Исследование импрессивной речи

Задание 1. Понимание речи на уровне диалога

Цель: выявление возможностей понимания ребенком речи в условиях диало­га. Выяснить уровень понимания обращенной к нему речи.

Материал: перечень вопросов (Приложение 3.15.1).

Ход выполнения задания.

Логопед, вступая в контакт, стремится определить, доступны ли пониманию ребенка вопросы взрослого, побуждает его к общению (вербальными или невер­бальными средствами). При затруднениях в понимании вопросов логопед может до­полнительно использовать наглядные инструкции (жесты, показ предмета и т.п.). Критерии оценки коммуникативных умений:

- умеет слушать и понимать обращенную речь (невнимателен);

- легко входит в контакт (контакт затруднен; участвует в общении по инициативе других);

- пользуется невербальными средствами общения (конкретизировать), вербальными средствами (анализ состояния речи);

- активность в общении (активен; малоактивен).

Вывод: ребенок малоактивен; малоразговорчив; дополняет речь невербальными средствами; контакт затруднен; понимание речи сохранено.

Задание 2. Понимание значений слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов.

Цель: уточнить понимание значений слов, обозначающих предметы, дейст­вия, признаки предметов.

Материал: игрушки, предметы, предметные и сюжетные картинки.

Инструкции: «Покажи, где книга (мяч, кастрюля и т.д.)»?; «Я буду называть слова. А ты показывай, где нарисовано то, о чём я скажу: сидит (пишет, смеётся и т. д.)»; «Покажи какая машина едет близко? А какая далеко? (аналогичные инструкции по сюжетным картинкам или к заданной ситуации, которые включают те или иные наречия)».

Задание 3. Понимание инструкций.

Цель: выявить возможности понимания простых и сложных словесных инст­рукций.

Материал: предметы, необходимые для выполнения инструкций.

Инструкции: «Возьми со стола куклу»; «Положи ручку под книгу»; «Встань со стула, положи карандаш в коробку»; «Подойди к шкафу, возьми на нижней полке пирамиду и положи её на стаж», «Положи мяч на пол, возьми тетрадь и открой дверь».

Ход выполнения задания. Ребёнку предлагается последовательно выполнить ряд словесных инструкций. Одним из видов помощи ребёнку может быть повторе­ние инструкции. В случае возникновения затруднений у ребёнка при выполнении двух-трёхчленной инструкции возможно расчленение сложной инструкции. При этом ребёнок последовательно выполняет части сложной инструкции.

Задание 4. Понимание предложений.

Цель: выяснить возможности детей в понимании фраз.

Материал: список предложений; сюжетные картинки, иллюстрирующие предложения.

Список фраз (пример):

В лесу слышатся голоса птиц. (Кто поёт в лесу?)

Петя идёт за Сашей. (Кто идёт первый?)

Володя пришёл домой с братом. (Кто пришёл домой?)

Валя бежит за Наташей. (Кто бежит быстрее?)

Ход выполнения задания. Педагог произносит фразу и предлагает ребенку ответить на вопрос. Характер ответа ребёнка может свидетельствовать о правильно­сти понимания предложения. В случае затруднений ребёнка в речевом оформлении ответа можно использовать сюжетные картинки, иллюстрирующие соответствующие предложения. При этом ребёнок может вербальный ответ заменить (или дополнить) невербальным (показом и т.д.).

Задание 5. Различение значений существительных единственного и множественного числа.

Цель: уточнить возможности понимания категории числа существительных.

Материал: предметные картинки (стол - столы, стул - стулья, игрушка - игрушки, книга - книги).

Инструкция: «Покажи то, что назову: стол (столы; стул; стулья и т.д.)»;

«Покажи, где стол (столы и т. д.)».

Ход выполнения задания. Педагог предлагает показать то, что он называет. При этом могут быть использованы предметные картинки.

Задание 6. Понимание значения существительных с суффиксами уменьши­тельности.

Цель: выяснить возможности понимания существительных с суффиксами уменьшительности.

Инструкция: «Покажи, то что назову: дом (домик, утюг - утюжок, сумка -сумочка, кровать - кроватка)»; «Покажи, где дом (домик и т. д.)».

Ход выполнения задания. Педагог предлагает показать то, что он называет. При этом могут быть использованы предметные картинки.

Задание 7. Понимание значений грамматических категорий глаголов.

Цель: выяснить возможности понимания грамматических категорий числа (в изъявительном наклонении), времени и рода (в прошедшем времени) у глаголов.

Материал: сюжетные картинки, куклы (Петя и Маша).

Ход выполнения задания.

Часть 1. Ребёнку предлагается указать на картинку, о которой говорит педа­гог. Возможны варианты инструкции.

Инструкция: «Покажи картинку, о которой я скажу: «идёт» (идут и т. п.)».

Часть 2. Педагог рассказывает ребёнку о знакомом мальчике Пете. Предла­гает отгадать, что он делал вчера, а что делает сегодня.

Инструкция: «У меня есть друг Петя. Я буду говорить, что он делал вчера, а что делает сегодня. Отгадай, когда это было - вчера или сегодня: читал (читает; ел -ест и т.д.)».

Часть 3. Педагог знакомит ребёнка с Петей и Машей (куклы) и предлагает отгадать, что делал каждый из них.

Инструкция: «Это Петя и Маша. Отгадай, что делал Петя, что делала Маша:

играл (играла; писал, читала и т. п.)».

Задание 8. Различение значений глаголов совершенного и несовершенного вида.

Цель: уточнить, как ребёнок понимает значения глаголов совершенного и несовершенного вида.

Материал: сюжетные картинки.

Ход выполнения задания.

Педагог последовательно выкладывает перед ре­бёнком по две картинки и предлагает указать на ту, о которой он говорит.

Инструкция: 1 вариант. «Покажи ту картинку, о которой я скажу: рубит (срубил, рисует - нарисовал, моет - вымыла, ловит - поймал)».

2 вариант. «Покажи, где рубит (мальчик рубит дерево); где срубил (мальчик срубил дерево)» и т.д.

Задание 9. Различение значений глаголов с приставками (близких и далёких по значению).

Цель: выяснить, как ребёнок понимает значения приставочных глаголов.

Материал: картинки с изображениями дома и моста; контурное изображе­ние мальчика. Примечание: наглядный материал может быть объёмным по форме.

Ход выполнения задания

Перед ребёнком выкладываются вырезанные по контуру изображения дома, моста и фигурка, изображающая мальчика. Педагог предлагает показать с помощью этих картинок то, о чём он скажет.

Инструкция: «Покажи, как мальчик шёл (подошёл к мосту, перешёл мост;

подошёл к дому, вошёл в дом, из дома вышел, от дома отошёл и т. д.».

Задание 10. Понимание значений возвратных глаголов (единственного и множественного числа)

Цель: уточнить возможности понимания ребёнком значений возвратных гла­голов.

Материал: сюжетные картинки.

Ход выполнения задания.

Ребёнку попарно предлагают сюжетные картинки. Педагог предлагает показать ту картинку, на которой отображено называемое им действие.

Инструкция: «Покажи ту картинку, о которой скажу: «одевается (одевают­ся, оделся - оделись, умывается - умываются, умылся - умылись)».

Наши рекомендации