Исследование состояния импрессивной речи

Пассивный словарь.

• Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов):

4 года_ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 лет_ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет_ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

• Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию):
4 года (игрушки, одежда, обувь, посуда_

________________________________________________
________________________________________________________________________________

5 лет(игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрук­ты, птицы)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

6 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрук­ты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, ди­кие звери, транспорт)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Понимание действий (показать по предложенным картин­кам):
4 года(девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет,читает, рисует) ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

5 лет(птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыга­ет, змея ползет) ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

6 лет(строитель строит, уборщица убирает, продавец прода­ет, покупатель покупает) ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Понимание признаков (показать по предложенным кар­тинкам):
4 года(большая чашка, маленькая чашка; красный шар,синий шар, желтый шар, зеленый шар; сладкая конфета, кис­лый лимон; круглый торт, квадратный торт) ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

5 лет(круглое печенье, квадратное печенье, треугольное пе­ченье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье) ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

6 лет(прямоугольная салфетка, многоугольная салфетка; мо­лодой человек, старый человек; веселый мальчик, грустный мальчик; высокий дом, низкий дом) ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Понимание различных форм словоизменения.

• Дифференциация единственного и множественного числа

существительных (показать по картинкам):
4 года(дом — дома, кот — коты, кукла — куклы, груша — груши, ведро — ведра___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
5 лет(глаз — глаза, стул — стулья, лист — листья, окно —окна)
________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

6 лет(рукав — рукава, пень — пни, гнездо — гнезда, перо —перья, ухо — уши)
________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________
Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами:
4 года(в, на, у). ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________
5 лет(в, на, у, под, за, по _________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________
6 лет(в, на, у, под, над, за, по, с, из, из-за, из-под
________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

• Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов су­ществительных:
4 года (стол — столик, машина — машинка, ведро — ведерочко

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

5 лет (носок — носочек, чашка — чашечка, окно — окошеч­ко
________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

б лет(нож — ножик, рукавица — рукавичка, одеяло — одеяльце) ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________

• Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам):

4 года (кошка сидит — кошки сидят, слон идет — слоны идут) ______________________________________________________________________________

5 лет (птица летит — птицы летят, машина едет — маши­ны едут) ________________________________________________________________________________

6 лет(мальчик читает — мальчики читают, девочка ест —девочки едят) ________________________________________________________________________________

• Дифференциация глаголов с различными приставками

(показать по предложенным картинкам):
4 года(девочка наливает воду в чашку, выливает воду из чаш­ки, поливает цветы из лейки) ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

5 лет(птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку)

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

6 лет(мальчик переходит дорогу, мальчик перебегает доро­гу, мальчик подбегает к дому)

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Понимание отдельных предложений и связной речи.

• Понимание предложений (показать по предложенным кар­тинкам): 4 года (Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика.) ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

5 лет(Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за соба­кой.) ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

6 лет(Бабочка сидит на цветке, который уже распустился.
Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился.)_____________________________________________________ ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

• Понимание текста: 4 года(сказка «Репка») ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

5 лет(сказка «Колобок»)

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

6 лет(сказка «Теремок») ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Состояние фонематического восприятия.

• Дифференциация оппозиционных звуков, не смешивае­мых в произношении (показать по картинкам):

Года

кот — кит дом — дым уточка — удочка киска — миска
       

Лет

мышка — мишка почка — бочка катушка — кадушка корка — горка
       

6 лет

мышка — мошка пашня — башня сова — софа крот — грот
       

• Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам):

4 года

коса — коза мишка — миска кочка — кошка малина — Марина
       

5 лет

речка — редька_______________________________________ __________________________

цвет — свет__________________________________________ __________________________

челка — щелка________________________________________ __________________________

рейка — лейка _______________________________________ __________________________

6 лет

лук — люк___________________________________________ __________________________

марка — майка_______________________________________ __________________________

ель — гель___________________________________________ __________________________

плач — плащ_________________________________________ __________________________

Исследование состояния экспрессивной речи

Характер экспрессивной речи:


4 года_ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

5 лет_ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

6 лет__ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Активный словарь.

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

• Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам.

4 года

Игрушки:____________________________________________ __________________________

Посуда: _____________________________________________ __________________________

Одежда:______________________________________________ __________________________

Обувь: _______________________________________________ __________________________

5 лет

Мебель: _____________________________________________ __________________________

Овощи:______________________________________________ __________________________

Фрукты:_____________________________________________ __________________________

Птицы:______________________________________________ __________________________

6 лет

Ягоды:_______________________________________________ __________________________

Насекомые:___________________________________________ __________________________

Животные:___________________________________________ __________________________

Транспорт:___________________________________________ __________________________

• Назвать части тела и части предметов (по картинкам).

4 года

Ноги__________ спинка стула__________________________ __________________________

руки__________ сиденье стула__________________________ __________________________

голова__________ ножки стула_________________________ __________________________

глаза__________ кузов машины_________________________ __________________________

уши__________ колеса машины_________________________ __________________________

5 лет

Нос________________ рукав____________________________ __________________________

рот________________ воротник__________________________ __________________________

шея________________ пуговица_________________________ __________________________

живот________________ кабина машины_________________ __________________________

грудь________________ руль____________________________ __________________________

Б лет

Локоть______________ манжета _________________________ __________________________

ладонь______________ петля для пуговицы__________________________

затылок_____________ фары__________________________

висок_______________ мотор__________________________

• Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке.

Года

Мяч, кукла, машинка______________________________________________________________

Рубашка, платье, шорты____________________________________________________________

Тапки, туфли, ботинки_____________________________________________________________

Лет

Стул, стол, шкаф______________ __________________________________________________

Огурец, помидор, морковь ________________________________________________________

Яблоко, банан, апельсин __________________________________________________________

Воробей, голубь, сова_____________________________________________________________

6 лет___

Клубника, смородина, черника__________________________ ___________________________

Муха, комар, бабочка__________ _______________________________________________ ___

Кошка, собака, корова_____________________________________________________________

Самолет, автобус, машина__________________________________________________________

• Подобрать антонимы (слова «наоборот»). __________________________________________

Лет

ДРУГ_______________ добро_____________________________

Горе_______________ горячий__________________________________________________

Легкий________________ длинный______________________________________________

Давать________________ поднимать_______________________________________________

ГЛАГОЛЫ.

4 года (ответить на вопросы по картинкам):
Что делает мальчик? (ест) _______________________________________________________

Что делает девочка? (спит) ______________________________________________________

Что делают дети? (играют) ______________________________________________________

Что делает птица? (летит) _______________________________________________________

Что делают рыбки? (плавают) ___________________________________________________

Что делают машины? (едут) _____________________________________________________

5 лет(ответить на вопросы логопеда):
Как передвигаются птицы? (летают) ______________________________________________

Как передвигаются рыбы? (плавают) __________________________________________

Как передвигается змея? (ползает)__________________ ______________________________

Как передвигается лягушка? (прыгает) ___________________________________________

Как передвигается человек? (ходит) __________________________________________

Кошка мяукает. А собака что делает? (лает)_________________________________________

А как подает голос корова? (мычит)_________________ _______________________________

А как подает голос петух? (кукарекает)______________ _______________________________

6 лет(ответить на вопросы логопеда): Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (кукует)________________________________________________________________________

А как подает голос волк? (воет)____________________ ________________________________

А как подает голос лошадь? (ржет)__________________ ________________________________

А как подает голос овца? (блеет)___________________ ________________________________

Врач лечит. А что делает учитель? (учит)____________ ________________________________

А что делает продавец? (продает)___________________ ________________________________

А что делает маляр? (красит)_______________________ ________________________________

А что делает швея? (шьет)_________________________ ________________________________

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ. • Назвать предъявленные цвета.

Года

красный синий зеленый желтый белый черный
           

Лет

красный оранжевый желтый зеленый голубой синий
           
белый черный
   

Лет

красный оранжевый желтый зеленый голубой синий
           
фиолетовый розовый белый черный серый коричневый
           

• Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки).

Года

Мяч какой? (круглый)____________________________ _______ ____________________

Платок какой? (квадратный)_______________________ ________________________________

Лет

Солнце какое? (круглое)_______________________________ ________________________

Печенье какое? (квадратное_______________________________________________________

Косынка какая? (треугольная) __________________________ __________________________

Огурец какой? (овальный)______________________________ __________________________

6 лет______

Руль какой? (круглый) _________________________________ __________________________

Окно какое? (квадратное)______________________________ __________________________

Флажок какой? (треугольный)______________________________________________________

Слива какая? (овальная)________________________________ __________________________

Одеяло какое? (прямоугольное)__________________________ __________________________

Наши рекомендации