Социально-психологическая характеристика класса

Кафедра психологии

ЗАДАНИЕ

По педагогической практике

раздел «Психология»

Для студентов 4 и 5 курса стационара и ОЗО

Географического ф-та

Уч.г.

Социально-психологическая характеристика класса

Цель: изучить психологические особенности межличностных отношений учащихся в классе и составить социально-психологическую характеристику этого класса.

Школьный класс при его изучении должен рассматриваться как малая группа, развитие и функционирование которой влияет на формирование личности каждого ученика. При психологическом анализе группы выделяют её композицию и структуру, групповые нормы и ценности, групповые процессы, систему санкций, а также положение индивида в группе в качестве её члена.

В первую очередь, группа характеризуется особенностями и содержанием групповой жизнедеятельности. Необходимо выявить отношение класса к учению. Важно обратить внимание, насколько учебная деятельность объединяет ребят, есть ли в классе взаимопомощь, переживают ли ученики успехи и неудачи своих товарищей. Характер жизни класса проявляется и вне занятий.

Следует обратить особое внимание на сложившиеся межличностные отношения, так как их система во многом определяет воздействие группы на личность, её самочувствие, создаёт общий эмоциональный климат в классе. Отношение между учащимися в классе складываются в двух направлениях: деловые отношения и личные. Деловые отношения определяет общественная функция каждого члена группы, в связи с чем один может требовать, другой должен подчиняться, исполнять. Но при этом дети не безразлично относятся друг к другу как личности. Одним симпатизируют, другие безразличны; к кому-то тянутся, хотят дружить, других внутренне отвергают. Эти неформальные внутренние отношения оказывают сильное воздействие на жизнь каждого школьника и на деятельность группы в целом.

Известно, что для каждого ученика в классе, как правило, есть свой круг ближайшего общения – референтная группа, в которой он принят и занимает своё место, играет свою роль. Именно здесь складываются особые отношения. Своя этика, свои неписаные законы. И если групповая этика и содержание референтных групп противоречат требованиям класса, то это может привести к внутригрупповым конфликтам.

Не всегда официальная структура классного коллектива соответствует реальным межличностным отношениям. Не всегда активисты являются наиболее авторитетными. Часто лидерами класса являются школьники, не занимающие никаких «должностей», в том числе и отрицательно влияющие на других детей. Нетрудно представить, насколько важно знать учителю межличностные отношения детей, лидеров класса и «отверженных», чтобы эффективно управлять школьной группой и активно влиять на формирование каждой личности.

Этапы выполнения задания. Студент, выполняя функции классного руководителя, должен изучить свой класс и составить его социально-психологическую характеристику. Для этого необходимо изучить примерную схему социально-психологической характеристики класса и составить план сбора необходимой информации с указанием способа её получения (наблюдение, беседа, экспериментальное исследование, тестирование). Для сбора информации рекомендуется использовать приведённые в данном методическом пособии методики.

В процессе прохождения практики необходимо осуществить сбор необходимых материалов для составления социально-психологической характеристики класса. На следующем этапе необходимо проанализировать данные, полученные в ходе изучения класса, обобщить их и составить его характеристику.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССА

1.Общие сведения о классе. Композиция класса: количество учащихся, из них девочек и мальчиков, возрастной состав. Время организации, особые условия (например, слияние с другими классами, классных руководителей и других учителей, наличие в классе второгодников и вновь прибывших).

2. Структура класса и взаимоотношения в нём. Социометрическая структура класса. Наличие лидеров (формальных и неформальных), характер их влияния на класс. Психологическая характеристика «звёзд». Наличие микрогрупп. Особенности изолированных детей, возможные причины их изоляции. Эмоциональное благополучие и неблагополучие отдельных учеников. Дезорганизаторы, их влияние на класс. Пассивные ученики, причины их пассивности.

Взаимоотношения внутри класса (степень сплочённости, наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень заинтересованности в общих делах класса, проявление взаимной требовательности, чуткости, дружеской заботы, взаимопомощи и уважения). Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками. Проявление товарищества и дружбы между одноклассниками. Отношение класса к классному руководителю, его авторитет среди учащихся.

Групповые нормы и ценности, причины их образования. Система санкций, реально функционирующая в данном классе.

Характер внутригрупповых конфликтов и способы их разрешения.

3. Содержание и характер групповой деятельности. Учебная деятельность: общая характеристика успеваемости и дисциплины, отношение класса к успеваемости, наличие контроля за успеваемостью отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, актива класса и всей группы, формы и организация взаимопомощи; позитивные и негативные групповые нормы в учебной деятельности (объяснение неуспевающему ученику домашнего задания, шпаргалка, подсказка, списывание и пр.).

Внеучебная деятельность класса. Интерес к музыке, литературе, спорту, коллекционированию и т.д.; формы проявления этого интереса (читательские конференции, посещение театров, кино, их обсуждение, диспуты и т.д.); участие класса в общественной жизни. Общественно полезный труд и его место во внеклассной жизни. Виды труда и характер его выполнения; проявление сознательной дисциплины в общественно полезном труде. Самообслуживание в классе. Поручения в классе. Отношение детей к своим поручениям.

4. Общие психолого-педагогические выводы. Характер общего «эмоционального климата» в классе (бодрый, жизнерадостный, инертный, напряжённо-нервозный и т.д.). Определение основных проблем организации жизни школьной группы и взаимоотношений её членов. Ближайшие и перспективные учебно-воспитательные задачи. Предполагаемые пути их решения.

Требования по оформлению отчёта

Отчёт оформляется в отдельной папке и сдаётся руководителю-психологу строго в установленные сроки. Титульный лист оформляется следующим образом:

Учреждение образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Кафедра психологии

ОТЧЁТ

по психологической части практики

студента (ФИО)_____________________________________________

_____________________________________факультета________курса

Форма обучения (очная, заочная)_______________________________

Место прохождения практики _________________________________

(район, школа, класс)

Сроки практики ________________________

Руководитель психологической части практики (ФИО)_____________

20___г.

Задание№ 1. Составить характеристику класса на основе наблюдения и дополнительных методов (изучение школьного журнала, беседа с учениками и классным руководителем и др.).

Задание № 2.Самооценка умения управлять работой класса.

Цель: изучить своё умение управлять работой класса с помощью самонаблюдения и опросника.

Содержание задания. Студенту необходимо организовать наблюдение за собственной педагогической деятельностью в процессе проведения уроков и организации внеклассных мероприятий, фиксируя данные в дневнике самонаблюдения. При самонаблюдении можно ориентироваться на список базовых управленческих умений учителя, приведённых в опроснике. В конце практики необходимо проанализировать дневниковые записи, а также дополнить полученные представления о своих умениях управлять работой класса с помощью предложенного опросника.

Инструкция: «Оцените свои управленческие умения отдельно в каждом из трех блоков управленческих умений. Сравните результаты. В каком из блоков Ваши оценки выше? Оцените себя по 10-балльной системе: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0. Например, 10 баллов – в 100% случаев, до 0 – не умею».

Базовые умения учителя Балл
Мне удается поддерживать деловую атмосферу на уроке, в классе практически нет проблем, связанных с дисциплиной  
Я добиваюсь занятости на уроке каждого ученика делом  
Мне удается устанавливать оптимальный темп урока  
Я тщательно продумываю первые недели ведения класса  
Я использую разнообразные формы и методы работы, чтобы заинтересовать учеников предметом  
Я устанавливаю ясные критерии достижения целей обучения  
Я имею тщательно разработанную полную программу обучения  
Я имею хорошие знания предмета, умение соотнести теоретические знания с жизненным опытом  
Я ясно излагаю материал, хорошо знаю методику преподавания  
Я организовываю взаимопомощь, сотрудничество между учениками  
Умения учителя, ориентированного на сотрудничество
Я проявляю теплоту и доброжелательность в общении со всеми учениками  
Я признаю и вижу достижение каждого, а особенно слабого ученика  
Я открыто и ясно выражаю свою позицию так, что при этом не снижается самоуважение учеников  
Я создаю условия для свободы выражения позиций, в том числе критики  
Ученики сообщают мне об ошибках или непонимании учебного материала  
Ситуация урока и опроса знаний не воспринимаются учениками в качестве личной угрозы  
Я показываю ученикам, чему они научились за урок, какие умения приобрели для себя  
Я поощряю ситуации, когда ученики спорят и обсуждают между собой на уроке проблемы, связанные с темой урока  
Я выслушиваю и проявляю внимание ко всем предложениям и идеям учеников  
Я создаю условия для проявления инициативы учеников на уроке  
Умения учителя, ориентированного на развитие самостоятельности учеников
Я начинаю работу с классом с того, что сразу устанавливаю необходимые правила и процедуры  
Я согласую с учениками правила и процедуры совместной деятельности  
Я разделяю зоны ответственности между собой и учениками, побуждаю их брать на себя ответственность  
Я делаю цель урока целью учеников  
Я стремлюсь научить учеников управлять собой, ставить реалистичные цели, планировать свою деятельность  
Я ставлю учеников в ситуацию выбора, например, свободы выбора задач, способов действий  
Я побуждаю учеников оценивать собственную деятельность  
Я стараюсь создавать ситуацию успеха для каждого ученика, повысить ощущение его компетентности  
Я веду дискуссии на уроке. Мои функции при этом: создавать связь каждого выступления с общим руслом размышлений, подводить итоги  
Я использую разные системы для поурочного и итогового оценивания  

Внимание!

Руководитель по психологии:

Кандидат психологических наук, доцент

Даниленко Алла Виленовна тел. + 37529 792-34-65

Кафедра психологии: ауд. 207 старого корпуса

Отчеты сдавать на кафедру в течение трех дней по окончании практики.

Отчеты собирают и заносят групповые руководители от школы из числа студентов.

Оценки выставляются в ведомость, а не сообщаются студенту лично.

Наши рекомендации