Раздел II. Развитие речи

Основное средство коммуникации среди людей - речь, поэтому развитие речи осуществляется постоянно на каждом занятии. На специальных занятиях детей учат общаться друг с другом на вербальном и невербальном уровне.

Целью логопедического сопровождения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях класса для детей-инвалидов, является расширение представлений об окружающем мире, формирование умений пользоваться речью как средством коммуникации, повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей успешной социализации.

Логопедическое сопровождение направлено на создание благоприятного климата для развития у обучающихся коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, воспитание у них интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.

Программа по формированию коммуникативных навыков и умений речевого общения направлена на развитие механизмов речевой деятельности учащихся и формирование у них способов речевого общения. Акцент делается не сколько на усвоение темы занятия учащимися, сколько на развитие различных компонентов речевой деятельности.

Учащиеся с умеренной умственной отсталостью имеют разный уровень речевого развития: от вообще неговорящих детей, до имеющих ОНР I-III уровня. Программа учитывает возможный диапазон речевых расстройств с точки зрения коммуникации, т.е. общения.

Направления работы по логопедическому сопровождению умеренно и тяжело умственно отсталых детей:

  1. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.
  2. Формирование у детей умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.
  3. Развитие понимания речи.
  4. Развитие ручной моторики.
  5. Развитие речевой моторики.
  6. Развитие элементарных произносительных навыков.
  7. Развитие активной речи.

Выделено 4 этапа работы, в ходе которого решаются свои специфические задачи.

1 этап (0 класс). Развитие умения повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции. Полностью называть свое имя, фамилию. Называть имя и отчество педагога. Называть имя и отчество родителей. Называть имя и фамилию воспитанников, внятно выражать свои просьбы и желания. Учить рассказывать короткие и доступные для их понимания стихотворения со слов педагога, называть и показывать части тела. Называть предметы, находящиеся в классе. Называть и применять слова: здравствуйте, до свидания, спасибо, извините; повторять за взрослым фразы: «Можно войти?», «Можно идти?», «Можно сесть?» и т.д.

2 этап (1 класс). Продолжается ранее начатая работа по программе 0 класса. Требуется учить отвечать на вопрос и составлять простые высказывания в связи с ручным трудом и экскурсиями. Учить составлять по картинкам распространенные предложения, состоящие из 3-х слов («Мальчик читает книгу», «Кошка пьет молоко» и т.п.). Формировать умение классифицировать предметы (обувь, игрушки, дикие и домашние животные) по словесной инструкции, знать обобщающие слова. Умение строить предложения с предлогами «в», «на», выражающими пространственные отношения предметов (на парте - в парте, на шкафу - в шкафу). Продолжать работу первого этапа по соотнесению натуральных объектов с их графическим изображением, умение называть изображенный предмет. Тренировка в словесном обозначении действий предметов. Отрабатывать употребление формы множественного числа(стол-столы, книга-книги и т.п.)Заучивание стихотворений, речевок, потешек, коротких песенок.

3 этап(2 класс).Краткие беседы в направлении предметов обихода. Умение заканчивать начатую педагогом фразу, с ответом на вопросы: «Что? Чем? Куда? Где? Что делает?». Упражнения на построение предложений по вопросам учителя на пройденные темы. Умение строить предложения с предлогами «у», «около», «за», «над», «под», выражающими пространственные отношения предметов. Закрепление умения осуществлять простейшую классификацию предметов по словесной инструкции с опорой на наглядность.

На 4 этапе (3 класс)требованиями к занятиям по развитию речи являются: расширение пассивного и активного словарного запаса воспитанников. Уточнение значений слов по схеме: натуральный объект - его изображение – вербальное описание. Закрепление умения отчетливо повторять произносимые педагогом слова и фразы, соотносить предмет с его изображением и наоборот, называть предмет по его изображению и давать простейшую характеристику по признакам: цвет, размеры, функциональные характеристики и т.д. Работа над сравнением предметов, действий по существенным признакам. Закрепление умения правильно употреблять в разговорной речи формы знакомых слов с использованием предлогов, прилагательных и простых наречий. Составление простых нераспространенных на основе демонстрируемых действий, по картинкам, по вопросам педагога, по опорным словам. Распространение предложений прилагательными – определениями. Использование естественно сложившихся и специально создаваемых ситуаций для активизации речевой деятельности детей. Проведение ежедневных разговорных десятиминуток, на которых дети рассказывают о своих наблюдениях в связи с трудом, самообслуживанием, о просмотренных телепередачах , о том, как ехали в школу и т.д. Создание речевого «климата» внутри группы и в связи с различными видами деятельности: экскурсии, коллективные игры, коллективный труд. Просмотр диафильмов, кинофильмов и телепередач с последующим обсуждением. Подготовка к праздникам. Элементы драматизации.

Реализация программы ведется по основным темам: «Сезонные изменения в природе», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Школа», «Игрушки и учебные вещи» и др., которые затем повторяются на каждом этапе обучения. Однако их содержание и уровень коррекционно-развивающих упражнений усложняется.

Основные задачи работы над речью воспитанников:

· снятие барьера молчания;

· обогащение и активизация словаря;

· формирование грамматического строя речи;

· обучение связной речи.

Наши рекомендации