VII. Психология общения

Вопрос 117. Функции и структура общения ..........................................................226

Вопрос 118. Коммуникативная компетентность.

Стратегии, тактики, виды общения.........................................................................228

Вопрос 119. Виды общения ......................................................................................229

Вопрос 120. Трансактный анализ общения .............................................................230

Вопрос 121. Вербальные и невербальные средства общения…………………….231

Вопрос 122. Общение как восприятие людьми друг друга……………..………. 233

Вопрос 123. Типичные искажения восприятия

и понимания людей.....................................................................................................235

Вопрос 124. Синтоническая модель общения .........................................................238

Вопрос 125. Теории межличностного взаимодействия …………………………..241

Вопрос 126. Социальное влияние: внушаемость, конформизм,

подчинение………………………..…………………………………………………242

Вопрос 127. Взаимоотношения человека и группы................................................245

Вопрос 128. Убеждение, внушение, заражение как механизмы

психологического воздействия.................................................................................247

Вопрос 129. Методы психологического воздействия.............................................248

Вопрос 130. Группы и коллективы...........................................................................251

Вопрос 131. Формирование коллектива...................................................................252

Вопрос 132. Методы психологического исследования

межличностных отношений. Социометрия ............................................................256

Вопрос 133. Межгрупповые отношения и взаимодействия …………………….. 258

Вопрос 134. Этническое взаимодействие и этнические

конфликты....................................................................................................................261

Вопрос 135. Лидерство...............................................................................................263

Вопрос 136. Стили управления..................................................................................264

Вопрос 137. Эффективность руководства.................................................................265

Вопрос 138. Психологические требования к менеджеру.........................................266

VII. Педагогическая психология и педагогика

Вопрос 139. Предмет педагогической психологии

и педагогики.................................................................................................................268

Вопрос 140. Категории педагогики............................................................................269

Вопрос 141. Педагогические принципы....................................................................272

Вопрос 142. Педагогический процесс.......................................................................273

Вопрос 143. Учебная деятельность............................................................................275

Вопрос 144. Стратегия интериоризацин — стратегия

формирования новых знаний и способностей ……………………………………278

Вопрос 145. Стратегия экстериоризации и стратегия проблематизации………..281

Вопрос 146. Психологические факторы обучения..................................................282

Вопрос 147. Структура педагогичесской деятельности .........................................285

Вопрос 148. Методы обучения...................................................................................288

Вопрос 149. Традиционное обучение........................................................................290

Вопрос 150. Программированное обучение.............................................................291

Вопрос 151. Проблемное обучение...........................................................................293

Вопрос 152. Деловые учебные игры..........................................................................294

Вопрос 153. Производственно-профессиональное обучение……………………. 296

Вопрос 154. Педагогическое проектирование..........................................................297

Вопрос 155. Профессионально важные качества педагогическо­го общения…....299

I. Введение в психологию

ВОПРОС 1

Возникновение психологии как науки

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности пси­хического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализ­ма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, возникающее из шаровид­ных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но идеалист-фи­лософ Платон понимал душу человека как что-то божествен­ное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где позна­ет идеи — вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоя­тельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выде­лил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельнос­ти: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека — ощущение, оно при­нимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому, как «воск принимает оттиск печати без железа и золота». Ощущения оставляют след в виде представ­лений — образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соеди­няются в трех направлениях: по сходству, по смежности и кон­трасту, тем самым указав основные виды связей — ассоциаций психических явлений.

Таким образом, I этап — психология как наука о душе. Та­кое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX в. Задача психологии — ставить эксперименты и наблю­дать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

История психологии как экспериментальной науки начина­ется в 1879 г. в основанной в Лейпциге немецким психологом Вильгельмом Вундтом первой в мире экспериментальной пси­хологической лаборатории. Вскоре, в 1885 г., Бехтерев В. М. организовал подобную лабораторию в России.

ВОПРОС 2

Отрасли психологии

Современная психология представляет собой широко раз­вернутую область знаний, включающую ряд отдельных дис­циплин и научных направлений.

Сфера психологической науки сейчас представляет собой сильно разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин, развивающихся на границах со многими науками о природе, обществе и человеке. Запросы практической деятель­ности людей и общества побуждают формирование и развитие новых психологических дисциплин, например, инженерная психология, космическая психология, педагогическая психоло­гия и т. п. (это практические-эмпирические причины). С дру­гой стороны, в психологию входят новые методы исследова­ния и познания, например, использование физических мето­дов в психологии породило возникновение экспериментальной психологии, психофизики, а использование методов физиоло­гии в психологии сформировало психофизиологию, внедрение математических методов — обусловило формирование матема­тической психологии, инженерной психологии, бионики (это познавательные гносеологические причины разветвления пси­хологических наук).

Общая психология выполняет ряд функций:

— теоретическую функцию обобщения: обобщает научные достижения различных психологических отраслей, сводит их в единую систему, осуществляет опережающие разработки, ко­торые помогут психологическим отраслям взглянуть на свои исследовательские проблемы по новому;

— методологическую функцию: формулирует методологи­ческие принципы психологических исследований, методы ис­следований.

Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, возрастную, инженерную психологию, психоло­гию труда, клиническую психологию и психофизиологию, диф­ференциальную психологию. Особенности психики животных изучает зоопсихология.

Сравнительная психология сопоставляет различные ступени психического развития и поведения у животных в эволюци­онном ряду, показывает, в чем проявляется связь психики че­ловека с животными и в чем психика человека кардинально отличается от психики животных, как происходит выделение человека из природы за счет накопления индивидуального опыта и коллективного опыта совместной трудовой деятельности, ре­чевого общения, передачи общественно-исторического опыта через орудия, продукты труда, искусство, науку, культуру.

Психика человека изучается другими отраслями психоло­гии. Возрастная психология изучает закономерности развития психики нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастно­му периоду, от младенчества до старости, и в связи с этим де­лится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, психологию старости (геронтопсихология). Детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ус­корения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимо­отношения с людьми, с группой, психологическую совмести­мость людей, социально-психологические проявления в боль­ших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на раз­личные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, вос­питания.

Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда — рассматривает психологи­ческие особенности трудовой деятельности человека, законо­мерности развития трудовых навыков. Инженерная психоло­гия — изучает закономерности процессов взаимодействия че­ловека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автомати­зированных систем управления, новых видов техники. Авиа­ционная, космическая психология анализирует психологичес­кие особенности деятельности летчика, космонавта.

Медицинская психология изучает психологические особен­ности деятельности врача и поведения больного, разрабатыва­ет психологические методы лечения и психотерапии. В рамки клинической психологии, изучающей проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психичес­кие изменения, как обособленный раздел входит патопсихоло­гия, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Психофизиология (изучающая психические функции мозга) и бионика (изучающая нервно-психическую деятельность мозга как саморегулирующейся системы) прежде всего изуча­ют человека как биологического индивида, существование ко­торого зависит от функционирования мозга.

Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология — индивидуальные различия в психике людей.

Юридическая психология изучает психологические особен­ности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к доп­росу и т, п.), психологические проблемы поведения и форми­рования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека и условиях боевых действий.

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма да­леко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования — факты, законо­мерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию — с техническими науками, через педагогическую психологию — с педагогикой, через со­циальную психологию— с общественными а социальными науками и т, д.).

Прикладные области психологии, или практическая психо­логия, все шире входят в нашу жизнь. Годфруа выделяет следующие специальности психологов-практиков: клинический психолог, школьный психолог, промышленный психолог, педагогический психолог, психолог-эргономист, психолог-кон­сультант.

Клинические психологи работают в центрах психическогоздоровья, больницах и консультационных кабинетах. Чаще все­го они имеют дело с людьми, которые жалуются на подавлен­ность, раздражительность, слезливость, бессонницу, чувство одиночества, утрату радости жизни, трудности взаимопонима­ния с людьми, всевозможные страхи (например, страх езды в транспорте является частой причиной обращения к специалис­ту), депрессию, нарушения деятельности различных функцио­нальных систем и органов (головные боли, боли в сердце, за­болевания желудочно-кишечного тракта, бесплодие и гинеко­логические заболевания, когда врачи не находят объективной патологии, а орган ведет себя как «больной*), состояние трево­ги, выражающееся в функциональных расстройствах эмоцио­нального или сексуального плана, или же на трудности в пре­одолении неурядиц повседневной жизни. Психолог должен уяснить себе суть и причины проблемы путем бесед с пациен­том или психологического обследования, с тем чтобы выбрать и применить наиболее подходящую психотерапию.

Психолог-консультант должен облегчить налаживание кон­структивного диалога между супругами или между родителя­ми и детьми с тем, чтобы они могли разрешить свои пробле­мы. Большую работу проводят психологи-консультанты, уча­ствующие в работе «телефона доверия», в различных центрах по предупреждению самоубийств, по борьбе с наркоманией или преступлениями против личности, жертвами которых чаще все­го оказываются женщины и дети. Психологи-консультанты обычно имеют специализацию, (трудно быть специалистом-универсалом, «невозможно все делать хорошо»): например се­мейный психолог-консультант занимается проблемами супру­гов и родительско-детских отношений, детский психолог-кон­сультант помогает в решении проблем в связи с осложнения­ми в развитии или воспитании детей, а в кризисных центрах для наркоманов и жертв насилия работают в основном клини­ческие психологи.

Школьный и промышленный психолог помогают учащим­ся или служащим выбрать специальность или работу, наибо­лее соответствующую их интересам и способностям. Школь­ный психолог также оказывает поддержку учащимся, у кото­рых возникают трудности в учебном процессе, во взаимоотно­шениях с родителями и педагогами, помогает учащемуся разрешить свои проблемы или рекомендует соответствующую пси­хотерапию. Промышленный психолог часто играет важную роль в разрешении конфликтов между рабочими и предпринимате­лями, в оптимизации взаимодействия людей -на производстве, занимается вопросами рекламы продукции предприятия. Пе­дагогический психолог занимается разработкой наиболее эф­фективных методов обучения, проводит психологический тре­нинг с преподавателями. Психолог-эргономист на основе на­копленных знаний о поведении и психических возможностях людей дает рекомендации конструкторам машин и техничес­ких устройств о наилучшем расположении рычагов управле­ния, средств отображения информации, оценивает интенсив­ность шума и освещенность, приемлемые для человека в дан­ных условиях и т. п.

ВОПРОС 3

Наши рекомендации