Потребность в деловой карьере, права и обязанности
Нет более трудной работы, чем работа по созданию себя.
Г.Н.Гурджиев
Рассматриваются психологические проблемы гармоничного развития личности. Приводятся разные варианты взаимозависимости между развитием личности, деловой карьерой, правами и обязанностями.
В научной литературе практически отсутствует психологический анализ связи между процессами формирования гармоничной личности и становлением деловой карьеры при исполнении прав и обязанностей [2, 3]. Это послужило мотивом для психологического рассмотрения данной проблемы.
Каждый сознательный человек планирует своё будущее, которое связано с развитием личности, семейной жизнью, деловой карьерой, социальным статусом, видами потребностей. В своем существовании мы постоянно зависим от наших материальных, социальных, физиологических, психологических, духовных потребностей и способов их удовлетворения независимо от того, насколько они носят истинный характер или ложный. Эти потребности формируются нашей собственной природой и обществом через включённость в различные виды деятельности.
Права и обязанности легко идентифицируются с властью и любовью. Логически противоположностью любви является ненависть, психологически же – это воля к власти. «Где господствует любовь, там отсутствует воля к власти, и где пребывает власть, там отсутствует любовь», – пишет К.Г.Юнг [5, с. 90]. Ментальный и эмоциональный мир личности наполнен противоположными энергиями (желаниями, потребностями, мотивами, чувствами), добром и злом. Существует много мировоззрений, принципов и форм деятельности, направленных на поддержание гармонии личности и общества. Внутри индивида находятся все силы, способные к созиданию гармоничной жизни, а также силы, способные все разрушить. Человек, как и его личность, всегда к чему-то привязаны и находятся в зависимости от чьей-то силы, власти. В качестве ведущей потребности А.Адлер называет стремление к власти [1]. Власть решает вопрос о жизни и смерти, свободе и рабстве, она воздействует не только на тела, но и на умы. Рассуждая о власти, Э.Фромм пишет: «В чьих руках превосходящая сила, тот вызывает восхищение и поклонение. Он считается воплощением мудрости и добра, даже если порабощает нас» [4. С. 365]. До тех пор, пока мы прославляем власть и принимаем ценности кесаря, власть «золотого тельца», материальные, витальные и социальные потребности будут определяющими в повседневной жизни. Три социально-психологические и физиологические силы (потребности), как: власть, богатство, секс имеют чрезвычайно сильную привлекательность для человеческого эго, и если они неправильно используются, то больше всего искажают и сдерживают развитие сознания личности. С момента рождения человек постоянно к чему-то привязан во внешнем мире, со временем связи становятся многограннее и крепче. Особую роль в этом играют потребности и желания. Когда человек рождается, он зависим от матери и глубоко привязан к ней, т.к. не может без нее удовлетворить свои жизненные потребности. Когда он подрастает, место привязанности к матери занимает привязанность к друзьям, к внешнему миру, к играм, спорту, развлечениям. Проходят годы, он женится, считая свою жену (мужа) главным содержанием своей жизни. После окончания вуза, получив специальность, бурно начинает развиваться потребность к карьерному росту, что тесно связано с любовь к власти, деньгам, витальным удовольствия, при этом он связывает себя с профессией, партией, которые придают ему уверенность и силу. Когда рождаются дети, старые привязанности (к друзьям, жене, спорту и т.д.) могут слабеть, детям необходимо образование. Затем появляются внуки, наступает борьба за новые потребности и новые права. Вся жизнь проходит во власти рефлексов, инстинктов, страстей, потребностей, привычек, вся жизнь потрачена на рост, развитие и удовлетворение эго личности.
Эволюционный шаг в развитии личности связан с раскрытием сознания и уменьшением роли эго, когда человек стремится к новым уровням бытия, к более высоким идеалам. Развитие сознания вполне благополучно может сочетаться со всеми видами потребностей, в том числе и с успехами в области служебной карьеры. Многие свое будущее счастье связывают с карьерой, с увеличением потребностей и способов их удовлетворения. Для этого необходима сформировать потребность в деловой карьере. Огромное количество научной и популярной литературы учит тому, как «сделать карьеру». Деловая карьера – это продвижение личности в какой-либо сфере деятельности, достижение известности, славы, высокого социального статуса, что связано с развитием способностей, умений, навыков, квалификационных возможностей. Различают несколько видов карьеры: внутриорганизационная, межорганизационная, специализированная, неспециализированная, вертикальная, горизонтальная, ступенчатая, скрытая [3, с. 428-430]. На разных жизненных этапах у человека формируются свои виды и способы построения карьеры, свои потребности и формы их удовлетворения. Это зависит не только от возраста, но и от уровня развития личности, социального статуса, соотношения сил в обществе, в структуре прав и обязанностей. Теоретическое осознание и практическое начало в понимании карьерного роста связано с принципами семейного воспитания и системой образования. Стоит отметить, что система образования, которая порабощает ум человека, делает его обусловленным, воспитывает карьеризм, не имеет ничего общего с истинным образованием. Образованный человек дожжен понимать, что у него больше обязанностей, чем привилегий, больше обязательств, чем прав. Потребность карьерного роста постепенно перерастает в карьеризм – одно из самых негативных качеств личности. Жажда власти, желание стать первым в чем бы то небыло, стремление одержать победу над другим, заработать богатство, известность, приобрести преимущество постепенно переходит в манию величия и тогда человек становится источником бед и несчастья для себя и других. Карьеризм неотделим от эгоизма и является мощным средством для вознесения эго на временный и ложный пьедестал. Все несчастья человека в его бережно выращиваемом эго.
Притязания индивида на продвижение по службе связаны не только с потребностью кем-то руководить, но и с потребностью кому-то подчиняться, с поиском защиты «сильного» человека. У каждого человека соотношение в диаде «руководить-подчиняться» представлено в разных пропорциях: от гармонии до яркого выражения крайностей. Нередко эта потребность принимает асоциальные черты и формирует патологический характер. Формы, методы и способы в реализации своих прав и обязанностей бесконечно разнообразны. С увеличением знаний, совершенствованием профессиональной деятельности, карьерным ростом постепенно меняется наполнение сил в диаде «права-обязанности», что сказывается на структуре всей личности. При этом возможны три варианта развития личности с многочисленными и гибкими вариациями.
Первый вариант. На протяжении всего карьерного роста личности между мыслями, словами и делами сохраняется гармония, что поддерживает динамическое равновесие между правами и обязанностями, правом и долгом. Изменяются права – синхронно, как уравновешивающая противоположность, изменяются и обязанности, расширяются или убывают. Для осознающей себя личности это является естественным процессом, когда «все течет, все изменяется». Такой человек не привязан экономически, эмоционально и ментально к своему успеху или неуспеху в области служебной карьеры. Он хозяин своих эмоций, мыслей, слов и дел, спокойно, без стрессов и фрустраций, относится к «взлётам» или «падениям», считая, что все, что ни делается – все к лучшему. Рассуждает и живет по христианскому принципу: «На все воля Божья». В данном случае личность, включаясь в разные виды деятельности, находится в относительной гармонии, она следует «срединному» пути и осознает это.
Второй вариант проявляется в доминанте потребности в исполнении долга, когда обязанность в служении, отдаче – превыше всего. Такое мышление и поведение как стиль жизни свойственны высоконравственным, духовно продвинутым людям. Их кредо: забудь о правах, исполняй свой долг; право осуществляй только тогда, когда оно станет твоим долгом; право должно стать наградой за исполнение долга; вначале общее благо, потом личное. В данном случае формирование личности и ее потребностей превалирует духовное начало, когда смирение, верность, доверие, самоотдача, любовь и другие высшие человеческие качества преобладают. Это путь христианского развития гармоничной личности.
Третий вариант. Постепенно, с повышением по службе, все более явно начинает проявляться потребность в увеличении своих прав в различных областях жизни. Человек «права» забывает о «долге», он борется и стремится расширить свои права, а исполнение долга оставляет на «потом» или совсем о нем забывает. Право «иметь» он считает естественной потребностью (т.к. имеет высокую должность) и полагает, что должен этим правом воспользоваться максимально. Служебное положение данная личность использует для расширения своих потребностей и соответствующих на них прав, а выполнение долга перед обществом, служение людям ставит на второе место. В данном случае субъект удовлетворяет и растит свое эго, ему трудно развернуть свою активность на благо других людей, они постепенно исчезают из поля его внимания. Вследствие эгоистичного понимания и исполнения своих прав и обязанностей формируются ложные потребности и способы их удовлетворения. Это не дает индивидуальности (душе) проявить свои истинно человеческие качества. Энергия дисгармоничной личности блокирует импульсы и призывы души и человек становится на путь чисто функционального существования, его эволюция останавливается, хотя карьерный рост может продолжаться. Это наихудший вариант для эволюции человека, развития человеческих и профессиональных качеств. Если внимательно рассмотреть этот вопрос, то окажется, что человек вообще не имеет прав в этом мире. Он имеет только обязанности, но не права. Несерьезно бороться за свои права, и не выполнять своих обязанностей. Хаосом и конфликтами мир обязан людям, забывающим свои обязанности. Если каждый будет выполнять свой долг, мир будет жить в мире и процветании. Когда работодатель выполняет свой долг, работники работают хорошо. Когда родители выполняют свои обязанности, дети осознают свою ответственность. Если преподаватели выполняют свои обязанности, студенты ведут себя хорошо и учатся с желанием.
Проведем более подробный психологический анализ развития сознания личности при восхождении по иерархической служебной лестнице во всех приведенных выше случаях. Каждому человеку свойственно стремление, связанное с возможностями продвижения по службе. В начале деловой карьеры человек имеет соответствующие права и обязанности по удовлетворению своих жизненных притязаний. Пары противоположностей (права–обязанности, брать–отдавать, властвовать–подчиняться и другие), специально оговорённые в должностной инструкции работника, должны иметь гармоничное соотношение. В случае правильного сочетания противоположных сил у индивида вырабатываются черты характера, ведущие к гармонии в личностной сфере и в межличностных отношениях. В случае пренебрежения одной из составляющих психологическое поле эго формируется с акцентом в ту или иную сторону, возможна акцентуация характера и выход отдельных черт личности в область патологии. Если желания иметь и потреблять перевешивают желания отдавать и производить, то закладывается основание для потребительского отношения к людям, обществу и природе. Бывает перебор и в другую сторону, при этом у личности формируется альтруистическая позиция, где потребность быть обязанным кому-то в чем-то доминирует и индивид попадает в соответствующие виды зависимостей.
С повышением в должности и правильным формированием потребностных установок (разъяснение, планирование, прогнозирование, контроль) в сфере «права–обязанности» у человека закрепляются такие поведенческие, эмоциональное и ментальное черты характера, которые позволяют гармонично распределять свою жизненную энергию. В подобной ситуации о человеке говорят не только как о специалисте высокого уровня, но и как о гармоничной, честной, порядочной, нравственной личности. Сохраняя энергетическое равновесие между правами и обязанностями, отношением к себе и к другому служебная карьера благоприятствует все большему раскрытию интеллектуального и духовного потенциала. Если обстоятельства (культура коллектива, стиль управления, характер самого человека и многое другое) не способствуют сохранению равновесия при умножении прав и обязанностей, то с каждым новым изменением или повышением в должности у личности все больше нарушается гармония противоположностей. Энергетическое и психологическое поле личности искажается в ту или другую сторону. Формируется вид ложного самосознания и собственной значимости с непредсказуемыми последствиями негативного характера, как в развитии личности, так и в исполнении профессиональной деятельности.
Отсутствие гармоничного развития погружает человека в иллюзию исключительности, превосходства над другими. Он ограждает себя от других, отчуждается и в этом заключается его драма. В абсолютном большинстве людям свойственно наделять себя все большими правами, особенно когда для этого имеются условия – наличие власти выраженной в разных формах. Власть, как самостоятельная и активная сила в структуре личности, вынуждает другого человека, стоящего на более низкой должностной ступени, принимать на себя груз обязанностей, которые для него несвойственны или непосильны. Новая расстановка сил в организации служит другим членам коллектива основанием для борьбы за сохранение энергетического равновесия между правами и обязанностями, что приводит к возникновению стрессов, аффектов, конфликтных ситуациях. Права – это обратная сторона обязанностей, личность не может полноценно развиваться без гармонии в самой себе и в отношениях с другими людям.
Извечная психологическая проблема «права–обязанности» при дисгармоничном соотношении раскалывает личность на множество субличностей, когда приходится играть многочисленные социальные роли, надевая на себя очередную маску. Человек лишается индивидуальности, самобытности, целостности и теряется в кругу себе подобных масок-персон, функционеров, потерянных душ. Естественно, это не только вносит внутренний разлад в психологическую структуру личности, но и расслаивает коллектив организации (общество) на формальные и неформальные группы и группировки, которые противостоят друг другу. Отождествляя себя с персоной, должностью, деятельностью, званием, креслом или портфелем, партией или обществом, индивид теряет глубинно-человеческие качества, превращается в бездушного функционера, требуя и от других людей таких же критериев мышления, поведения и деятельности.
Каждый человек представляет психоэнергетическую гармонию или дисгармонию, что проявляется в чертах и силе характера, в способностях, потребностях и т. д. При утрате индивидуальной гармонии и развитии ложных качеств и потребностей в сфере прав и обязанностей, индивида преследуют неудачи, болезни, «беспричинные» негативные последствия, наступает деградация личности. Дисгармоничное общество проявляется в межличностных и социальных конфликтах (забастовки, терроризм, войны). В конечном итоге при накоплении энергетического дисбаланса в обществе мы наблюдаем экологические и природные бедствия (эпидемии, ураганы, землетрясения, наводнения и т. д.). Так действует закон причинно-следственных связей, восстанавливая утерянное равновесие в микро- и макросреде. В случае огромного дисбаланса может последовать уничтожение всей системы (человека, группы, общества и т. д.) как естественная мера по возвращению утерянного в природе и обществе равновесия.
Современному человеку свойственны активность, желание расширять зону своего влияния во всевозможных видах деятельности. Максимальное продвижение в служебной карьере (например, президент страны) наделяет субъекта почти неограниченными возможностями в правах и обязанностях. В этом случае крайне трудно сформировать гармоничную личность, высокий уровень нравственности, духовность. В принципе все люди – и наделенные властью, и не обладающие ею, потенциально имеют равные возможности для самореализации. Так звучит в теории, в практике все обстоит значительно сложнее.
В интегральной психологии наиболее значимыми являются качества и способности связанные с рефлексией, с умением управлять своими эмоциями и чувствами. Это возможно когда сознание личности подчиняется своей душе и настроена на сотрудничество и взаимопомощь. Желание власти над другими живыми существами, людьми, способствует укреплению ложного авторитета, что ведет к утрате связи с высшими психическими и духовными силами и служит тормозом для саморазвития. В истории много случаев, когда люди отказывались от взращивания своего эго, от высшей власти – власти над людьми – ради самореализации (Будда, Махавира были царскими сыновьями). Гуманистическая психология управления в первую очередь делает акцент на формировании индивидуальной и межличностной гармонии, а руководство другими людьми рассматривает под углом партнерства и взаимопомощи, при котором умение постоянно прислушиваться к личности другого человека является непременным условием.
Успешный рост деловой карьеры с одновременным ростом сознания возможен, когда внутри самого человека происходит успешная борьба за сохранение психического равновесия. Гармония в душе возможна в случае постоянного снижения уровня притязаний, направленных в сторону «иметь» и осознанного принятия долга в сфере обязанностей. Развитие истинно человеческих качеств, духовных потребностей и способностей составляет основу сохранения гармонии внутри себя, а значит и в обществе. Отсюда столь велико стремление людей открыть внутри себя Христа, Будду, или найти «золотую середину», стать на путь Дао, освоить йогу, чему и посвящают многие люди всю свою жизнь.
Все мы и каждый в отдельности, находимся на своей иерархической ступеньке развития сознания, но никто не вправе снимать с себя ответственность, как за свою личную судьбу, так и за судьбы других людей. Индивидуальная гармония каждого служит наилучшим гарантом для гармонии целого, то есть окружающего нас мира.
Становление и развитие гармоничной личности осуществляется за счет доминанты любви, смирения, отдачи, жертве, на выполнении своих многочисленных обязанностей по отношению ко всему сущему. Пребывание на высокой должности дает много возможностей для саморазвития и оказания помощи другим людям, но столько же шансов и обратного воздействия. Игнорирование данной особенности может сформировать «человека карьеры» с отрицательными установками к обществу, к себе подобным, к самому себе, хотя индивид этого может и не осознавать. Дисбаланс прав и обязанностей возникает от гипертрофированного эго. Эго растет присвоением, это его закон жизни, и если чем-то делится, то только с целью ещё большего самоукрепления. Бескорыстная отдача – смерть для эго. Утонченные формы противостояния и конкуренции личностей во всех видах деятельности служат не сближению между людьми, но еще большему разъединению, разобщению, выработке ложных потребностей и видов деятельности. Наиболее ярко это проявляется в служебной карьере, когда интеллектуальное и духовное развитие приносится в жертву функциональным амбициям.
В последнее время психология управления и саморазвития смещает свои акценты от изучения внешнего поведения и развития человека к его внутреннему содержанию, где акцент ставится на рефлексии и самоконтроле. Психология сотрудничества, соучастия, совместной деятельности становится фундаментальной базой для перехода личности и организации на более высокий уровень развития. Можно добиться внешнего, социального успеха в служебном продвижении и потерпеть полное фиаско в личностном самоопределении. Во всем необходима мера, когда оба крыла (права и обязанности, власть и подчинение, материальное и духовное) одинаково хорошо развиты и подвластны сознанию. Это не отказ от активной жизни, но полная ответственность перед ней. Внешняя легкость понимания данного положения бесконечно трудна для практического воплощения. Гармоничное развитие личности и становление деловой карьеры находятся в прямой взаимозависимости от того, как человек воплощает в реальность свои силы в области формирования прав и обязанностей.
Литература
1. Адлер А. Наука жить. – К., 1997.
2. Поляков В.А. Технология карьеры: Практическое руководство. – М., 1995.
3. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. – 3-е изд., доп. и перераб. – М., 2007.
4. Фромм Э. Душа человека. – М., 1992. – 430 с.
5. Юнг К.Г. Психология бессознательного. / Пер. с нем. – М., 1996. – 320 с.
Вопросы для размышления и проверки усвоенных знаний
1. Дайте определение понятию «потребность» с психологической, физиологической и энергетической точек зрения.
2. Назовите и дайте обоснование тем основаниям, которые лежат в основе классификации потребностей.
3. Каковы отличия потребностей человека с физиологической, психологической, энергетической точек зрения?
4. В каких природных ритмах проходит жизнь человека, и как они влияют на его жизнедеятельность?
5. Назовите базовые потребности в разных теориях потребностей. В чем их отличие?
6. В чем заключается отличие внешних потребностей от внутренних?
7. Что понимается под полимотивацией?
8. Есть ли у человека иерархия потребностей и мотивов? От чего она зависит?
9. Какие потребности доминируют у вас сейчас?
10. Что вас больше привлекает: сотрудничество или конкуренция?
11. Покажите взаимосвязь и взаимозависимость в сфере прав и обязанностей человека. В каком случае будет складываться гармоничная психика человека, в каком дисгармоничная?
12. Покажите возможные вариант развития личности при нарушении равновесия между правами и обязанностями.
Часть 5