, Crowley, 1986), выяснилось, что чаще помогают другим как раз мужчины, а не женщины» (2001, с. 115). Справедливость этого заключения подтверждается и работами отечественных психологов.
Изучение В. В. Абраменковой (1980) эмпатийности детей в возрасте 5-7 лет показало, что девочки в ситуации угрозы наказания в меньшей степени, чем мальчики, склонны проявлять гуманное отношение к сверстнице. Девочек больше заботит собственное благополучие, а мальчиков — благополучие товарища. Однако эта закономерность проявляется только в ситуации группового взаимодействия. В ситуации наедине с экспериментатором все меняется. Мальчиков в большей степени волнует собственное благополучие, девочки же в большей степени заботятся о благополучии сверстницы. Таким образом, делает вывод В. В. Абраменкова, группа сверстников различным образом влияет на гуманное поведение мальчиков и девочек дошкольного возраста. У мальчиков группа катализирует их способность к действенной идентификации, вызывает соревновательный азарт, взаимовлияние; у девочек таким катализатором является взрослый (экспериментатор). Девочки же более старательны и ответственны наедине с экспериментатором, очевидно, в силу того, что у них больше выражена ориентация на позицию взрослого, стремление отвечать его ожиданиям. Для мальчиков же большее значение имеет мнение сверстников.
Изучение В. В. Абраменковой (1987) этого вопроса на школьниках младших и средних классов показало, что на рубеже 9-10 лет выявленные соотношения «переворачиваются», т. е более гуманными к своим сверстникам оказываются девочки. Это подтверждается и в других работах, например в книге «Этнография детства» (1983): в возрасте 7-11 лет девочки более заботливы, гуманны в общении со сверстниками и младшими детьми, чем мальчики. В 12-13 лет различия в проявлении гуманности между мальчиками и девочками, по данным В. В. Абраменковой, исчезают.
А. Игли отмечает, что оказание помощи зависит от типа помогающих действий, которые предписываются гендерными ролями. Мужчины чаще проявляют сочувствие и альтруизм (оказывают помощь) в тех случаях, когда это касается галантного, рыцарского или героического поведения, в том числе по спасению людей даже с риском для собственного здоровья, особенно в присутствии других людей («героическая» и «кавалерская» помощь). Женщины чаще оказывают помощь, если требуется ее более уступчивая, услужливая форма, если необходимо заботиться о личных и эмоциональных потребностях других («заботливая помощь»). Женщины тратят больше времени на заботу о дошкольниках и престарелых родителях. Они покупают большую часть поздравительных открыток и подарков к дням рождения и праздникам (De Stefano, Colasanto, 1990).
Уход за больным супругом.Жены чаще жалуются на стресс, связанный с уходом за немощным супругом, чем мужья, хотя эта разница и не велика (B. Miller, 1990). Р. Пручно и Н. Рэш (R. Pruchno, N. Resch, 1989) предполагают, что отчасти это объясняется изменением половых ролей в семье, наблюдающимся в преклонном возрасте. Мужчины, которые с возрастом все больше ориентируются на семью, обеспечивают такой уход охотнее; женщинам же кажется, что они и так всю жизнь провели в заботах о семье.
Филантропия.Женщины более склонны к филантропии. Д. Майерс (2000) приводит данные, полученные в США, согласно которым среди людей, завещавших на благотворительные цели сумму свыше 5 миллионов долларов, было 48 %женщин и 35 % мужчин. Женские колледжи получают очень большие пожертвования от своих выпускниц.
Пол и бюджет времени
В ряде социологических исследований, проведенных в нашей стране в советское время, выявлены некоторые различия в бюджете времени лиц мужского и женского пола. Так, в исследовании В. А. Маловой (1972), проведенном на учащихся средних специальных учебных заведений, было выявлено, что девушки больше, чем юноши, тратят времени на учебу (особенно заметны различия при самостоятельной учебе), на хозяйственно-бытовые нужды, но меньше — на физиологические потребности. В результате девушки имеют меньше свободного времени, чем юноши (табл. 8.4).
Таблица 8.4. Общая структура недельного бюджета времени учащихся средних специальных учебных заведений, часы
Пол | Учебные занятия | Самостоятельная учеба | Хозяйственно-бытовые нужды | Физиологические потребности | Свободное время |
Юноши | 46,45 | 14,46 | 4,03 | 59,48 | 43,52 |
Девушки | 47,80 | 15,86 | 8,75 | 57,45 | 38,14 |
Структура недельного бюджета свободного времени также различалась у юношей и девушек. Девушки больше времени уделяли общественной работе, поездкам за город, прослушиванию лекций и докладов, радиопередач, чтению художественной литературы, прослушиванию грампластинок, беседам с друзьями, а юноши — занятиям физкультурой, играм в шахматы и шашки, любительским занятиям, просмотру телепередач, бездеятельному отдыху.
В исследовании И. П. Шаховой (1986) школьники оценивали по 5-балльной шкале те виды занятий, которым они уделяют больше всего своего свободного времени (табл. 8.5). При рассмотрении этих данных следует учесть, что в те годы, когда проводился опрос школьников, не были еще распространены, как сейчас, компьютерные игры. Поэтому реальная картина в наше время может быть несколько иной.
Таблица 8.5. Распределение свободного времени подростками и юношами в зависимости от пола, баллы
Занятие | Девочки | Мальчики | ||||||||||
Действительное | Желаемое | Действительное | Желаемое | |||||||||
Класс | ||||||||||||
Игра на музыкальном инструменте | 0,47 | 0,71 | 0,32 | 0,58 | 0,64 | 1,15 | 0,31 | 0,29 | 0,58 | 0,45 | 0,64 | — |
Спорт | 0,47 | 0,45 | 0,34 | 0,93 | 1,36 | 1,24 | 2,56 | 2,48 | 1,42 | 1,37 | 2,45 | 1,06 |
Просмотр телепередач | 1,66 | 1,32 | 0,82 | 0,49 | 0,50 | 0,15 | 1,35 | 1,62 | 1,63 | 0,45 | 0,75 | 0,35 |
Посещение театра | 0,38 | 0,43 | 0,76 | 1,49 | 1,37 | 2,24 | 0,20 | 0,22 | 0,11 | 0,61 | 1,00 | 0,41 |
Посещение кинотеатра | 1,98 | 1,33 | 0,30 | 1,36 | 1,07 | 0,53 | 1,45 | 1,15 | 1,16 | 0,91 | 1,00 | 1,35 |
Чтение | 1,87 | 2,64 | 2,87 | 1,18 | 2,01 | 1,29 | 1,87 | 2,04 | 3,32 | 0,69 | 1,67 | 2,42 |
Думать, размышлять | 0,36 | 0,82 | 1,40 | 0,22 | 0,38 | 0,47 | 0,25 | 0,51 | 0,74 | 0,13 | 0,30 | 0,59 |
Мастерить | 0,11 | 0,34 | 0,00 | 0,33 | 0,22 | — | 0,85 | 0,51 | 0,05 | 0,64 | 0,52 | 0,76 |
Принимать участие в делах класса, школы | 1,17 | 0,79 | 0,21 | 0,07 | 0,19 | 0,12 | 0,11 | 0,26 | — | — | 0,19 | — |
Общение с товарищами | 0,27 | 1,13 | 1,13 | 1,20 | 1,17 | 1,77 | 0,73 | 1,42 | 1,58 | 0,78 | 0,95 | 1,82 |
Как видно из таблицы, девочки 7-х классов больше всего тратят свободное время на посещение кино, чтение и просмотр телепередач и меньше всего — на общение с товарищами и на то, чтобы что-нибудь смастерить. Мальчики этого возраста больше всего тратят свое свободное время на занятия спортом, и значительно меньше — на чтение, посещение кино и просмотр телепередач и меньше всего — на посещение театра и общественные дела в школе.
В 8-м классе чтение занимает у девочек первое место с большим отрывом от прочих занятий. На втором и третьем местах у них посещение кино и просмотр телепередач. Общение с товарищами уходит с последних мест, а желание мастерить остается там же. У мальчиков этого класса ведущие занятия остаются теми же, что и в 7-м классе, как, впрочем, и отстающие.
В 9-м классе у девочек на чтение отводится еще больше времени. Общение с товарищами выходит на второе место, а на третье — время, отводимое размышлениям. У мальчиков этого класса тоже происходит существенное перераспределение свободного времени, отводимого на те или иные занятия. На первом месте, как и у девочек, чтение (но не потому, что так они хотят, а потому, что их вынуждает к этому школьная программа; чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить оценку реального времени, отводимого на чтение, с желаемым временем). Спорт со значительным отставанием переходит на четвертое место, а второе и третье места занимают просмотр телепередач и общение с товарищами. На последних местах по отводимому времени находятся посещение театра и желание мастерить.
Оценка реального времени, отводимого на те или иные занятия, часто не соответствует желаниям девочек. Так, они больше всего хотели бы в свободное время посещать театр и общаться с товарищами. У мальчиков желания больше согласуются с теми занятиями, которые они реально осуществляют.
Сходные результаты получены Ю. В. Борисовым (1971) на рабочих совхоза (табл. 8.6).
Таблица 8.6. Структура недельного бюджета времени трудящихся совхоза(процент затраченного времени от общего бюджета)
Вид деятельности | Мужчины | Женщины |
Работа в совхозе | 27,3 | 23,4 |
Домашняя работа | 10,8 | 16,5 |
Удовлетворение естественных потребностей (сон, прием пищи и т. д.) | 36,0 | 36,1 |
Занятия физкультурой | 2,3 | 1,3 |
Чтение газет, журналов, художественной литературы | 5,0 | 4,0 |
Игра в шахматы, шашки | 2,5 | 1,3 |
Прослушивание радиопередач, просмотр телевизионных передач | 7,3 | 7,3 |
Общественная работа | 0,8 | 0,8 |
Общение | 4,9 | 6,7 |