Исследование импрессивной речи
№ пп | задание | Оценка в баллах |
Понимание смысла слов, обозначающих предметы и действия. Перед ребенком последовательно выкладывается 10 картинок, которые сначала предлагается рассмотреть, а затем показать названную картинку. Существительные: Глаголы: яблоко ест собака играет ведро чистит шарф поливает мишка читает мышка считает трава катает дрова качает варежки мост перчатки стирает |
Оценка результатов:
5 баллов - все задания выполняются правильно;
4 балла - в ответах отмечается замедленность, неуверенность;
3 балла - наблюдаются смысловые замены (варежки-перчатки, моет-стирает);
2 балла - кроме смысловых замен наблюдаются замены близких в фонетическом оформлении слов (мишка-мышка, катает-качает);
1 балл - затрудняется в выполнении задания.
№ пп. | Задание | Оценка в баллах |
Понимание предложений. (Исследование различения смысла на основе грамматических значений слова.) Перед ребенком выкладываются картинки, предлагается показать названную картинку. Саша рисует цветок. Саша нарисовал цветок. Саша нарисовал машину. Собаку догоняет мальчик. Собака догоняет мальчика. Петю ударил Ваня. Кто драчун? Ваня ниже Пети. Кто самый высокий? Покажи Ваню. Покажи Петю. Соня светлее Кати. Покажи Соню. Покажи Катю. |
Оценка результатов:
5 баллов - все задания выполняются правильное;
4 балла - ошибки в понимании конструкций, которые преодолеваются при самостоятельном проговаривавши инструкции;
3 балла - понимание трудных конструкции недоступно даже после повторных проговариваний; остальные задания выполняются правильно;
2 балла - трудные задания недоступны; более легкие задания выполняются только после повторных самостоятельных проговариваний;
1 балл - все задания выполняются неправильно, повторное проговаривание и инструкции неэффективны.
Исследование мышления Исследование наглядно-действенных форм мышления
№ НИ. | Задание | Оценка в баллах |
Классификация объектов по одному признаку Материал: набор из 24 карточек с изображением геометрических фигур (по 6 кругов, квадратов, треугольников, ромбов), трех цветов (красный, желтый, синий), двух величин (большие, маленькие). Перед ребенком выкладывают два ряда карточек по две фигуры одного цвета и просят продолжить классификацию (должно получиться три ряда фигур, различающихся по цвету). Инструкция: «Продолжай раскладывать карточки, подходящие с подходящими» | ||
Классификация объектов по двум признакам (соотнесение формы и величины). Материал: 1. Таблица, расчерченная на квадраты, в вертикальном ряду которой обозначены выпуклые неокрашенные геометрические формы, а в верхнем - постепенно уменьшающиеся по величине круги (5 кругов диаметром от 9 до 5 см). 2. Набор геометрических фигур, каждая из которых представлена пятью последовательно изменяющимися величинами в соответствии с образцами. Перед ребенком раскладывают первые три карточки и предлагают продолжить работу. |
5 баллов - задание выполняется правильно, самостоятельно;
4 балла - задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы;
3 балла - задание выполняется с минимальной помощью взрослого;
2 балла - для выполнения задания требуется активная помощь со стороны взрослого;
1 балл - задание не выполняется.
Исследование вербально-логических форм мышления
№ пп. | Задание | Оценка в баллах |
Сравнение и различение понятий Материал: пары слов. Инструкция: «Я назову два предмета, а ты скажи, чем они похожи и чем отличаются» Классификация_предметов Материал: набор карточек с предметными изображениями, предполагающими категориальную классификацию (игрушки, одежда, животные, посуда, мебель, транспорт и т.д.). Инструкция: «Разложи эти карточки на столе - что к чему подходит» (название групп и их количество не указывается) |
№ пп. | Задание | Оценка в баллах |
Исключение предметов | ||
Материал: набор карточек, на каждой из которых изображено по 4 предмета. Три изображения относятся к одной категории, четвертое - не относится к этой категории. Инструкция: «На каждой карточке изображены 4 предмета. Три из них между собой сходны, их можно назвать одним словом, а четвертый к ним не подходит. Найди этот неподходящий предмет; скажи, почему он не подходит к остальным и как можно назвать остальные три предмета | ||
Установление последовательности событий | ||
Материал: серии сюжетных картин (от трех до шести картинок в серии). Инструкция: «На картинках одно и то же событие. Нужно разобраться, с чего все началось, что было дальше и чем дело закончилось» |
Оценка результатов:
5 баллов - задание выполняется правильно;
4 балла - задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;
3 балла - задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы;
2 балла - для выполнения задания требуется помощь взрослого;
1 балл - задание не выполняется даже после обучающего эксперимента.