Глава 2 психодиагностика как наука
По классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии
Piter.com
Издательская программа
Лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга
Осуществляется при поддержке Министерства образования РФ
an®
Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону• Екатеринбург• Самара • Новосибирск Киев •Харьков • Минск
ББК 88.492я7
УДК 159.9.072(075) Б91
Бурлачук Л. Ф.
Б91 Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер,
2006. — 351 с: ил. — (Серия «Учебник нового века»).
ISBN 5-94723-045-3
Первый в СНГ учебник по психологической диагностике написан одним из известных и ведущих не только сегодня, но и в доперестроечное время специалистов в этой области. В книге подробно рассматриваются история, предмет и методы этой важнейшей отрасли психологического знания. Доступно изложены вопросы, связанные с математико-статисти- ческим обоснованием измерения индивидуальных различий и конструи- рования психологических тестов. Значительное место отводится как тео- ретическим, так и практическим проблемам измерения (тестирования) интеллекта и личностных особенностей. Учебник предназначен для сту- дентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности
«Психология», аспирантов, а также специалистов, решающих диагности- ческие задачи в своей повседневной деятельности.
ББК 88.492Я7
УДК 159.9.072(075)
ISBN 5-94723-045-3 © ЗАО Издательский дом «Питер», 2006
Оглавление
Предисловие6
Глава 1 История психодиагностики. Введение
1.1. Предыстория психодиагностики 8
1.2. Истоки психодиагностики как науки. Психологическое тестирование :12
1.2.1. Френсис Гальтон и измерение индивидуальных
различий13
1.2.2. Умственные тесты Дж. Кеттелла | |
1.2.3. Вклад А. Бине в измерение интеллекта | |
1.2.4. Чарльз Спирмен и структура интеллекта |
1.3. Психодиагностика в XX в26
1.3.1. Развитие психодиагностики в период с 1901 г.
до конца 1920-хгг26
|
1.3.6. Развитие психодиагностики в | 1960-е | гг63 | ||
1.3.7. Развитие психодиагностики в | 1970-е | гг69 | ||
1.3.8. Развитие психодиагностики в | 1980-е | гг73 |
1.3.9. Развитие психодиагностики в 1990-е гг 77
1.4. Тестирование в образовании 81
1.5. Психодиагностика в дореволюционной России и в СССР 84
Заключение95
Глава 2 Психодиагностика как наука
2.1 . Понятие психодиагностики99
2.2. Предмет и структура психодиагностики 101
2.3. Психодиагностика и смежные направления
исследований105
2.3.1. Психодиагностика и дифференциальная психология .. 105
2.3.2. Психодиагностика и психометрия 106
2.3.3. Психодиагностика и психологическая оценка 107
2.4. Психодиагностический метод
и диагностические подходы 108
2.5. Тест как основной инструмент психодиагностики 112
2.5.1. Понятие теста. Виды тестов113
2.5.2. Компьютеризированные и компьютерные тесты | |
2.5.3. Об «объективных» тестах личности | |
2.5.4. Адаптация зарубежных тестов |
2.6. Психологический диагноз 126
2.7. О диагностике черт личности
и «измеренной индивидуальности» 131
Оглавление
2.8. Психодиагностический процесс | ||
2.8.1. Этап данных | ||
2.8.2. Этап переработки и интерпретации | ||
2.8.3. Этап принятия решения | ||
2.9. Этика психодиагностического обследования |
|