Глава 1. Психодиагностика как наука и практическая деятельность

Составитель: О.С. Чаликова

Екатеринбург

2011

Введение

Психологическая диагностика является особой областью психологического знания, которая представляет собой как теоретическое направление, разрабатывающее методы выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей личности, так и сферу практической деятельности психолога. Роль психодиагностики как связующего звена между фундаментальными отраслями психологии и практическими запросами общества позволяет рассматривать изучение данной дисциплины в качестве необходимого условия подготовки профессионального психолога.

Вместе с тем, процесс окончательного оформления психодиагностики в самостоятельную ветвь психологического знания в России нельзя признать завершенным. Несмотря на то, что соответствующие курсы преподаются практически во всех высших учебных заведениях, занимающихся профессиональной подготовкой и переподготовкой психологов, вопросы относительно предмета психологической диагностики, а также методов ее изучения остаются дискуссионными. Со времени публикации первого в СССР учебного пособия («Общая психодиагностика» авторов А.Бодалева и В.Столина в 1987 году) появилось достаточно большое количество литературы, в том числе, учебников и практикумов, в которых рассматриваются различные аспекты психологической диагностики. Авторам большинства из них зачастую не удается избежать дискуссий и полемики. Внимательный читатель может увидеть разночтения в содержании учебных пособий, обусловленные, в том числе авторской позицией. Цель данных методических рекомендаций – сориентировать студентов, приступающих к изучению базового курса «Психодиагностика», в проблемном поле современной российской психодиагностики и тем самым способствовать профилактике возможных трудностей в усвоении содержания дисциплины.

Курс «Психодиагностика» является базовым для студентов 3 и 4 курса, обучающихся по специальности 030301 «Психология». Содержание дисциплины опирается на знания, умения и навыки, полученные в результате прохождения курсов «Общая психология», «Психология развития», «Социальная психология», «Педагогическая психология», «Экспериментальная психология», «Математические методы в психологии». Курс является основанием для прохождения ряда спецкурсов, посвященных углубленному изучению прикладной психодиагностики, а также для организации исследовательской деятельности студентов в процессе работы над курсовыми, выпускными и дипломными проектами.

Курс «Психодиагностика» рассчитан в первую очередь на подготовку специалистов в режиме пользователя-практика, что не исключает изучения методологических основ психодиагностики, в частности, основ дифференциальной психометрики и приемов конструирования и адаптации диагностических батарей. Особое внимание уделяется изучению методологических и методических принципов диагностики психологических качеств и свойств, а также корректному использованию традиционного психодиагностического инструментария.

Цель курса – формирование системы знаний в области методологии психодиагностического исследования, а также овладение начальными навыками психолога-диагноста.

Задачи курса:

1.Овладение студентами базовым понятийным аппаратом современной психодиагностики.

2.Формирование умения ориентироваться в современных тенденциях развития психодиагностики.

3.Овладение начальными умениями в области дифференциальной психометрики.

4.Овладение навыками планирования и организации психодиагностического исследования.

5.Овладение начальными навыками проведения и интерпретации стандартных психодиагностических методик.

6.Формирование личностной и профессиональной позиции психолога-диагноста.

Содержание курса дифференцировано на пять разделов, в каждом из которых предполагаются лекционные, семинарские, практические занятия, а также задания для самостоятельной работы. Каждый раздел является относительно самостоятельным и, в то же время, выступает в качестве необходимой составляющей целостного восприятия курса. Структура данных методических рекомендаций соответствует содержанию дисциплины, представлена в виде пяти глав.

История психодиагностики

I. Донаучный этап развития психодиагностики

Уже на данном этапе произошло разделение научного и практического направления диагностики индивидуальных особенностей.

Научное направление развивалось в рамках философии, философской антропологии параллельно с учением об индивидуальных отличиях. Примером, иллюстрирующим данное направление, выступают трактаты таких философов, как Теофраст («Характеры»), Гиппократ, Гален, Кант и др.

Практика испытаний индивидуальных способностей (изначально тест – «испытание») являлась неотъемлемой частью общественной жизни. Например, различные тесты использовались для набора в школу Пифагора (умение решать задачи, манера смеяться, реакция на неудачу). В Древнем Китае существовала система проверки способностей лиц, претендовавших на должности чиновников.

II. Начало психодиагностики как направления психологии

В конце XIX века психология выделяется из философии в качестве экспериментальной науки. Возникает первая лаборатория экспериментальной психологии В.Вундта, создатели которой позиционировали себя как представители теоретической психологии, далекой от решения прикладных задач.

В 1884 году Ф.Гальтон открывает антропометрическую лабораторию, положившую начало практико-ориентированному направлению психодиагностики. В рамках данной лаборатории создаются первые измерительные инструменты для решения практических задач.

К достижениям Ф.Гальтона и его учеников можно отнести следующее:

1. В рамках лаборатории были обозначены три основных направления психодиагностики XX века. Диагностика интеллекта и способностей (основное направление лаборатории). Создан первый тест способностей, представляющий собой набор психофизиологических проб. Диагностика характерологических особенностей (с помощью опросников). Опросники определялись Ф.Гальтоном как «статистика поведения человека в ежедневных делах». Ф.Гальтону принадлежит идея проективной диагностики, а именно, идея использовать метод свободных ассоциаций для исследования личности.

2.Разработаны основы психометрики (психометрии) – науки о психологическом измерении; создан математико-статистический аппарат, используемый для конструирования тестов.

Основным пунктом критики Ф.Гальтона а его последователей явилось то, что разработанные ими тесты оказались невалидны, то есть результаты тестирования не соответствовали реальным успехам испытуемых и наблюдениям экспертов.

III. Психодиагностика в XX веке

История психодиагностики в XX веке может быть обобщена в виде таблицы. Особое внимание необходимо уделить особенностям развития психодиагностики в России и за рубежом (см. табл.1).

Как справедливо отмечают А.А.Бодалев и В.В.Столин, в истории науки нередко приходится обращаться к вопросам, которые в свое время не были решены или были решены ошибочно. В начале XXI века представляется необходимым обобщить существующий исторический опыт, извлечь из него уроки. По мнению А.Г.Шмелева, состояние современной психологической диагностики в России во многом напоминает кризисную ситуацию 30-х годов, закончившуюся печально известным постановлением 1936 года («О педологических извращениях в системе наркомпросов»). Выйти из кризиса

возможно лишь через четкое определение актуальных проблем и постановку задач развития современной психодиагностики. Данной проблеме была посвящена дискуссия, опубликованная на страницах журнала «Психология. Журнал Высшей школы экономики» в 2004 году.

Основные задачи психодиагностики

1. Разработка методологических, теоретических и конкретно-методических принципов построения психодиагностического инструментария.

2. Разработка конкретных методик измерения различных качеств и свойств.

3. Разработка нормативов и требований к методикам, их разработчикам и пользователям.

4. Совершенствование методов дифференциальной психометрики.

Семинарские занятия

Тема 7. Надежность теста

Существует несколько определений надежности:

1. Воспроизводимость результатов исследования.

2. Точность результатов измерения.

3. Устойчивость результатов, полученных с помощью определенной методики, во времени и по отношению к побочным переменным.

Общий разброс (дисперсия) результатов измерения можно представить как результат действия двух источников разнообразия: самого измеряемого свойства и нестабильности измерительной процедуры, обусловливающей наличие ошибки измерения. Коэффициент надежности показывает, в какой степени индивидуальные различия в тестовых показателях могут быть отнесены на счет действительных отличий в изучаемых свойствах, позволяет судить о том, насколько внушают доверие результаты, полученные по тесту. Основной математико-статистический прием, с помощью которого устанавливается надежность методики, – коэффициент корреляции. Чем ближе значение коэффициента корреляции к 1, тем надежнее тест.

Ошибка измерения – величина, обратная надежности. Чем больше ошибка, тем шире диапазон неопределенности на шкале (доверительный интервал индивидуального балла), внутри которого оказывается статистически возможной локализация истинного балла испытуемого.

На точность измерения влияют следующие факторы: 1) нестабильность измеряемого свойства; 2) несовершенство методики (нечеткость инструкции, формулировки заданий и т.п.); 3) меняющаяся ситуация обследования (время, освещенность, пр. условия); 4) поведение экспериментатора; 5) изменения функционального состояния испытуемого; 6) субъективность в способах оценки и интерпретации результатов.

Единообразие процедуры обследования, ее строгая регламентация – основное условие повышения надежности.

Разновидностей надежности можно выделить столько же, сколько факторов, влияющих на результаты измерения. Практическое применение находят шесть видов надежности.

Виды и способы определения надежности

Виды надежности, для расчета которых необходимо два измерения

1. Ретестовая надежность (надежность-устойчивость) предполагает повторное предъявление теста тем же испытуемым через определенный промежуток времени, а затем установление корреляции между двумя рядами данных. Предполагается, что в перерыве между тестированиями измеряемое свойство осталось неизменным, следовательно, полученные изменения индивидуальных результатов будут связаны с недостатком теста. При определении ретестовой надежности существует проблема временного интервала (максимум – 6 месяцев). В случае небольшого интервала на результаты диагностики будут влиять экспериментальные эффекты тестирования, обучения. При увеличении временного интервала растет вероятность изменения в измеряемом свойстве.

2. Надежность взаимозаменяемых форм предусматривает создание параллельных форм методики и предъявление их одним и тем же испытуемым, после чего также рассчитывается коэффициент корреляции. Основной проблемой использования данного способа определения надежности является сложность создания абсолютно эквивалентных форм.

3. Надежность отдельных пунктов теста рассчитывается в дополнение к ретестовой надежности. Определяется устойчивость ответов по отдельным пунктам теста, то есть выявляются такие пункты теста, на которые испытуемые реагируют одинаково.

Виды надежности, для расчета которых достаточно одного измерения

4. Надежность частей теста (надежность-согласованность; надежность-гомогенность) определяется путем деления методики на две части (чаще, на четные и нечетные пункты), после чего рассчитывается корреляция между показателями по отдельным частям. Для расчета коэффициента надежности используется формула Спирмена – Брауна.

5. Надежность по Кьюдеру-Ричардсону (синхронная надежность, гомогенная надежность, внутренняя согласованность) основана на анализе согласованности ответов испытуемых по каждому пункту теста при однократном тестировании. Вычисляется для всех возможных разбиений теста на две части.

В случае если тестовые показатели для каждого пункта представлены балльной оценкой, используется формула Кронбаха (коэффициент α), если дихотомической – формула Кьюдера-Ричардсона

6. Надежность оценщика рассчитывается для тех тестов, в которых в качестве источника ошибок выступает личность диагноста (тесты креативности, проективные методики).

Тема 8. Валидность теста

Проблема валидности методик является одной из наиболее сложных в психодиагностике. «Валидность теста – понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает» (А.Анастази, С.Урбина, 2001). Валидность – репрезантативность теста относительно измеряемой области поведения.

Соотношение надежности и валидности называют основным соотношением психометрики. Надежность необходимо рассматривать как необходимое, но недостаточное условие достижения валидности. Повышение надежности не означает автоматического повышения валидности. Вместе с тем, для ненадежного теста определить валидность проблематично. В количественном выражении коэффициент надежности всегда выше, чем коэффициент валидности (КН ≥КВ).

Проверка валидности называется валидизацией. Выделяют два способа получения валидности: прагматическая и собственно психологическая валидизация.

I. Прагматическая валидизация.

Прагматическая валидизация (или эмпирическая валидность) относится не столько к методике, сколько к цели ее использования. Суть предмета измерения оказывается вне поля зрения. Главный акцент сделан на то, чтобы доказать, что «нечто», измеряемое методикой, имеет связь с определенными областями практики. Выделяют несколько видов эмпирической валидности.

1. Критериальная валидность.

Критерий – показатель проявления изучаемого свойства в повседневной жизни.

Требования к внешним критериям: 1) релевантность – смысловое соответствие диагностического инструмента независимому жизненно важному критерию; 2) свобода от помех (контаминация); отбор испытуемых из одной среды для исключения влияния побочных переменных, «загрязняющих» критерий; 3) надежность – отражение постоянство и устойчивость исследуемого свойства.

4 типа критериев: 1) Критерии исполнения (количество выполняемой работы, время, затраченное на обучение, темп роста квалификации и пр.)

2) Субъективные критерии (по данным интервью, анкет; отношение человека к чему-либо).

3) Физиологические критерии (частота пульса, давление и пр.)

4) Критерии случайности.

В зависимости от временных отношений между критерием и тестом выделяют следующие виды критериальной валидности: 1. Текущая валидность. Данные по тесту и критерию относятся к одному временному интервалу. 2. Прогностическая валидность. Данные по тесту и критерию относятся к различным временным интервалам. В случае, если критерий находится в прошлом, речь идет о ретроспективной валидизации, если в будущем – проспективной.

2. Конвергентная валидность – связь с родственными методиками. Дискриминативная валидность – отсутствие связи с методиками, имеющими другое основание (отсутствие корреляции с тестом, измеряющим концептуально независимое свойство).

3. Конкурентная валидность. Корреляция с аналогичным тестом, валидность которого уже установлена.

II. Теоретическая (собственно психологическая) валидизация.

1. Концептуальная валидность (И.Н.Носс, 2003). Теоретическое обоснование возможности измерения исследуемого свойства данным психодиагностическим средством.

2. Содержательная валидность. Данный вид валидности подходит только для таких тестов, предмет которых предельно ясен (например, для тестов достижений). Задания теста подбираются в соответствии с аспектами изучаемой области; особое внимание уделяется работе с экспертами.

3. Конструктная валидность. Определяется через соответствие результатов теста некоторому психологическому конструкту. Под конструктами в психодиагностике понимают широкие категории, выводимые логическим путем из общих признаков, свойств или черт, которые обнаруживают себя в непосредственно наблюдаемых поведенческих актах. Согласно А.Анастази, конструктная валидность включает в себя все существующие виды валидности.

Практические занятия

Знакомство с принципами оформления психодиагностического инструментария

Необходимое оборудование: профессиональные диагностические методики.

Практическое занятие проходит в микрогруппах по 3-5 человек. В процессе занятия необходимо:

1. Составить перечень требований к публикации методик. Можно воспользоваться данными, которые представлены в учебнике А.А.Бодалева, В.В.Столина.

2. Оценить в соответствии с требованиями профессиональные заключения. Обратить внимание на:

· стандарты в оформлении инструментария;

· стимульный материал;

· бланки ответов;

· ключ;

· методическое руководство.

3. Сформулировать заключение о степени соответствия методики стандартам, представить отчет о проведенном исследовании.

Глава 3.

Семинарские занятия

Практические занятия

Семантический дифференциал

Метод разработан Ч.Осгудом (1957г.) и его сотрудниками изначально как инструмент диагностики особенностей понятийного мышления. В настоящее время рассматривается как методика измерения личностных установок и отношений к определенному кругу объектов.

Семантический дифференциал (СД) представляет собой стандартизованную процедуру измерения значений любого концепта (объекта) для конкретного человека. В качестве объектов может выступать все что угодно. Каждый объект оценивается по 7-балльным шкалам. Для оценки значения концептов используют порядка 15 биполярных шкал, заданных прилагательными определенного значения. Например: быстрый-медленный; сильный-слабый; острый-тупой и пр.

Факторный анализ первоначального набора шкал (50) выявил 3 основных фактора: 1) фактор оценки (хороший-плохой; полезный-бесполезный; чистый-грязный);

2) фактор силы (сильный-слабый; большой-маленький; тяжелый-легкий);

3) фактор активности (активный-пассивный; быстрый-медленный; острый-тупой).

Система факторов Ч.Осгуда ОЦЕНКА – СИЛА – АКТИВНОСТЬ оказалась универсальной и устойчивой. По его мнению, факторы отражают реальные особенности общей эмоциональной реакции индивида на стимул. Отнесение объекта к положительному полюсу ОЦЕНКИ означает неосознанное получение удовольствия от него, СИЛЫ – испытывает напряжение при встрече с объектом, в то время как СЛАБЫЙ – расслабление; АКТИВНЫЙ – субъект испытывает возбуждение, готовясь к быстрым действиям при встрече с объектом.
Существуют 2 подхода к интерпретации результатов СД.

1. Анализ семантического профиля.

Субъективным оценкам по каждой шкале приписываются значения от 1 до 7 баллов. Производится анализ того, насколько та или иная оценка отличается от остальных.

2. Построение семантического пространства.

Подсчет суммы баллов по шкалам, относящимся к каждому из трех факторов. Коннатотивное значение объектов можно проанализировать посредством вычисления показателя по факторам оценки, силы и активности. Возможно использование факторного анализа индивидуальных оценок, построение «скатерограммы», на которой сходные по смыслу объекты находятся близко к друг другу.

СД используется для решения различных диагностических задач в разных сферах диагностики: в клинике, профконсультировании, неосознанного отношения (мотивации) и пр.

Репертуарные решетки Дж.Келли (репертуарный тест ролевых конструктов)

Методика опубликована в 1955г. в США, имеет сходство с СД, но является более универсальной и гибкой. Реп-тест базируется на теории личности Джорджа Келли. Основная идея теории состоит в том, что концепты, или конструкты, используемые индивидом для восприятия объектов или событий, влияют на его поведение. Каждый человек строит свое поведение исходя из собственной, не вполне осознаваемой, «имплицитной теории личности». В ходе психотерапии происходит трансформация системы конструктов (создание новых, удаление старых), что является первым шагом на пути к позитивным изменениям.

Тест помогает выявлять значимые для клиента конструкты в отношении других людей и себя самого. Данные представляются в виде матрицы, или решетки. Столбцы – элементы (объекты), в качестве которых могут выступать предметы, отношения, люди, ситуации, профессии, т.е., все то, что представляется существенным в контексте исследования. В Реп-тесте Келли – роли, на место которых испытуемый мысленно подставляет своих знакомых (например, «симпатичный сверстник», «человек, которому доверяешь» и пр.). Строки – конструкты – субъективные шкалы человека, т.е., мерки, с которыми он подходит к построению образа окружающего мира. Каждый элемент оценивается по каждому конструкту. Конструкты биполярны. Это «вызванные», а не «заданные» характеристики. Они формулируются испытуемым на предварительном этапе теста. В этом смысле, более симптоматичны уникальные конструкты, полинные «личностные изобретения», в отличие от конструктов-клише.

Конструкты взаимосвязаны друг с другом. Для выявления характера их взаимосвязи разработан ряд техник построения репертуарных решеток. Метод триад. После определения элементов, они предъявляются в тройках испытуемым. Клиент должен указать важное качество, по которому два из них сходны между собой и отличаются от третьего. Ответ рассматривается как полюс конструкта. Отличие третьего рассматривается как противоположный полюс конструкта. Предъявляется столько триад, сколько необходимо для обследования. Метод диад. Поиск сходства только между двумя элементами, а противоположный полюс просто называется испытуемым.

Требования к конструктам: 1. Проницаемость (с их помощью можно оценить большинство элементов). 2. Отражение субъективных оценок испытуемых (не должны быть навязаны). 3. Понятность формулировок. 4. Оба полюса конструкта называются самим испытуемым.

Анализ конструктов: качественный (описание содержательных характеристик конструктов) и количественный (корреляции между конструктами и пр.).

Концепция когнитивной сложности. Чем больше независимых конструктов имеет человек, тем больше степеней свободы имеет социальное поведение личности. Когнитивно-сложные индивиды более терпимы к противоречивой информации, открыты к усвоению нового опыта, более защищены от генерализации стресса на все сферы жизни и т.п. Уточнение – «артикулированность системы конструктов».

Методика получила широкое применение в клинической практике. Для анализа данных репертуарных решеток используются сложные статистические методы, например, иерархический кластерный анализ, многомерное шкалирование и пр.

Данные по валидности – аналогично проективным методикам (субъективность). Сложность объективных интерпретаций. Требует привлечения семантической и психологической интуиции исследователя (Шмелев).

В России модификацией СД и Реп-теста является методика диагностики скрытой мотивации И.Л.Соломина (ИМАТОН).

Семинарские занятия

Практические занятия

Семинарские занятия

Практические занятия

Основная

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2001.

2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб., 2004.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 2000.

4. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. СПб., 2002.

Практикумы

1. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара, 2003.

2. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2000.

3. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. – СПб., 2001.

4. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994.

5. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб., 2001.

6. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб, 2002.

7. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика. / Под ред. В.В.Столина, А.Г. Шмелева. М.,1984.

8. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы / Под ред. А.А.Бодалева и др. М.,1988.

9. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции / Под ред. А.И.Зелиненко и др. М., 1990.

10. Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика / Под ред. И.М.Карлинской и др. М.,1992.

11. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. – СПб., 2001.

12. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб.: Питер, 2001.

13. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып. 1-3. М.,1990.

14. Собчик Л.Н. Стандартизованный многофакторный метод исследования личности. СМИЛ. СПб., 2004

Дополнительная

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб, 2001.

2. Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога. М., 2003.

3. Беломестнова Н.В. Клиническая диагностика интеллекта. – СПб., 2003.

4. Берулава Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога. – М., 2003.

5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2002.

6. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. Киев, 1997.

7. Бурлачук Л.Ф. О дилетантстве в психологической диагностике // Вопросы психологии, 1993. - №5.

8. Глуханюк Н.С., Белова Д.Е. Психодиагностика. М., Екатеринбург, 2005

9. Гуревич К.М., Раевский А.М. Личность как объект психологической диагностики // Психологический журнал, 2001. - №5- С.29-37.

10. Гуревич К.М. Проблемы развития работ по психологической диагностике в школе // Психологическая наука и образование, 1997. – №1.- С.5-10.

11. Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. М., 1998.

12. Гуткина Н.И. Инструментальный метод в детской практической психологии // Вопросы психологии, 2003. - №1- С.17-26.

13. Гулидов И.Н., Шатун А.Н. Методика конструирования тестов. М., 2003

14. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. – М., СПб., 2001.

15. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 1999.

16. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000.

17. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. СП6.,1994.

18. Кабанов М.М., Личко Е.А., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.,1983.

19. Коссов Б.Б. Личность: теория, диагностика и развитие. М., 2000.

20. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984.

21. Лаак Я. Тер. Психодиагностика: Проблемы содержания и методов. М., Воронеж, 1996.

22. Лупандин В.И. Математические методы в психологии. – Екатеринбург, 2002.

23. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. СПб, 2001.

24. Мельников В.Д., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.,1985.

25. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: теория и практика. М., 2001.

26. Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент. – М., 1999.

27. Носс И.Н. Введение в технологию психодиагностики. – М., 2003.

28. Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Психологический анализ рисунка и текста.- СПб.: Речь, 2005

29. Проективная психология. – М., 2000.

30. Психодиагностика. Методология и методы / Под ред. Л.Н.Собчик.- М., 1990.

31. Психологическая диагностика /Под ред. К.М.Гуревича, Е.М. Борисовой. М.,2000.

32. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под. ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2005

33. Психология XXI века: пророчества и прогнозы. Круглый стол // Вопросы психологии, 2000.- №1,2.

34. Психология и этика: опыт построения дискуссии – Самара, 1999.

35. Рогозин Д.М. Когнитивный анализ опросного инструмента. М., 2002.

36. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. – СПб., 2001.

37. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – СПб., 2003.

38. Сыромятников И.В. Психодиагностика. М.; Екатеринбург, 2005.

39. Тихомиров О.К., Гурьева Л.П. Опыт анализа психологических последствий компьютеризации психодиагностической деятельности // Психологический журнал, 1989. – Т10 - №2 – С. 33-45.

40. Холодная М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума. – М., 2002

41. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – СПб., 2001.

42. Худик В.А. Диагностика детского развития: методы исследования. Киев, 1992.

43. Шмелев А.Г. Психодиагностика и новые информационные технологии // Компьютеры и познание. М.,1990.

44. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб., 2002.

45. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. - Ростов-на –Дону, 1996.

Составитель: О.С. Чаликова

Екатеринбург

2011

Введение

Психологическая диагностика является особой областью психологического знания, которая представляет собой как теоретическое направление, разрабатывающее методы выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей личности, так и сферу практической деятельности психолога. Роль психодиагностики как связующего звена между фундаментальными отраслями психологии и практическими запросами общества позволяет рассматривать изучение данной дисциплины в качестве необходимого условия подготовки профессионального психолога.

Вместе с тем, процесс окончательного оформления психодиагностики в самостоятельную ветвь психологического знания в России нельзя признать завершенным. Несмотря на то, что соответствующие курсы преподаются практически во всех высших учебных заведениях, занимающихся профессиональной подготовкой и переподготовкой психологов, вопросы относительно предмета психологической диагностики, а также методов ее изучения остаются дискуссионными. Со времени публикации первого в СССР учебного пособия («Общая психодиагностика» авторов А.Бодалева и В.Столина в 1987 году) появилось достаточно большое количество литературы, в том числе, учебников и практикумов, в которых рассматриваются различные аспекты психологической диагностики. Авторам большинства из них зачастую не удается избежать дискуссий и полемики. Внимательный читатель может увидеть разночтения в содержании учебных пособий, обусловленные, в том числе авторской позицией. Цель данных методических рекомендаций – сориентировать студентов, приступающих к изучению базового курса «Психодиагностика», в проблемном поле современной российской психодиагностики и тем самым способствовать профилактике возможных трудностей в усвоении содержания дисциплины.

Курс «Психодиагностика» является базовым для студентов 3 и 4 курса, обучающихся по специальности 030301 «Психология». Содержание дисциплины опирается на знания, умения и навыки, полученные в результате прохождения курсов «Общая психология», «Психология развития», «Социальная психология», «Педагогическая психология», «Экспериментальная психология», «Математические методы в психологии». Курс является основанием для прохождения ряда спецкурсов, посвященных углубленному изучению прикладной психодиагностики, а также для организации исследовательской деятельности студентов в процессе работы над курсовыми, выпускными и дипломными проектами.

Курс «Психодиагностика» рассчитан в первую очередь на подготовку специалистов в режиме пользователя-практика, что не исключает изучения методологических основ психодиагностики, в частности, основ дифференциальной психометрики и приемов конструирования и адаптации диагностических батарей. Особое внимание уделяется изучению методологических и методических принципов диагностики психологических качеств и свойств, а также корректному использованию традиционного психодиагностического инструментария.

Цель курса – формирование системы знаний в области методологии психодиагностического исследования, а также овладение начальными навыками психолога-диагноста.

Задачи курса:

1.Овладение студентами базовым понятийным аппаратом современной психодиагностики.

2.Формирование умения ориентироваться в современных тенденциях развития психодиагностики.

3.Овладение начальными умениями в области дифференциальной психометрики.

4.Овладение навыками планирования и организации психодиагностического исследования.

5.Овладение начальными навыками проведения и интерпретации стандартных психодиагностических методик.

6.Формирование личностной и профессиональной позиции психолога-диагноста.

Содержание курса дифференцировано на пять разделов, в каждом из которых предполагаются лекционные, семинарские, практические занятия, а также задания для самостоятельной работы. Каждый раздел является относительно самостоятельным и, в то же время, выступает в качестве необходимой составляющей целостного восприятия курса. Структура данных методических рекомендаций соответствует содержанию дисциплины, представлена в виде пяти глав.

Глава 1. Психодиагностика как наука и практическая деятельность

Распределение часов курса по темам и видам работ

Тема, раздел лекции практ.з. самост.р итого
1. Психодиагностика как отрасль научной и практической психологии
2. Классификация психодиагностических методик. Тест как основной инструмент психодиагностики -
3. Методы постановки психологического диагноза
4. Профессионально-этические требования к специалисту
5. Области применения психодиагностики.

Наши рекомендации