VII. Психология общения
Вопрос 117. Функции и структура общения ..........................................................226
Вопрос 118. Коммуникативная компетентность.
Стратегии, тактики, виды общения.........................................................................228
Вопрос 119. Виды общения ......................................................................................229
Вопрос 120. Трансактный анализ общения .............................................................230
Вопрос 121. Вербальные и невербальные средства общения…………………….231
Вопрос 122. Общение как восприятие людьми друг друга……………..………. 233
Вопрос 123. Типичные искажения восприятия
и понимания людей.....................................................................................................235
Вопрос 124. Синтоническая модель общения .........................................................238
Вопрос 125. Теории межличностного взаимодействия …………………………..241
Вопрос 126. Социальное влияние: внушаемость, конформизм,
подчинение………………………..…………………………………………………242
Вопрос 127. Взаимоотношения человека и группы................................................245
Вопрос 128. Убеждение, внушение, заражение как механизмы
психологического воздействия.................................................................................247
Вопрос 129. Методы психологического воздействия.............................................248
Вопрос 130. Группы и коллективы...........................................................................251
Вопрос 131. Формирование коллектива...................................................................252
Вопрос 132. Методы психологического исследования
межличностных отношений. Социометрия ............................................................256
Вопрос 133. Межгрупповые отношения и взаимодействия …………………….. 258
Вопрос 134. Этническое взаимодействие и этнические
конфликты....................................................................................................................261
Вопрос 135. Лидерство...............................................................................................263
Вопрос 136. Стили управления..................................................................................264
Вопрос 137. Эффективность руководства.................................................................265
Вопрос 138. Психологические требования к менеджеру.........................................266
VII. Педагогическая психология и педагогика
Вопрос 139. Предмет педагогической психологии
и педагогики.................................................................................................................268
Вопрос 140. Категории педагогики............................................................................269
Вопрос 141. Педагогические принципы....................................................................272
Вопрос 142. Педагогический процесс.......................................................................273
Вопрос 143. Учебная деятельность............................................................................275
Вопрос 144. Стратегия интериоризацин — стратегия
формирования новых знаний и способностей ……………………………………278
Вопрос 145. Стратегия экстериоризации и стратегия проблематизации………..281
Вопрос 146. Психологические факторы обучения..................................................282
Вопрос 147. Структура педагогичесской деятельности .........................................285
Вопрос 148. Методы обучения...................................................................................288
Вопрос 149. Традиционное обучение........................................................................290
Вопрос 150. Программированное обучение.............................................................291
Вопрос 151. Проблемное обучение...........................................................................293
Вопрос 152. Деловые учебные игры..........................................................................294
Вопрос 153. Производственно-профессиональное обучение……………………. 296
Вопрос 154. Педагогическое проектирование..........................................................297
Вопрос 155. Профессионально важные качества педагогического общения…....299
I. Введение в психологию
ВОПРОС 1
Возникновение психологии как науки
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, возникающее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но идеалист-философ Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи — вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.
Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека — ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому, как «воск принимает оттиск печати без железа и золота». Ощущения оставляют след в виде представлений — образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей — ассоциаций психических явлений.
Таким образом, I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX в. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 г. в основанной в Лейпциге немецким психологом Вильгельмом Вундтом первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 г., Бехтерев В. М. организовал подобную лабораторию в России.
ВОПРОС 2
Отрасли психологии
Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений.
Сфера психологической науки сейчас представляет собой сильно разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин, развивающихся на границах со многими науками о природе, обществе и человеке. Запросы практической деятельности людей и общества побуждают формирование и развитие новых психологических дисциплин, например, инженерная психология, космическая психология, педагогическая психология и т. п. (это практические-эмпирические причины). С другой стороны, в психологию входят новые методы исследования и познания, например, использование физических методов в психологии породило возникновение экспериментальной психологии, психофизики, а использование методов физиологии в психологии сформировало психофизиологию, внедрение математических методов — обусловило формирование математической психологии, инженерной психологии, бионики (это познавательные гносеологические причины разветвления психологических наук).
Общая психология выполняет ряд функций:
— теоретическую функцию обобщения: обобщает научные достижения различных психологических отраслей, сводит их в единую систему, осуществляет опережающие разработки, которые помогут психологическим отраслям взглянуть на свои исследовательские проблемы по новому;
— методологическую функцию: формулирует методологические принципы психологических исследований, методы исследований.
Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию. Особенности психики животных изучает зоопсихология.
Сравнительная психология сопоставляет различные ступени психического развития и поведения у животных в эволюционном ряду, показывает, в чем проявляется связь психики человека с животными и в чем психика человека кардинально отличается от психики животных, как происходит выделение человека из природы за счет накопления индивидуального опыта и коллективного опыта совместной трудовой деятельности, речевого общения, передачи общественно-исторического опыта через орудия, продукты труда, искусство, науку, культуру.
Психика человека изучается другими отраслями психологии. Возрастная психология изучает закономерности развития психики нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду, от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, психологию старости (геронтопсихология). Детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.
Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда — рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология — изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта.
Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. В рамки клинической психологии, изучающей проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения, как обособленный раздел входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.
Психофизиология (изучающая психические функции мозга) и бионика (изучающая нервно-психическую деятельность мозга как саморегулирующейся системы) прежде всего изучают человека как биологического индивида, существование которого зависит от функционирования мозга.
Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология — индивидуальные различия в психике людей.
Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т, п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека и условиях боевых действий.
Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования — факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию — с техническими науками, через педагогическую психологию — с педагогикой, через социальную психологию— с общественными а социальными науками и т, д.).
Прикладные области психологии, или практическая психология, все шире входят в нашу жизнь. Годфруа выделяет следующие специальности психологов-практиков: клинический психолог, школьный психолог, промышленный психолог, педагогический психолог, психолог-эргономист, психолог-консультант.
Клинические психологи работают в центрах психическогоздоровья, больницах и консультационных кабинетах. Чаще всего они имеют дело с людьми, которые жалуются на подавленность, раздражительность, слезливость, бессонницу, чувство одиночества, утрату радости жизни, трудности взаимопонимания с людьми, всевозможные страхи (например, страх езды в транспорте является частой причиной обращения к специалисту), депрессию, нарушения деятельности различных функциональных систем и органов (головные боли, боли в сердце, заболевания желудочно-кишечного тракта, бесплодие и гинекологические заболевания, когда врачи не находят объективной патологии, а орган ведет себя как «больной*), состояние тревоги, выражающееся в функциональных расстройствах эмоционального или сексуального плана, или же на трудности в преодолении неурядиц повседневной жизни. Психолог должен уяснить себе суть и причины проблемы путем бесед с пациентом или психологического обследования, с тем чтобы выбрать и применить наиболее подходящую психотерапию.
Психолог-консультант должен облегчить налаживание конструктивного диалога между супругами или между родителями и детьми с тем, чтобы они могли разрешить свои проблемы. Большую работу проводят психологи-консультанты, участвующие в работе «телефона доверия», в различных центрах по предупреждению самоубийств, по борьбе с наркоманией или преступлениями против личности, жертвами которых чаще всего оказываются женщины и дети. Психологи-консультанты обычно имеют специализацию, (трудно быть специалистом-универсалом, «невозможно все делать хорошо»): например семейный психолог-консультант занимается проблемами супругов и родительско-детских отношений, детский психолог-консультант помогает в решении проблем в связи с осложнениями в развитии или воспитании детей, а в кризисных центрах для наркоманов и жертв насилия работают в основном клинические психологи.
Школьный и промышленный психолог помогают учащимся или служащим выбрать специальность или работу, наиболее соответствующую их интересам и способностям. Школьный психолог также оказывает поддержку учащимся, у которых возникают трудности в учебном процессе, во взаимоотношениях с родителями и педагогами, помогает учащемуся разрешить свои проблемы или рекомендует соответствующую психотерапию. Промышленный психолог часто играет важную роль в разрешении конфликтов между рабочими и предпринимателями, в оптимизации взаимодействия людей -на производстве, занимается вопросами рекламы продукции предприятия. Педагогический психолог занимается разработкой наиболее эффективных методов обучения, проводит психологический тренинг с преподавателями. Психолог-эргономист на основе накопленных знаний о поведении и психических возможностях людей дает рекомендации конструкторам машин и технических устройств о наилучшем расположении рычагов управления, средств отображения информации, оценивает интенсивность шума и освещенность, приемлемые для человека в данных условиях и т. п.
ВОПРОС 3