Рабочая программа курса

ОСНОВЫ КУРСА

«ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

Учебно-методическое пособие для студентов

заочного обучения

Тюмень 2006

Основы курса «Психология и педагогика». Учебно-методическое пособие для студентов заочного обучения Тюменского государственного архитектурно-строительного университета. Дерябин Юрий Иванович, Дерябина Валентина Алексеевна. – Тюмень: ТюмГАСУ, 2006. – 333 с.

Рецензенты: Михеева Е.М. д.ф.н., профессор

Табуркин В.И. д.ф.н., профессор

Минаков В.Б. к.ф.н., доцент

Настоящее учебно-методическое пособие разработано в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и учебных планов специальностей факультета заочного обучения ТюмГАСУ. Пособие представляет собой учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения и включает в себя все материалы для самостоятельного изучения курса «Психология и педагогика». Основной задачей предлагаемого пособия является общее знакомство с основными разделами психологии и педагогики, несколько большее внимание уделено индивидуально-психологическим особенностям личности, общению, межличностному познанию, управлению эмоциями, что соответствует в целом будущей профессиональной деятельности студентов. При изложении теоретического курса психологии и педагогики там, где это было возможно, студентам было показано, каким образом научные знания могут быть использованы в их будущей специальности. Учебное пособие предназначено для подготовки к лекциям, семинарам, практикумам студентам, обучающихся с использованием дистанционных методов по дисциплине «Психология и педагогика».

Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры гуманитарных и социальных наук и УМС ТюмГАСУ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ_ 3

Предисловие_ 6

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА_ 8

Глава 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ_ 12

1.1. Психика как предмет психологии. Психологические факты и их особенности_ 12

1.2. Свойства психики человека_ 14

1.3. Классы психических явлений_ 16

1.4. Разделы и методы психологии_ 17

1. 5. История развития психологической науки_ 21

Глава 2. СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ_ 32

2.1. Содержание сознания: чувственная ткань, значения, смыслы_ 32

2.2. Самосознание, его уровни и центральные характеристики_ 33

2.3. Самооценка и самоуважение как компоненты самосознания. Способы самоутверждения 35

2.4. Бессознательное, его признаки и основные формы_ 36

2.5. Психологическая защита личности_ 38

Глава 3. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: ОЩУЩЕНИЕ. ВОСПРИЯТИЕ. ВНИМАНИЕ 42

3.1. Психологическая характеристика ощущений: понятие, виды и свойства_ 42

3.2. Психологическое определение восприятия и его основные свойства_ 46

3.3. Психологическое время и психологическое пространство как виды восприятия_ 47

Глава 4. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. ПАМЯТЬ. МЫШЛЕНИЕ. ВООБРАЖЕНИЕ_ 56

4.1. Психологическая характеристика памяти: понятие, процессы, виды, факторы эффективного запоминания_ 56

4.2. Психологическая специфика мышления: понятие, виды, развитие образного мышления у детей 64

4.3. Психологическая характеристика воображения: понятие, виды, способы создания образов творческого воображения_ 67

Глава 5. ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ_ 74

5.1. Понятие темперамента и его психологические свойства_ 74

5.2. Психологическая характеристика типов темперамента и принципы учета темперамента в деятельности_ 76

5.3. Понятие характера. Личность и характер, его структура и акцентуации. Условия формирования характера_ 79

5.4. Понятие «способности», их структура и условия формирования_ 85

Глава 6. ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ_ 93

6.1. Понятие эмоций, их функции и свойства_ 93

6.2. Основные элементы эмоциональной сферы личности_ 96

6.3. Психологическая характеристика стресса_ 102

Глава 7. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОЗНАНИЯ_ 108

7.1. Понятие межличностного познания_ 108

7.2. Межличностное восприятие, его механизмы и эффекты_ 109

7.3. Межличностное взаимопонимание, его способы и механизмы_ 111

7.4. Психологическое мышление и типичные формы его проявления_ 112

7.5. Фундаментальная ошибка атрибуции. Факторы точности межличностного познания 113

Глава 8. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ_ 118

8.1. Понятие межличностных отношений, их признаки и содержание 118

8.2. Межличностная аттракция_ 120

8.3. Стадии развития межличностных отношений_ 122

Глава 9. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ_ 127

9.1. Понятие общения. Содержание, цель, средства общения_ 127

9.2. Межличностное общение, его функции. Барьеры общения_ 130

9.3. Психологическое пространство общения_ 132

9.4. Психологическое влияние и его основные виды_ 134

Глава 10. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК СИСТЕМА. ОБРАЗОВАНИЕ. ОБУЧЕНИЕ. ВОСПИТАНИЕ_ 139

10.1. Предмет и основные категории педагогики_ 139

10.2. Понятие дидактики. Теории и технологии обучения_ 142

10.3. Психологическое понимание воспитания: социализация и воспитание, особенности воспитания, критерии воспитанности, типы воспитания_ 148

10.4. Семья как субъект педагогического воздействия и социокультурная среда воспитания и развития личности_ 151

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА» 156

ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ КОНТРОЛЬНЫМ СОБЕСЕДОВАНИЯМ_ 227

ИТОГОВЫЙ ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО КУРСУ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ 251

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ_ 273

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ И БИЛЕТЫ_ 274

Глоссарий_ 303

Литература_ 327

Предисловие

Уважаемые студенты! Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему окружающие люди, особенно те из них, кто во многом похож на вас по своим увлечениям, интересам, жизненным ценностям, возрасту, по-разному воспринимают жизнь: кто-то из них считает себя удачливым и счастливым, а кто-то не уверен в себе, испытывает постоянные разочарования в друзьях, супругах, избранной профессии, ищет и не находит те позитивные эмоции, которыми бывают так «богаты» другие. По всей вероятности, это прежде всего связано с тем, что каждый из нас имеет определенный психологический опыт: житейские знания о людях, о себе, возникающие на основе наблюдения за другими и самонаблюдения, из личного опыта межличностного общения и т.п. Есть он и у вас. Но какой бы богатый у нас не был житейский психологический опыт, мы в любом случае ограничены его рамками и пытаемся найти объяснение психическим явлениям, исходя из контекста своих жизненных ситуаций, а также из особенностей своей личности. Этим обстоятельством объясняется то, почему мы иногда замечаем в других то, что прежде всего нам свойственно самим. Именно по этой причине мы не всегда адекватно воспринимаем и оцениваем людей, испытываем трудности и допускаем ошибки при решении психологических задач, возникающих в нашей жизни.

А что же дает нам изучение психологической науки? Прежде всего познавать и понимать других не только с помощью сопереживания и постановки себя на их место, но и, используя определенные законы психики, разрабатывать обобщенные принципы общения и поведения с ними. Психические явления обнаруживают себя в любых сферах нашего бытия: в семье, на производстве, в условиях учебной деятельности, в быту, в межличностных отношениях, в политике, в бизнезе и т.п. Поэтому важно уметь широко охватывать и обобщать многообразные психические явления, а для этого необходимо видеть их главные признаки. Так вот в этом нам и помогает психологическая наука.

Эта наука учит человека не только понимать окружающих людей и строить с ними благоприятные межличностные отношения, но и дает возможность овладеть научными методами познания самого себя и наиболее полного раскрытия своего личностного потенциала. Интерес к психологии всегда связывался с естественной потребностью человека в познании самого себя. Психология изучает то, что есть у каждого из нас. Ведь речь идет в ней об ощущениях, о памяти, о внимании, о темпераменте, о характере и т.п., то есть о том, что составляет содержание нашей психики. Люди, по-настоящему владеющие научными знаниями и методами психологии, значительно меньше страдают от стрессовых ситуаций и эмоциональных перегрузок, они менее подвержены воздействию манипуляции со стороны других людей, уверены в себе, обладают чувством собственного достоинства, умеют устанавливать со многими людьми стабильные и позитивные межличностные отношения. Это все вместе взятое позволяет им не только достичь значительных успехов в жизни, но и ощущать себя счастливым.

Однако подчеркнем: одного желания изучать психологию (каким бы оно сильным у нас ни было!) еще недостаточно для её подлинного усвоения. Необходима определенная система самостоятельной работы по усвоению и пониманию психологических знаний. Без этой системы невозможно научиться самостоятельному поиску (который сродни исследовательской деятельности) по добыванию ответов на насущные жизненные проблемы.

Самостоятельная работа как система имеет свою структуру, включающая в себя следующие компоненты:

1. Чтение и осмысливание конспектов лекций. Обратите внимание: после каждой лекции имеются вопросы для самопроверки и задания для самостоятельной работы. Их цель: разъяснить и закрепить заложенную в лекциях информации. Выполнение этих заданий и понимание материала лекций являются взаимосвязанными процессами, что и необходимо учитывать при самостоятельном работе над курсом.

2. Чтение, комментирование и конспектирование учебной и научной литературы. Роль учебника в самостоятельной работе заключается в том, чтобы помочь студенту сориентироваться в системе обязательных знаний по данному предмету, не претендуя на глубокое их раскрытие и подробное доказательство. Чтобы углубить свои знания по предмету, необходимо изучать затронутый круг вопросов по рекомендованной научной литературе.

3. Выполнение контрольной работы, которая должна защищаться на кафедре. Это условие является обязательным для допуска к зачету или экзамену. Более конкретные методические рекомендации по выполнению каждого типа контрольных заданий содержится в разделе данного пособия: «Правила разработки и оформления контрольной работы», которые необходимо изучить перед её выполнением.

4. Подготовка к экзаменам и зачетам, которая будет определяться тем, в какой форме будут проведены данные формы контроля знаний. Это может быть: а) традиционная форма, при которой преподаватель по билетам или вопросам индивидуально выслушивает каждого студента; б) экзамен или зачет в письменной форме; в) тестирование.

Настоящее учебно-методическое пособие составлено в контексте выделенных компонентов самостоятельной работы. Каждая лекция сопровождается вопросами для самопроверки и заданиями для самостоятельной работы. Кроме этого, задания для итоговой контрольной работы, представленные в данном пособии, составлены с учетом содержания лекций и глоссария. Этим же требованиям отвечает итоговый тестовый контроль, который может использоваться студентами при подготовке к зачету и экзамену.

Важно при изучении психологии использовать все выделенные нами элементы самостоятельной работы, так как только в этом случае психологические знания навсегда останутся в вашем сознании в обобщенном и систематизированном виде. Это, в свою очередь, даст вам возможность не только глубже познать самого себя, но и соединить психологические знания и умения с вашей будущей профессией, повысив тем самым свою профессиональную компетентность. Особенно это имеет отношение к тем профессиям, где специалисту предстоит работать с людьми.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

Рабочая программа курса составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования 2000 года. «Направление подготовки дипломированного специалиста. 653500 Строительство».

Наши рекомендации