Раздел II. Развитие речи ребенка от 3 до 4 лет

2.1. Характеристика речи младшего дошкольника

В младшем дошкольном возрасте дети становятся более самостоятельными, активными в семье и в детском саду. Круг общения расширяется, дети взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Они принимают посильно участие в хозяйственно-бытовом труде, проявляют интерес к физическим упражнениям, рисованию, лепке, аппликации и другим занятиям. Ведущим видом деятельности становится игра. В игре дети используют различные игрушки и предметы-заместители: карандаш превращается в указку, термометр; стул становится машиной, кораблем. Сюжеты игр просты - с одной, двумя ролями. Педагоги и родители организуют игры детей с мозаикой, пазлами, кубиками, конструктором, а также подвижные, музыкальные игры. Участие ребят в различных играх требует достаточно развитой речи, умения устанавливать простейшие связи между предметами, явлениями, делать элементарные обобщения.

Разнообразное речевое общение сопровождает деятельность ребенка, в которую включены нередко и взрослые: это ответы на вопросы, вопросы и просьбы, требования объяснений, эмоциональные оценки действий и результатов. Таким образом, сопровождающая какую-либо деятельность речь приобретает форму диалога. Взрослым следует учитывать, что дети в этом возрасте легко запоминают и повторяют не только образцы речи близких людей, но и их манеру говорить, копируют мимику, жесты, позы. Подражая родителям, дети перенимают этим и культуру общения.

Интерес к предметам и лицам ближайшего окружения, явлениям природы, к труду и занятиям взрослых людей, постепенное освоение ориентировки в пространстве и времени, ознакомление с разнообразными свойствами и отношениями предметов и явлений способствует умственному развитию ребенка и практическому овладению языком. Дети трех лет, четвертого года жизни способны внимательно слушать короткие сказки, рассказы, следить за развитием действий, а также слушать песни, музыку замечать изменения в звучании музыки, давать эмоциональный отклик на художественные и музыкальные произведения. С помощью речи ребенок делится своими впечатлениями, передает значимые для него события. Речь активно используется как средство общения, обмена сведениями и чувствами. Словарный запас младшего дошкольника зависит от условий жизни, воспитания, состояния здоровья, общего развития и составляет 1-2 тысячи слов. Иногда взрослые недооценивают значение общения с ребенком, разговоров и игр с ним, не поддерживают обращений, гасят речевую активность, и ребенок перестает обращаться к близким, остается предоставленным самому себе со всеми возникающими затруднениями. Младший возраст характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой активностью, поэтому в этот период надо быть особенно внимательным к речи детей.

В этом возрасте дети особенно чутки к звуковой оболочке языка. Замечательный знаток детского языка К. И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» собрал обширные материалы по речетворчеству де­тей. Особо он отмечает рифмотворчество, как своеобразное освоение звуковой оболочки слов. Звуковая сторона языка рано становится пред­метом деятельности и практического познания ребенка. Некоторые пси­хологи и педагоги предполагают наличие у ребенка особого «языкового чутья», особой чувствительности к явлениям языка.

Овладение звуковой стороной языка включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребенка восприятия звуков языка, или раз­вития фонетического слуха, и формирования правильного звукопроизношения.

В 3 года жизни малыши пытаются подражать правильному произно­шению взрослых, но им не всегда это удается. Так, трудные для произ­ношения звуки заменяются более доступными и легкими: [р] на [л]; [ш] на [с]; [ж] на [з]; [ч] на [т'], отмечаются и другие замены.

Твердые согласные звуки нередко заменяются мягкими («зяйка» вместо «зайка»).

Дети затрудняются в произнесении многосложных слов: заменяются или пропускаются отдельные звуки, переставляются слоги, укорачива­ются олова. Например:

«лисапет» — велосипед «пигин» — пингвин

«тевелизол» — телевизор «мисанел» — милиционер

«кафета» — конфета

Голосовой аппарат ребенка еще не окреп, поэтому многие говорят негромко, хотя пользуются различными интонациями.

Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Дети свободно и часто вступают в контакт с детьми и взрос­лыми по своей инициативе, высказывают простейшие суждения о явле­ниях, предметах окружающего мира. В этот период могут быть резкие индивидуальные различия в развития речи дети. Одни к 3 годам хоро­шо владеют речью, правильно произносят все звуки, некоторые знают все буквы и делают первые шаги в чтении. Речь других детей далека от совершенства, неправильно произносятся звуки, искажается слоговая структура слов, делаются ошибки в согласовании слов в предложении, есть и другие недочеты.

Четвертый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы. Детские вопросы нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «Почему»? «Зачем»? «Как?» «Что это?» Иногда, из-за неустойчивости внимания, дети не способны выслушать до конца ответы взрослых. Поэтому объяснения должны быть коротки, просты и понятны.

Активный словарный запас детской речи становится разнообразнее. Ребенок должен пользоваться практически всеми частями речи, даже служебными словами: предлогами, союзами. Достаточный словарный запас дает возможность ребенку свободно общаться с окружающими. Бедность словарного запаса вызывает трудности в пересказе сказке, в поддержа­нии беседы со взрослыми и сверстниками, в передаче содержания чужой речи, в рассказе об увиденном.

Хороший словарный запас способствует обогащению речи предложе­ниями разной структуры, простыми и сложными, правильному их по­строению.

В этом возрасте исчезают почти все недостатки произношения зву­ков. Дети начинают критично относиться к речи сверстников, подмеча­ют ошибки звукопроизношения. Это говорит о совершенствовании рече­вого слуха у детей.

Каковы же основные успехи в развитии речи детей младшего дошкольного возраста?

К трем годам звукопроизносительная сторона речи еще несовершена. Особенно трудным оказывается произношение многосложных слов. Это негативно сказывается на общей внятности и выразительности речи. Индивидуальные различия существенны: у одних детей речь внятная, чистый звук, богатый словарный запас; у других отмечается задержки в речевом развитии.

На 3-м году идет интенсивное накопление запаса употребляемых в речи слов, количество которых достигает 1000. Речь совершенствуется с развитием памяти, воображения, мышления. Этот период благоприя­тен для развития речи ребенка, т. к. у детей развивается склонность к подражанию.

К четырем годам речевые возможности ребенка возрастают. Речь отчетлива, правильно произносятся звуки. Дети имеют достаточный словарный запас для общения со взрослыми и сверстниками, который достигает 2000 слов, используют сложные предложения. Дети инициа­тивны в общении, сопровождают игру речью.

Могут в этом возрасте отмечаться некоторые грамматические несо­вершенства в образовании форм слов и предложений, нечеткое произно­шение некоторых шипящих звуков, твердых [л] и [р]. Дети не всегда правильно употребляют слова.

На следующем возрастном этапе при благоприятных условиях воспи­тания эти недочеты исчезают из речи детей.

2.2. Формирование словарного запаса

Дидактический материал для занятий с детьми

Наглядный материал. 6 картинок: 1 - разговор детей и взрослых, 2 - чтение книги, 3 - разговор по телефону, 4 - слушание сказки, 5 - у телевизора, 6 - написание письма.

Задание детям:

· Посмотри на картинки.

Что делают дети?

Рекомендация педагогу

* При рассматривании картинок следует подвести ребенка к ответу на вопрос: «Зачем человеку умение говорить? Для чего ему нужна речь?» Объясните, что речь нужна людям для общения, для того, чтобы узнать новое об окружающем мире.

Наглядный материал. Картинки: 1 - мальчики и девочки, 2 - мальчик; девочка

Задание детям:

· Назови свое имя. Ты назвал одно слово.

· Как зовут твоих друзей? Сейчас ты произнес много слов.

Дай имена мальчикам и девочкам на картинке.

· Назови детей ласково, например, Алешенька, Анечка.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Наглядный материал. Картинки: четыре матрешки

Задание детям:

• Дай имена матрёшкам подружкам.

• Назови матрешек – подружек слева направо.

• Как зовут самую маленькую? Самую высокую?

• Назови первую матрёшку ласково. Как зовут последнюю матрёшку?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание детям:

· Назови свое имя и фамилию. У каждого человека есть имя и фамилия.

· Послушай разговор двух девочек и ответь на вопрос старшей из них.

- Как тебя зовут?

- Таня.

- Как зовут твоего папу?

- Николай.

- Значит, ты – Татьяна Николаевна, а твоя сестра Маша – Мария Николаевна.

Моего папу зовут Мишей, а брата - Ванечкой. Как будут называть Ванечку, когда он станет взрослым?

Рекомендация педагогу

Ребенок должен знать свое имя, фамилию, называть по имени сверстников, по имени и отчеству педагогов, работников детского сада, знать имена близких и родных, использовать ласковые и полные имена при общении со сверстниками и взрослыми.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Наглядный материал. Семейная фотография

Задание детям

· Посмотри на фотографию из семейного фотоальбома. Здесь члены семьи: мама, папа, бабушка, дедушка, дети. Расскажи о своей семье, назови членов семьи по именам. Кто ты для мамы и папы? Родители мамы и папы – твои бабушки и дедушки. У тебя есть братья и сестры?

· Определи возраст людей на фотографии.

Кто самый старший? Кто младше всех?

Рекомендация педагогу

Беседуйте с детьми о членах семьи, их занятиях, профессии, подчеркивайте их заботу друг о друге. Предложите нарисовать семью, а затем составить рассказ по рисунку.

Наглядный материал. Картинки: кукла, сотовый телефон, записная книжка, ремень, мозаика, бусы, дамская сумка, бант, галстук, очки, тапки, спицы и клубок, самокат, игрушки.

Задание детям:

· Определи, чьи это вещи, мамины, папины, дочери.

· Назови вещи бабушки и внука.

· Подумай, что можно подарить на день рождения – маме, папе, бабушке, дедушке, брату, сестре.

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание детям

· Послушай рассказ К.Д. Ушинского «Петушок с семьей»

Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом; на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:

- Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пестренькие-рябенькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зернышко припас!

Курочки с цыплятками собрались, раскудахталися; зернышком не поделились, - передрались.

Петя-петушок беспорядков не любит – сейчас же семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зернышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во все горло заорал: «Ку-ку-ре-ку!»

· Какие слова непонятны?

(долотцом, долото – это инструмент для выдалбливания отверстий)

· Расскажи, как выглядит Петя-петушок. Как ведут себя курочки-хохлатушки и цыплятки - малые ребятки?

Что сделал глава семейства, чтобы помирить семью?

------------------------------------------------------------------------------------------

Наглядный материал. Картинки: город, село, деревня

Задание детям

· Много в нашей стране деревень, городов и поселков. У каждого человека есть место, где он родился – родной город, село. Где ты родился и живешь? Назови свой адрес.

· Расскажи о городе или селе, в котором ты живешь.

Рекомендации педагогу:

· Учите детей называть свой родной город, посёлок. Побуждайте его делиться впечатлениями о прогулках в парке, детском городке.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Наглядный материал. Картинки: столица Москва

Задание детям

· Какой город изображен на фотографии? Как ты догадался?

· Все мы живем в России. Главный город нашей страны, столица нашей Родины – Москва.

Рекомендации педагогу:

· Расскажите ребенку о Москве, о достопримечательностях столицы. Рассмотрите открытки, фотографии с изображением других городов.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Наглядный материал. Картинки: дома многоэтажные, коттеджи, дома в сельской местности

Задание детям

· Расскажи о своем доме или квартире.

Рекомендации педагогу:

Попросите ребенка назвать свой адрес, и рассказать о своём доме.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Наглядный материал. Картинки: куклы, собачки, мяча, чебурашки, матрешки, пирамидки, коня, - частично прикрыты листом бумаги.

Задание детям

· Отгадай, какие игрушки выглядывают из ящика шкафа.

· Расскажи, как ты наводишь порядок в комнате после игр.

Наглядный материал. Картинки: машина без колеса, велосипед без седла, часики без стрелок.

Задание детям

· Определи, чего не хватает в каждом рисунке.

Рекомендации педагогу:

Учите ребенка определять недостающие детали в предметах. Формируйте восприятие части и целого предмета. Добивайтесь четкого произношения слов, правильных ответов на вопросы.

--------------------------------------------------------------------------------------------

Задание детям

· Послушай стихотворение.

Конь

Я сяду верхом,

На коня и поеду,

Поеду кататься

По белому свету.

Седло подо мною –

Цветная косынка.

Уздечка тугая –

Шнурок от ботинка.

Но конь заупрямился,

Остановился…

Эй, стул! Ты забыл,

Что в коня превратился.

Йован Змай (перевод с сербско-хорватского Л. Яхнина)

Задание детям

· Расскажи, как ты играешь? Как ты превращаешь обычные предметы в «игрушечные»? Чем могут быть в игре линейка, мячик, скакалка, скамейка, подушка?

Рекомендации педагогу:

Организуйте с ребенком несложную сюжетную игру: «Жители игрового уголка собираются в путешествие». Куда и на чем они поедут, поплывут, полетят? Подумайте, из чего можно соорудить необходимые предметы.

______________________________________________

· Куклы собираются на прогулку. Помоги им одеться.

Догадайся, какое наступило время года.

Рис. (куклы: мальчик и девочка, смотрят в окно, за окном зима)

Рис. (одежда зимняя и летняя)

· Вспомни и назови зимнюю и летнюю одежду, обувь.

Рис. (зимняя одежда: пальто, шуба, полушубок, шапка)

Рис. (зимняя обувь: валенки, сапоги, унты)

Рис. (летняя одежда: платье, футболка, шорты, сарафан)

Рис. (летняя обувь: босоножки, туфли, кроссовки, сандалии)

· Кому – что? Определи, кому какая пара обуви подходит.

Рис. (малыш, спортсмен, рыбак, девушка)

Рис. (сапоги, кроссовки, пинетки, туфли)

* Воспитывайте у ребенка наблюдательность, учите быть внимательным, запоминать названия предметов, правильно произносить многосложные слова.

-------------------------------------------------------------------------------------------

Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Живое – неживое».

Игра начинается стихами.

Мяч веселый есть у нас.

Мы играли много раз.

Я бросаю – ты лови,

Быстро, точно назови…

Водящий бросает мяч и просит назвать либо живой, либо неживой предмет (птицу, животное, насекомое, лакомство, игрушки и др.)

Водящий бросает мяч и называет живые и неживые предметы. Ребенок ловит мяч только при назывании живого предмета и отбивает его при назывании неживого.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

· Посмотри на картинки. Закрой пальчиками правой руки изображения домаш­них животных, а пальчиками левой руки закрой лесных обитателей.

· Закрой глаза и назови животных на картинках.

Рис. (5 домашних: кошка, собака, овца, лошадь, коза и 5 диких животных: заяц, лиса, волк, белка, медведь)

· Каких еще домашних животных ты знаешь? Какую пользу они приносят человеку?

· Назови детенышей животных, изображенных на картинках.

Рис. (домашние животные с детенышами)

· Закончи предложения названиями детенышей диких животных:

У волчицы родились...

У медведицы родились...

У белки родились...

У зайчихи...

У лисы...

У ежика родились...

Рис. (дикие животные с детенышами)

* Расширяйте словарный запас и учите ребенка образованию новых слов. Ненавязчиво исправляйте ошибки. Показывайте образец правильного высказывания.

---------------- -----------------------------------------------------------------------------------------

· Скажи, кто живет в этих домиках. Назови правильно жилища животных, птиц, насекомых (дуп­ло, гнездо, будка, улей, норка).

Рис. (дупло, гнездо, будка, норка, улей)

· Кто живет в норке, в логове, в берлоге?

Рис. (мышата, волчата, медвежата)

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

· Кто что любит?

Назови любимый корм каждого животного.

Рис. (обезьяна, кошка, птичка, заяц, белка)

Рис. (банан, зерна, морковь, молоко, орешки)

· Ответь на вопросы:

Кто скачет по веткам?

Кто мурлычет на окне?

Кто дом сторожит?

Кто дрова везет?

Кто молоко дает?

Кто ищет малину и мед?

Кто свернулся клубочком?

Кто зайца выслеживает?

Рис. (лиса, еж, медведь, корова, лошадь, собака, кошка, белка)

Наши рекомендации