Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н)

Под таким воспитанием мы понимаем резкую переменчивость стиля, приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, переход от значительного внимания к подростку к эмоциональному отвержению его родителями.

Неустойчивость стиля воспитания, по мнению К. Леон-гарда, содействует формированию таких черт характера, как упрямство, склонность противостоять любому авторитету, и является нередкой ситуацией в семьях подростков с отклонениями характера.

Родители, как правило, признают факт значительных колебаний ввоспитании подростка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.

Сочетания различных отклонений в воспитании.Возможно достаточно большое количество сочетаний перечисленных черт семейного воспитания. Однако особенно важное значение с точки зрения анализа причин отклонения характера, атакже возникновения непсихотических психогенных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состояний имеют следующие устойчивые сочетания. Диагностика типов семейного воспитания

Тип воспитания Выраженность черт воспитательного процесса
    Уровень протекции Полнота удовлетворения потребностей Степень предъявления требований Степень запросов Степень санкций
  П(г+,г-) У Т С
Потворствующая гиперпротекция + + - - -
Доминирующая гиперпротекция + + + + +
Эмоциональное отвержение - - + + +
Жестокое обращение - - + + +
Гипопротекция - - - - +
Повышенная моральная ответственность - - + + +

Примечание. + означает чрезмерную выраженность соответствующей черты воспитания; – недостаточная выраженность; ± означает, что при данном типе воспитания возможны как чрезмерность данной черты, так и недостаточность или невыраженность.

Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип неправильного воспитания. Классификация типов неправильного воспитания выглядит следующим образом.

Потворствующая гиперпротекция(сочетание черт, отраженных в шкалах г+, У+; при Т–, 3–, С–). Подросток находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию демонстративных (исте-роидных) и гипертимных черт характера у подростка.

Доминирующая гиперпротекция(г+, У+; Т±, 3+ и С±). Подросток также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако в то же время лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У гипертимных подростков такое воспитание усиливает реакцию эмансипации и обусловливает острые аффективные реакции экстрапунитивного -типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астено-невротическом типах отклонений характера доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты.

Эмоциональное отвержение(г–, У–,С+). Вкрайнем варианте – это воспитание по типу «Золушки». Формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоид-ной) акцентуации характера и эпилептоидной психопатии; ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной, сенситивной и астено-невротической акцентуациями характера.

Повышенная моральная ответственность(г-, У-,Т+). Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к подростку с пониженным вниманием к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера.

Гипопротекция(гипоопека) (г–, У–, Т–, 3–). Подросток предоставлен себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого и конформного типов.

II. Психологические причины отклонений в семейном воспитании

Причины неправильного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Чаще – низкая педагогическая культура родителей. В этом случае показаны разъяснительная работа и рациональная психотерапия. Однако нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.

Особенно часто в работе практического и клинического психолога встречаются две группы причин: отклонения характера самих родителей и психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет подростка.

1. Отклонения характера самих родителей.

Акцентуации характера и психопатии нередко предопределяют определенные нарушения в воспитании. При неустойчивой акцентуации характера родитель чаще склонен проводить воспитание, характеризующееся гипопротекци-ей, пониженным удовлетворением потребностей подростка, пониженным уровнем требований к нему.

Инертно-импульсивная (эпилептоидная) акцентуация родителей чаще других обусловливает доминирование, жестокое обращение с подростком. Стиль доминирования может также обусловливаться сенситивным либо конформным характером.

Демонстративная акцентуация характера и истероидная психопатия у родителя нередко предрасполагают к противоречивому типу воспитания: демонстративная забота и любовь к подростку при зрителях и эмоциональное отвержение в их отсутствии (о влиянии характерологических особенностей родителей на воспитание подростков см. также работу Э. Г. Эйдемиллер, 1980).

Во всех этих случаях необходимо выявить отклонение характера родителей, убедиться в том, что именно оно играет решающую роль в возникновении нарушений в воспитании. Поэтому внимание психотерапевта направляется на осознание родителями взаимосвязи между особенностями своих характеров, типов воспитания и нарушениями поведения у подростка.

Наши рекомендации