Психологическая характеристика класса

Моя практика проходила в МБОУ СОШ №67. Школа находится в левобережном районе, по адресу ул. Циалковского, 5. Уровень образовательной системы достаточно высок, материально – техническая база также на хорошем уровне. Классные кабинеты школы технически хорошо оснащены и оборудованы, в хорошем состоянии и спортивный зал, хорошее новое оборудование и инвентарь. Педагогический коллектив школы состоит в основном из опытных учителей, с большим стажем работы.

Исследуемый класс 11 «а», по списку 23 человека: 12 юношей и 11 девушек. Средний возраст учащихся 17-18 лет. Ученики данного класса охотно контактируют со сверстниками из параллели. Второгодников в этом классе нет. Классный руководитель у ребят постоянный.

В классе 20 полной семьи и 3 неполных. В полных семьях оба родителя работают, их профессии различны. Родители учащихся относятся к средним и высшим слоям. У детей из неблагополучных семей (одна мать) не обнаружено никаких отличий в успеваемости и в поведении других детей по отношению к ним, во время всей педпрактики.Для того, чтобы охарактеризовать класс, я использовал «Социометрию», т.к. она применяется для диагностики взаимоотношений в малых контактных группах, существующих не менее шести месяцев. Она позволяет выявить:

1. Особенности системы неформальных отношений в группе.

2. Степень психологической совместимости конкретных людей.

3. Внутригрупповые статусы участников процедуры.

Явным лидером в классе является Илья Стоякин, он пользуется неоспоримым авторитетом среди одноклассников. Личностные качества лидера – адекватно высокая самооценка, дружелюбие, ответственность за свои слова и поступки, активность, исполнительность. Мальчик очень воспитан и корректен по отношению к старшим. Ильяпринимает активнейшее участие в спортивных соревнованиях как внутри школьных, так и межшкольных. Помимо спортивной жизни, Стоякин принимает участие и в школьной самодеятельности, выступает на концертах. В классе был выявлен еще один лидер, на втором месте – Ульяна Шевченко. Особых талантов у нее выявить не удалось. У нее качества лидера, она умеет располагать к себе людей. В коллективе нет неформальных лидеров. «Отверженных» не выявлено. Коллектив сплоченный, ребята поддерживают и прикрывают друг друга в случае чего. Конфликты случаются крайне редко. Что касается психологической атмосферы, то ее направленность можно расценить как положительно-ориентированную. Сами ученики считают деятельность своего класса продуктивной, не только в образовательной, но и в творческой деятельности. В классе благоприятный психологический климат. В классе активны в основном мальчики, девочки же более спокойны, организованы и самостоятельны, хотя есть и исключения. Дружба в классе присутствует, но легко можно увидеть деление на группы среди мальчиков, явная группировка: Санников, Стоякин, Петров. По характеру можно видеть разных учеников: открытых, общительных, активных с явными задатками лидера, и напротив, спокойных, малоподвижных ни чем не приметных.

Классный руководитель Небольсина Вероника Юрьевна, преподаватель алгебры и геометрии, женщина среднего возраста обладает педагогическим мастерством и является беспрекословным авторитетом, строгая, но справедливая, она всегда в курсе жизни своих учеников и за пределами учебного заведения, прекрасно организует внеклассную работу учащихся. Отношения с другими преподавателями в целом хорошие, ребята работоспособные, трудолюбивые и добрые, крайне редко бывает нарушение дисциплины. Потенциал их как учеников достаточно велик, но успеваемость, по словам Вероники Юрьевны, снизилась по сравнению с предыдущими годами.

На основе познавательной потребности у учеников формируются устойчивые познавательные интересы, ведущие к позитивному отношению к учебному предмету в целом. Успеваемость в среднем в классе хорошая, но не по всем дисциплинам. Ребята больше интересуются автомобилями, техникой и, конечно же спортом, поскольку многие из них, в том числе и лидер класса - Илья, занимаются в спортивных секциях. А девочки уже интересуются модой, я частенько слышала, как они обсуждали вещи, которые им купили родители, что им понравилось, а что не очень, как говорили девчонки, сейчас это уже не модно.

Адаптировался я довольно быстро и легко. Мы с первого дня знакомства нашли общий язык, и трудностей в общении не было. Уроки ФК проходили просто на ура, ребята с интересом отнеслись к тому, что у них еще один классный руководитель и учитель по ФК. Ученики с радостью выполняли все мои поручения и задания, конфликтных ситуации почти никогда не возникало. Мое общение с классом носило взаимовыгодный характер. Это сразу же стал мой любимый класс, я также как и ребята с нетерпением ждала следующего нашего занятия. И в конце моей практики перед уроком мы разговорились с девчонками, они поинтересовались тем, буду ли я дальше работать в школе, в каких классах помимо 11 «а» я еще преподаю ФК, и сказали, что им жаль, что я ухожу, просили даже остаться до конца года. Что сказать, мне тоже жаль, я очень привык к ребятам и мне крайне приятно, что удалось установить настолько дружеский контакт с детьми.

Так же, мне очень хочется сказать, что школа стимулирует у учеников 11 «а» класса положительно-познавательную мотивацию, которую можно усилить, принимая во внимание подход, ориентированный на зону ближайшего развития и учет индивидуальных особенностей личности каждого ученика.

Социометрическая карточка

Тип Критерии
Работа Кого бы Вы хотели выбрать старостой класса 1 место 2 место 3 место

мальчики
девочки

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА

Я решил описать урок ОБЖ в 11 «б» студента 5 курса, 2 группы Коротких Александра Александровича.

Тема урока: «Гражданская оборона».

Задачи урока: образовательные:

- сформировать у учащихся необходимых знаний о гражданской обороне РФ.

Развивающие:

- развивать умения и способности обсуждать и анализировать различные ситуации.

Воспитательные: - воспитывать системы нравственных качеств, внимания, чуткости.

Цель урока: организация учащихся, их активная деятельность на уроке.

Ученики 11 «б» очень организованы, могут самостоятельно работать с книгой, достаточно начитанны, имеют широкий кругозор, обладают большим запасом слов, речь содержательная, понятная, выразительная, эмоциональная, образная, успеваемость в классе очень хорошая, я считаю, что это связано с тем, что в классе всего 9 парней, а остальные девушки, а как известно, девушки всегда более организованы, ответственны, чем парни, хотя и бывают не редкие исключения. Ребята в 11 «б» классе активностью не выделялись, были в основном пассивны, хоть и внимательно слушали и учебный материал и своих сверстниц, крайне редко вызывались ответить.

Внимание избирательно, у них хорошо развито произвольное внимание, оно устойчиво, легко переключаются с одного вида деятельности на другой. Осмысленно воспринимают учебный материал. Могут различать существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, достаточно хорошо усваивают общие и абстрактные понятия, умеют обобщать, делать самостоятельные выводы, быстро находят решения, но иногда сомневаются в их правильности. Самостоятельное и творческое мышление уже сформировалось. Память произвольная, согласно возрасту, переход от механической к словесно-логической уже почти завершен.

Александр Александрович, подобрал материал соответствующий возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся, их опыту и уровню знаний. Если что-то у учеников вызывало затруднение Александр Александрович, в понятной и доступной форме объяснял, приводил пример из своего опыта, информация имела эмоциональную окраску, преподаватель создавал проблемные ситуации на уроке, тем самым активировал учеников на поиск ответа. Приводил примеры ситуаций, на которые ребята должны были найти ответ. Тема интересная и актуальная для данного контингента учащихся, она вызвала заинтересованность не только у ребят, но и у девчонок. Ученики активно приняли участие в обсуждении новой темы, задавали вопросы, что-то рассказывали.

Таким образом, на уроке были задействованы почти все учащиеся. За свою активную деятельность они получили соответствующие оценки, чему были вполне рады.

Я считаю, что Александру удалось создать на уроке благоприятный психологический климат, который и способствовал продуктивной деятельности учеников. Учащиеся воспринимали студента-практиканта как учителя, это проявлялось в их поведении, заинтересованности как к натуре учителя, так и к предмету, поскольку материал излагался интересно, кратко, но содержательно, т. е. все по сути.

Вывод: Коротких Александру Александровичу легко удалось установить контакт с классом, он использовал индивидуальный подход, на уроке пользовался наглядными средствами будь то таблица или схема, внешний вид его был в норме, владел научной информацией и умело преподносил ее ученикам, легко акцентировал внимание учеников на себе, сумел создать благоприятный психологический климат на уроке, это помогло мобилизовать детей, включить их в активную творческую деятельность. Александр Александрович, умело находил выходы из не стандартных ситуации. Для быстрой мобилизации учащихся использовал коммуникативные атаки и создавал проблемные ситуации на занятии. На уроке использовались основные дидактические принципы обучения: принцип наглядности, активности, сознательности, доступности, систематичности и последовательности. Учебный материал соответствовал возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся, их опыту и уровню знаний. Подобранный материал в полной мере соответствовал поставленным задачам. Моя оценка за его урок только отлично.

Наши рекомендации