Исследование состояния импрессивной речи
Пассивный словарь.
• Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов):
4 года_ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 лет_ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет_ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию):
4 года (игрушки, одежда, обувь, посуда_
________________________________________________
________________________________________________________________________________
5 лет(игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
6 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Понимание действий (показать по предложенным картинкам):
4 года(девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет,читает, рисует) ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
5 лет(птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет) ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
6 лет(строитель строит, уборщица убирает, продавец продает, покупатель покупает) ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Понимание признаков (показать по предложенным картинкам):
4 года(большая чашка, маленькая чашка; красный шар,синий шар, желтый шар, зеленый шар; сладкая конфета, кислый лимон; круглый торт, квадратный торт) ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
5 лет(круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье) ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
6 лет(прямоугольная салфетка, многоугольная салфетка; молодой человек, старый человек; веселый мальчик, грустный мальчик; высокий дом, низкий дом) ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Понимание различных форм словоизменения.
• Дифференциация единственного и множественного числа
существительных (показать по картинкам):
4 года(дом — дома, кот — коты, кукла — куклы, груша — груши, ведро — ведра___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
5 лет(глаз — глаза, стул — стулья, лист — листья, окно —окна)
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
6 лет(рукав — рукава, пень — пни, гнездо — гнезда, перо —перья, ухо — уши)
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами:
4 года(в, на, у). ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
5 лет(в, на, у, под, за, по _________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
6 лет(в, на, у, под, над, за, по, с, из, из-за, из-под
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
• Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:
4 года (стол — столик, машина — машинка, ведро — ведерочко
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
5 лет (носок — носочек, чашка — чашечка, окно — окошечко
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
б лет(нож — ножик, рукавица — рукавичка, одеяло — одеяльце) ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
• Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам):
4 года (кошка сидит — кошки сидят, слон идет — слоны идут) ______________________________________________________________________________
5 лет (птица летит — птицы летят, машина едет — машины едут) ________________________________________________________________________________
6 лет(мальчик читает — мальчики читают, девочка ест —девочки едят) ________________________________________________________________________________
• Дифференциация глаголов с различными приставками
(показать по предложенным картинкам):
4 года(девочка наливает воду в чашку, выливает воду из чашки, поливает цветы из лейки) ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
5 лет(птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку)
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
6 лет(мальчик переходит дорогу, мальчик перебегает дорогу, мальчик подбегает к дому)
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Понимание отдельных предложений и связной речи.
• Понимание предложений (показать по предложенным картинкам): 4 года (Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика.) ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
5 лет(Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой.) ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
6 лет(Бабочка сидит на цветке, который уже распустился.
Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился.)_____________________________________________________ ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
• Понимание текста: 4 года(сказка «Репка») ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
5 лет(сказка «Колобок»)
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
6 лет(сказка «Теремок») ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Состояние фонематического восприятия.
• Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам):
Года
кот — кит | дом — дым | уточка — удочка | киска — миска |
Лет
мышка — мишка | почка — бочка | катушка — кадушка | корка — горка |
6 лет
мышка — мошка | пашня — башня | сова — софа | крот — грот |
• Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам):
4 года
коса — коза | мишка — миска | кочка — кошка | малина — Марина |
5 лет
речка — редька_______________________________________ __________________________
цвет — свет__________________________________________ __________________________
челка — щелка________________________________________ __________________________
рейка — лейка _______________________________________ __________________________
6 лет
лук — люк___________________________________________ __________________________
марка — майка_______________________________________ __________________________
ель — гель___________________________________________ __________________________
плач — плащ_________________________________________ __________________________
Исследование состояния экспрессивной речи
Характер экспрессивной речи:
4 года_ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
5 лет_ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
6 лет__ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Активный словарь.
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
• Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам.
4 года
Игрушки:____________________________________________ __________________________
Посуда: _____________________________________________ __________________________
Одежда:______________________________________________ __________________________
Обувь: _______________________________________________ __________________________
5 лет
Мебель: _____________________________________________ __________________________
Овощи:______________________________________________ __________________________
Фрукты:_____________________________________________ __________________________
Птицы:______________________________________________ __________________________
6 лет
Ягоды:_______________________________________________ __________________________
Насекомые:___________________________________________ __________________________
Животные:___________________________________________ __________________________
Транспорт:___________________________________________ __________________________
• Назвать части тела и части предметов (по картинкам).
4 года
Ноги__________ спинка стула__________________________ __________________________
руки__________ сиденье стула__________________________ __________________________
голова__________ ножки стула_________________________ __________________________
глаза__________ кузов машины_________________________ __________________________
уши__________ колеса машины_________________________ __________________________
5 лет
Нос________________ рукав____________________________ __________________________
рот________________ воротник__________________________ __________________________
шея________________ пуговица_________________________ __________________________
живот________________ кабина машины_________________ __________________________
грудь________________ руль____________________________ __________________________
Б лет
Локоть______________ манжета _________________________ __________________________
ладонь______________ петля для пуговицы__________________________
затылок_____________ фары__________________________
висок_______________ мотор__________________________
• Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке.
Года
Мяч, кукла, машинка______________________________________________________________
Рубашка, платье, шорты____________________________________________________________
Тапки, туфли, ботинки_____________________________________________________________
Лет
Стул, стол, шкаф______________ __________________________________________________
Огурец, помидор, морковь ________________________________________________________
Яблоко, банан, апельсин __________________________________________________________
Воробей, голубь, сова_____________________________________________________________
6 лет___
Клубника, смородина, черника__________________________ ___________________________
Муха, комар, бабочка__________ _______________________________________________ ___
Кошка, собака, корова_____________________________________________________________
Самолет, автобус, машина__________________________________________________________
• Подобрать антонимы (слова «наоборот»). __________________________________________
Лет
ДРУГ_______________ добро_____________________________
Горе_______________ горячий__________________________________________________
Легкий________________ длинный______________________________________________
Давать________________ поднимать_______________________________________________
ГЛАГОЛЫ.
4 года (ответить на вопросы по картинкам):
Что делает мальчик? (ест) _______________________________________________________
Что делает девочка? (спит) ______________________________________________________
Что делают дети? (играют) ______________________________________________________
Что делает птица? (летит) _______________________________________________________
Что делают рыбки? (плавают) ___________________________________________________
Что делают машины? (едут) _____________________________________________________
5 лет(ответить на вопросы логопеда):
Как передвигаются птицы? (летают) ______________________________________________
Как передвигаются рыбы? (плавают) __________________________________________
Как передвигается змея? (ползает)__________________ ______________________________
Как передвигается лягушка? (прыгает) ___________________________________________
Как передвигается человек? (ходит) __________________________________________
Кошка мяукает. А собака что делает? (лает)_________________________________________
А как подает голос корова? (мычит)_________________ _______________________________
А как подает голос петух? (кукарекает)______________ _______________________________
6 лет(ответить на вопросы логопеда): Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (кукует)________________________________________________________________________
А как подает голос волк? (воет)____________________ ________________________________
А как подает голос лошадь? (ржет)__________________ ________________________________
А как подает голос овца? (блеет)___________________ ________________________________
Врач лечит. А что делает учитель? (учит)____________ ________________________________
А что делает продавец? (продает)___________________ ________________________________
А что делает маляр? (красит)_______________________ ________________________________
А что делает швея? (шьет)_________________________ ________________________________
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ. • Назвать предъявленные цвета.
Года
красный | синий | зеленый | желтый | белый | черный |
Лет
красный | оранжевый | желтый | зеленый | голубой | синий |
белый | черный |
Лет
красный | оранжевый | желтый | зеленый | голубой | синий |
фиолетовый | розовый | белый | черный | серый | коричневый |
• Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки).
Года
Мяч какой? (круглый)____________________________ _______ ____________________
Платок какой? (квадратный)_______________________ ________________________________
Лет
Солнце какое? (круглое)_______________________________ ________________________
Печенье какое? (квадратное_______________________________________________________
Косынка какая? (треугольная) __________________________ __________________________
Огурец какой? (овальный)______________________________ __________________________
6 лет______
Руль какой? (круглый) _________________________________ __________________________
Окно какое? (квадратное)______________________________ __________________________
Флажок какой? (треугольный)______________________________________________________
Слива какая? (овальная)________________________________ __________________________
Одеяло какое? (прямоугольное)__________________________ __________________________