История развития методов восстановительного обучения
1. В период 19 и первой трети 20 века восстановление психических функций (в том числе речи при афазии) считалось невозможным. Такое представление было связано с концепцией прямой локализации психических функций в узких участках, «центрах» коры головного мозга. Считалось, что восстановление невозможно после очагового поражения мозга, которое разрушает соответствующий «центр».
Толчком к развитию идей узкой локализации психических процессов послужили открытия Брока (1861, открытие моторной афазии – 44 поле, нижняя часть задней лобной извилины) и Вернике (1872, сенсорная афазия – 22 поле, задняя треть височной извилины). Эти открытия породили волну исследований, попыток локализовать и остальные функции в узких участках мозга.
2. Кризис психоморфологизма – возник в результате бурного развития психологии, неврологии, физиологии и др.
Появилось новое учение – «антилокализиционизм». Представители этого учения считали, что элементарные психические процессы (зрение, слух, чувствительность) локализуются в ограниченных участках мозга, а сложные ВПФ являются результатом работы всего мозга в целом. Все части мозга рассматривались как эквипотенциальные (равноценные, неспецифические). Нарушение психической функции и ее восстановление зависит от пораженной массы, а не от локализации поражения.
Восстановление возможно путем викариата (перемещение функции в сохранные участки мозга), или вовсе невозможно при большой пораженной массе мозга.
3. Пересмотр советскими учеными этих представлений во время ВОВ.
Теоретические основы восстановления высших психических функций (ВПФ).
Общая теория развития ВПФ. Эта теория преодолела обособление психического, включила ее в контекст реальной жизни, деятельности человека.
Ø связь структур и функций не односторонняя, а двухсторонняя. Пример: структура и функции письма.
Ø ВПФ развивались будучи опосредованы обучением. Была показана роль обучения в формировании ВПФ. Пример: ясельные и домашние дети.
Обучение – естественное состояние человека. Человек всегда обучается, как только рождается. Поэтому Лурия решил сделать обучение методом восстановления ВПФ у в/сл.
Пересмотр представлений о ВПФ.
Особенности ВПФ:
Ø общественно-историческое происхождение ВПФ.
ВПФ формируются прижизненно путем усвоения социального опыта.
Ø ВПФ формируются под влиянием окружающего предметного мира и людей, с которыми он вступает во взаимодействие, овладевая при этом языком и речью сначала как средством общения, а затем – как средством познания.
Ø ВПФ имеют опосредственное строение (через речь). Слово может замещать предметы и явления в их отсутствие. Пример: мы записываем, чтобы запомнить. Письмо здесь является опосредованным для памяти и понимания. Пример: узелок – как способ запомнить, опосредование памяти.
Ø системное строение ВПФ, опирающееся на ФС мозга, способную к пластичному изменению.
Ø произвольность ВПФ
ВПФ – сложные саморегулирующиеся процессы, социальные по своему происхождению, опосредствованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу своего функционирования.
Закономерности нарушения ВПФ:
1) При органических поражениях мозга ВПФ не распадаются, а наступает их дезинтеграция
2) Выпадает тот или иной психофизиологический фактор
3) Выпадение фактора ведет к системному нарушению всей функции в целом
4) При поражении одного участка мозга могут нарушаться сразу несколько психических функций
5) Одна и та же функция может быть нарушена при поражении разных участков мозга
ЛОКАЛИЗАЦИЯ ОЧАГА ПОРАЖЕНИЯ НЕ СОВПАДАЕТ С ЛОКАЛИЗАЦИЕЙ СИМПТОМА (ФУНКЦИИ)!!!
Очаговое поражение нарушает лишь одно звено ФС, это приводит к системному нарушению, но не к выпадению всей функции в целом. НПР должна опираться на сохранные звенья!!!!!
Учение о ФС Анохина.
Психофизиологической основой психических функций является ФС.
ФС– единица интеграции целого организма, складывающаяся для достижения важного для организма приспособительного результат. ФС не появляются в готовом виде, они формируются прижизненно путем предметной деятельности и общения.
Состав ФС (по П.К. Анохину):
- афферентный синтез (доминирующая мотивация/обстановочная афферентация/пусковая афферентация/аппараты памяти). Развитие идет по пути сужения афферентаций, выделения «ведущей», и ухода остальных в «резервный фонд».
- принятие решения,
- эфферентный синтез,
- формирование действия, и, наконец,
-акцептор результатов действия (обратные афферентации) оценка достигнутого результата. При отклонении от конечного результата «резервные» афферентации снова вступают в работу.
Хар-ки ФС:
Ø гетерохронны в своем развитии (части ФС не созревают одновременно)
Ø каждая ФС полирецепторна т.е она обладает оперделенным набором афферентных сигналов, идущих с различных участков мозга. Эти сигналы образуют афферентное поле, которое обеспечивает нормальную работу ФС.
Ø принцип фрагментации органа - элементы ФС созревают избирательно, только необходимые – принцип опережающего развития
Ø принцип консолидации - объединение элементов ФС и функционирование их как единое целое
Ø принцип минимального обеспечения - все компоненты ФС достигают оптимального уровня зрелости
Системогенез– это избирательное и ускоренное по темпам развитие в эмбриогенезе разных по качеству и локализации структурных образований, которые консолидируясь в целое образуют функциональную систему, обеспечивающую нарожденному организму выживании.
Системогенез – это приобретение новых функций и преобразование имеющихся, образование систем.