Психодиагностика как наука и практика

Знакомство с данной темой целесообразно начинать с рассмотрения проблемы определения психологической диагностики, ее научного и практического статуса. Как подчеркивает Л.Ф.Бурлачук: «наука есть, а определения нет». Зачастую психодиагностика понимается как синоним психологического тестирования - психологического измерения с помощью тестов. Собственно термин «психодиагностика» введен Г.Роршахом в 1921 году и был определен как «процесс обследования с помощью теста чернильных пятен».

И.Н.Носс обобщает существующие подходы к пониманию психологической диагностики:

1.Как особый вид психологического экспериментирования (С.Л.Рубинштейн, К.М.Гуревич и др.).

2.Как совокупность методик и приемов формирования психологического диагноза (оценки) (Л. Ф. Бурлачук, С.М.Морозов и др.). Предметом выступает инструмент психологического измерения и оценки.

З.Как раздел психологии, изучающий закономерности вынесения достоверного психологического диагноза, практику применения психодиагностических инструментов (А.А.Бодалев, В.В.Столин).

То есть, психодиагностика, являясь частью или видом экспериментирования, представляет собой разработку и применение инструмента психологического измерения. Предметом является достоверное измерение конкретного свойства личности при помощи выявления определенной реакции человека на стандартизованный стимул.

Психологический измерительный инструмент является микроэкспериментом. В качестве независимой переменной выступает стандартный стимул, реакция на который известна и статистически определена. Зависимая переменная - реакция, действие или результат действия испытуемого в процессе тестирования.

Большинство авторов в качестве специфики психодиагностики рассматривает ее междисциплинарный характер. Согласно определению А.Г.Шмелева, психодиагностика - мост между наукой и практикой (наукой об индивидуальных психологических отличиях и практикой постановки психологического диагноза).

Роль психодиагностики в структуре психологического знания:

· Теоретическая психология: Психодиагностика как наука - микроэксперимент; наука о разработке инструментария;

· Практическая психология: психодиагностика как изучение процедуры обследования и способов постановки психологического диагноза;

· Прикладная психология: профессиональная психодиагностика, психодиагностика в образовании.

Ÿ Психодиагностика как наука(теоретическая дисциплина) рассматривает закономерности (теорию, принципы и инструменты) измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Иными словами, она изучает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила «диагностических умозаключений», с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических «переменных».

Большинство исследователей признают, что психодиагностика как область психологического знания направлена на разработку методов распознания индивидуально – психологических особенностей. При этом она имеет дело не только со стандартизированными методами (тестами), но также качественными настандартизованными оценками личности. Важно также учитывать, что психодиагностика не вспомогательная дисциплина, а полноправная наука, изучающая природу индивидуальных различий.

Учитывая разные трактовки, Л.Ф. Бурлачук предложил следующее определение.

Определение Л.Ф. Бурлачука: психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающей теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Бодалев А.А. рассматривал психодиагностикукак микроэксперимент, в котором в качестве независимой переменной выступает субъективный материал, а в качестве зависимой переменной – реакции испытуемых, которые подлежат дальнейшему обобщению и интерпретации.

Ÿ Психодиагностика как практика(практическая деятельность) - психологическое обследование личности с целью постановки психологического диагноза. Это - основа деятельности любого практического психолога (М.К.Акимова). Постановка психологического диагноза обеспечивает решение ряда практических задач, связанных с учетом психологических различий между людьми.

Психологический диагноз – конструирование теории отдельной, частной личности (по Выготскому).

Постановка диагноза обеспечит решение ряда практических задач, связанных с учетом психических различий между людьми (кадровые решения, спортивная психология, специальные способности к определенным видам деятельности, образование).

Ÿ Прикладная психодиагностика –часть прикладных отраслей, способствующих решению диагностических задач в соответствующих сферах.

В теоретической психодиагностике – разработка тестов широкого профиля.

В практической психодиагностике – появляются новые объекты диагностики. Существует потребность в разработке тестов под задачи образования, профессиональной деятельности и т.д.

В течение более чем векового развития психодиагностики сложились основные сферы применения психологических методик, которые могут быть обозначены как отрасли общей психодиагностики:

· Образовательная психодиагностика использует те тесты, которые предназначены для измерения успешности усвоения учебного материала (тесты успешности);

· Клиническая психодиагностика направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей больного (структурно-динамические особенности личности, отношение к болезни, механизмы психологической защиты и т.д.), оказывающих существенное влияние на возникновение, течение и исход как психического, так и соматического заболевания.

Общая психодиагностика как отрасль психологического знания находится на стыке следующих дисциплин:

1) Психология соответствующей предметной области, в первую очередь, дифференциальная психология. Выделяемая для диагностики переменная должна иметь теоретический смысл в соответствующей области науки и практическую значимость для решения научной или прикладной задачи. Психологическая диагностика есть воплощение понятий соответствующих психологических дисциплин в конкретных методиках.

2) Дифференциальная психометрика - наука, обосновывающая и разрабатывающая измерительные диагностические методы (процедуры и методики).

3) Практические сферы применения психологического знания, которые выдвигают диагностические задачи и обосновывают выделение комплексных интегральных переменных, выступающих в качестве объектов психологической диагностики.

Таким образом, уровень развития диагностики определяется:

1) разработанностью теории измеряемого явления;

2) уровнем технического оснащения инструментария, уровнем технологии (качества математико-статистических процедур и пр.);

3) сформированностью практического запроса.

Наши рекомендации